Было дело, совершенно спонтанно поехал я в Питер. Захотелось встретить Новый 2023 год в пути, заодно погулять по одному из любимых городов, посмотреть на его новогодние наряды. Но сейчас не об этом. Уже вечером 1 января топаю на Ладожский вокзал, чтоб ехать обратно. Всё как обычно - пока есть время до отправления можно забежать в магазин, что-нибудь укусить в кафе и за сорок минут до отправления поезда идти искать свой вагон. А вот, собственно, и герой моего рассказа. Среди свежих тверских вагонов, блестящих своими свежеокрашенными боками стоит он... Пресловутый, видавший жизнь и, вероятно, многие-многие города, но от этого не менее замечательный Аммендорф. Привет, ветеран! И если сказать, что я удивился, когда зашёл внутрь - это не сказать ничего! Обалдеть! Это практически тот вагон, из детства! В любимом мною, уютном псевдодеревянном исполнении интерьера (почему-то в том же детстве немного расстраивался, когда попадались "белые" вагоны), с сидушками-откидушками в коридоре, с которыми в детстве приходилось чуть ли не бороться, чтоб они открылись и на которых так замечательно было по долгу сидеть, схватившись руками за длинный поручень над головой, оперевшись щекой на подоконник и глядя в окно на незнакомые пейзажи...
В купе всё такое знакомое... Те же светильники у изголовья, "крутилка" громкости над окном, толстые и мягкие полки. На дверях "паровозные" рукоятки, на потолке люминисцентные лампы, стол со спрятанной снизу открывашкой для лимонада. Не хватает белых хлопчатобумажных шторок на окнах, которые постоянно выпадали из рамы окна. Да, немного портят радостное впечатление герметичные стеклопакеты окон с узкими форточками, но их можно прикрыть всё той же рольшторой из бордовой ПВХ и тормозом с двумя хромированными ушками посередине. Даже розеток всего две штуки на вагон в коридоре! Титан, выемка для стакана, где можно набрать питьевую воду, всё на своих местах.
Туалеты на стоянке закрыты. Те самые, чтоб лом в унитаз бросать. И воду добывать, нажимая нажимая ладошкой пипку под краном.
Пока ждём неторопливых пассажиров вышел на перрон ещё подышать питерским воздухом и осмотреть вагон. Зелёный, обветренный всеми ветрами, кузов с жёлтой полосой. Под ней ровно две линии отштамповки от двери до двери, по которым я сам так ловко научился отличать ещё издалека купейные вагоны от плацкартных - у них ведь таких отштамповок пять. Окна открыты так, что в них можно выглянуть лёжа на любимой верхней полке. А между окнами массивный герб нашей большой страны. Под жёлтой полосой висит белая, как-будто фарфоровая, маршрутная табличка "Ворошиловград - Адлер"... Эх, показалось.
Обойти поезд, к сожалению, возможности не было, да и время поджимало. Молодой проводник не смог ответить какого года вагон, ну да ладно. Соседний вагон тоже был купейный, Аммендорф, и это добавляло удовольствия. Но его интерьер уже был переоборудован под более современные стандарты. Ну всё, пора отправляться...
В вагоне не пахло вкусной едой, никто не пел тихонько под гитару, не сновала шумная и весёлая детвора из одного купе в другое, друг к другу в гости. Не брякали стаканы в подстаканниках, и проводница не разносила ароматный, густозаваренный чай своим пассажирам. Откинул сидушку, которая так знакомо всё так же туго и нехотя поддалась, сел и долго смотрел на проплывающие красоты вечернего новогоднего Петербурга. Так бы и ехать, пока мама или папа позовут трескать варёную в мундире картошку с ножкой запечённой курицы.
Забрался на любимую верхнюю полку, выключил свет, на всякий случай покрутил крутилку и долго старался не заснуть, слушая редкий уже перестук колёс, лязгание сцепных устройств, гудки встречных поездов и звон переездов. Вагон так знакомо и приятно покачивался на звенящих стрелках. Где-то далеко в вагоне иногда негромко дребезжала неплотно закреплённая панель. Поймал себя на мысли, что всех этих звуков в современных вагонах мы уже почти не слышим. Ну и как-то незаметно под эту старую и забытую музыку уснул.
Моё спонтанное путешествие подходило к завершению. Утром суета, традиционная очередь из желающих успеть в туалет до санитарной зоны, толкотня из сдающих постельное бельё проводнику в коридоре. И я, радостный и довольный от того, что ещё раз получил редкую возможность прокатиться в старом, но таком родном вагоне.
Интересно, сколько таких еще в строю и на маршрутах? Всегда обращаю внимание на них. Чаще попадаются на каких-нибудь станциях, уже переоборудованные в какие-нибудь лаборатории, технички и используемые под жильё рабочих, в составе ремонтно-строительного поезда. Эти даже ещё в старой зелёной ливрее, с той самой жёлтой полосой. А вот чтоб на маршруте... Видимо больше шансов встретить старый Аммендорф летом, в сезон отпусков, в составе дополнительных поездов, едущих на юг.
А вот и Москва, приехали!
В общем, вот такой неожиданный и очень приятный новогодний подарок я тогда получил. Удовольствие неимоверное! Спасибо Тебе, старый вагон! И приятных путешествий!