Ответ на пост «Зоозащитники Оренбурга обломались»
Эххх, жаль в Бурятии пока вся эта эвтаназия затормозила.
В Улан-Удэ на прошлой неделе местным гражданам пришлось удивиться: прямо к голове Ленина и под окна чиновников, рядом с новенькими лавочками и газоном на площади Советов выгрузили собак. Тут же пошли слухи, что их привезли, чтобы там и выпустить – мол, отловщикам нечем их кормить. Что произошло – разбирался Восток-Телеинформ.
Собак в переносках на площадь выгрузили сотрудники ООО «ЦАСС», именно эта подрядная организация вот уже несколько лет выполняет в городе работы по отлову безнадзорных собак. Периодически попадает в скандальные истории, но собак отлавливает – надо сказать, псов на улицах в последние годы и правда стало меньше. Но 20 июня они собак привезли под окна чиновников, объяснив это тем, что им нечем их кормить, денег на содержание нет и ситуация такая, хоть выпускай прямо у чиновничьих машин. Всего выстроили я два ряда около 20 четвероногих, которых с любопытством рассматривали сквозь решетку объекты благоустройства с фонтаном. Быстро собралась толпа, новость попала в сети.
...
А ситуация с ними сегодня не самая простая и длится уже не первый год и в ней есть все: федеральное законодательство и республиканские указы, общественники, зоозащитники, местные власти, отловщики, приюты, в общем, все смешалось в доме Облонских.
До 2020 года в Бурятии работа с собаками шла по закону № 498, который предусматривал процедуру ОСВВ – «отлов, стерилизация, вакцинация, возврат». Собак отлавливали, ставили прививки, потом отпускали обратно, уже с бирками и без возможности размножаться. Предполагалось, что такие собаки менее агрессивны, а отсутствие потомства у них сократит и число бездомных псов на улицах. Но 2021 году из отловленных более чем 8 тысяч собак на пожизненное содержание в приютах оставили только 224 особи, а всех остальных вернули на улицы. На улице собаки вели как собаки: сбивались в стаи, кидались на людей. Это привело к социальному напряжению, жители стали чаще жаловаться на нападения собак с бирками. После ряда совсем уж диких нападений собак на людей, в том числе, детей, в республике был принят указ главы и в приютах начали оставлять всех собак, которые в холке выше 25 сантиметров. Предполагалось, что там они будут находиться пожизненно, но собаки в Бурятии рослые и их очень быстро набралось около трех тысяч. В 2023 году на их содержание потратили 80 миллионов рублей. На горячее питание школьников и ямочный ремонт дорог в городе тратится меньше.
После этого в 2023 году в Бурятии приняли закон, который разрешил усыплять псов в ряде случаев. Например, неизлечимо больных или травмированных собак, опасных для человека из-за немотивированной агрессии, переносчиков опасных для людей заболеваний, собак, нападавших на людей и собак, которых в течение 30 календарных дней никто не забрал. Предполагалось, что собаки должны были именно столько дней находиться в пунктах временного размещения и все это время служба отлова должна пытаться пристроить их к новым хозяевам. Потом зарегистрированных псов должны были возвращать владельцам или отпускать в установленные муниципалитетами места (не ближе тысячи метров от социальных объектов), а незарегистрированных усыплять. На этот раз, несмотря на то, что эвтаназия бездомных собак является мировой практикой, в Бурятии в дело вмешались зоозащитники, которые оспаривают нормы закона. Сейчас дело рассматривают в Конституционном суде и именно здесь зарыта сегодня собака. Как говорит первый заместитель мэра Сергей Гашев, сейчас республика оказалась в какой-то правовой яме: не работает закон от 2020 года, ни новый, который разрешает усыпление и прочие меры. Закон на время разбирательства приостановил действие. Поэтому отловщики усыпить собаку не могут, выпустить на улицу тоже и денег на их содержание тоже нет, потому что ни в одном законе это вообще не прописано.
Начальник отдела благоустройства Комитета городского хозяйства Дмитрий Ларченко подтвердил, что в связи с введенным запретом Верховного суда на проведение мероприятий по уничтожению животных, собак вообще никуда деть не могут. Какую-то часть передают новым владельцам, отправляют даже в другие регионы и страны, но это очень небольшое количество, а все остальные псы остаются в приюте. Там на сегодня насчитывается 800 собак. «С 1 апреля собак мы содержим за свой счет, - говорит директор ООО «ЦАСС» Владимир Галсанов. - На данный момент в приюте свыше 30 суток содержатся примерно 850 собак. Расходы – это корм, зарплата работникам, уборка, подстилочный материал. Нам элементарно кормить собак нечем, нам нужно понять, что делать с этими собаками в дальнейшем. Мы заходили на этот контракт, зная, что 30 дней собаки просидели, а на 31 день проводится эвтаназия из-за невостребованности. А сейчас этот закон не действует, остановлен, и в итоге у нас собак кормить нечем».
Сразу же после инцидента с собаками в переносках в Улан-Удэ прошло срочное совещание, где обсудили проблему содержания отловленных ООО «ЦАСС» собак. Во-первых, руководитель Управления Амгалан Дармаев заверил жителей Улан-Удэ, что собак не выпустят на улицы, пока что по крайней мере. Но подтвердил, что денег в бюджете на содержание собак не предусмотрено, потому что не положено по закону и теперь нужно ждать, что решит суд.
А что же суд? Этот вопрос прокомментировал на сессии Народного Хурала глава Бурятии Алексей Цыденов.
- В суде представитель Минюста России выступил за нас, представитель администрации президента России выступил в поддержку нашего закона. Генеральный прокурор выступил с другой позицией и суд удалился на совещание. Мы ждем решения в части гуманности или не гуманности, - сказал глава.
Он напомнил, что федеральный закон на сегодня предусматривает две юридические сущности – приюты и пункты временного содержания. «В федеральном законе написано, - отметил глава, - что в приютах можно усыплять только больных и агрессивных собак. Для пунктов временного содержания не введено ограничений, есть только отсылка на законодательство субъектов РФ. Это было сделано осознанно. Когда наш закон писался, там тоже шла речь о том, что содержать животных можно хоть пожизненно, но за счет доноров, волонтеров, неравнодушных блогеров, но не за бюджетный счет».
А что касается гуманности и не гуманности, говорит Цыденов, то подходы, которые предлагают активисты из других регионов, тоже сомнительны.
- Они предлагают собак выпускать, но надо понимать, что в 30-градусный мороз собаки нападают не потому, что ищут любви или хотят кого-то обласкать, а потому, что у них истощенное физическое состояние и им есть нечего. Так что обрекать собаку на голодную и холодную смерть, растянутую по времени, менее гуманно, чем эвтаназия гуманным способом, - говорит глава.
И даже рекомендация всемирной ветеринарной ассоциации состоит в том, что собак гуманнее усыплять, а международная практика нигде не предусматривает пожизненного содержания собак или бесконтрольного выпуска их на улицы. Разнятся только сроки содержания собак - где-то 10, где-то 30, максимум 60 дней до эвтаназии.
- Мы не против собак, мы защищаем людей. Если решение будет отрицательным и собак из приюта выпустят, то только в Улан-Удэ на улицах единовременно окажутся 800 собак, - отметил глава РБ. – Если решение Конституционного суда будет не в поддержку нашего закона, мы будем выходить повторно на законодателей, чтобы те четче прописали федеральный закон. Потому что сегодня многие уже губернаторы регионов следят за тем, как рассматривают наш закон и готовы следовать за нами в этом ключе. Я за то чтобы наши люди были защищенными.
Пока же решение не принято, в городе пытаются хоть как-то выйти из положения. Пообещали проработать меры по финансированию содержания собак и активизироваться по пристрою псов к новым хозяевам. Будут проводить ярмарки, где можно взять себе собачку. Провели совещание и с городскими приютами, где содержатся собаки. Пригласили представителей частных приютов «Кот и пес», «Возрождение», «Право на жизнь 03», благотворительные фонды «Остров добра», «Собака счастья», пришел общественный деятель Олег Булутов и ООО «ЦАСС». В приютах тоже ситуация сложная, но говорят, что готовы помочь и взять часть собак из ЦАСС.
Однако главным вопросом, и это признают уже все, остается не то, что делать с собаками на улицах, а что делать, чтобы они туда даже не попадали. Как говорит хозяйка приюта «Кот и пёс» Елена Мордвина, сейчас на улице или выброшенные хозяйские собаки или собаки на самовыгуле, а как таковых бездомных собак уже давно там нет – они все или в приютах или у новых хозяев.
– К нам в приют чуть не каждый день привозят щенков в коробках, а на днях вообще алабая к вороткам приюта привязали, - говорит Мордвина. - Это говорит о безответственности людей, которые не стерилизуют собак, не заботятся о них. Например, летом берут щенков детям на дачу, а осенью уезжают в квартиры и собак выбрасывают. У нас осенью все СНТ и ДНТ в таких собаках. Нужно население воспитывать, чтобы они учились ответственно относиться к домашним питомцам.
И на самом деле именно в этом сейчас самая большая проблема. И если не решить ее, не работать с людьми, то неважно уже, какие принимать законы, сколько обсуждать их в судах, ругаться на публичных слушаниях, сколько тратить бюджетных средств – проблема не перестанет быть актуальной. Ведь многие не видят связи между выброшенной коробкой собак и нападением на своего или соседского ребенка спустя полгода.
Марина Денисова, Улан-Удэ
Источник: https://vtinform.com/podrobnosti/204907/
2008-2024 Информационное агентство «Восток-Телеинформ»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-59153 от 22.08.2014 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Вот такие пироги. У местных властей немного вариантов подхода к этой проблеме. Они могут продолжать действовать по схеме ОСВВ, но собаки даже с бирками продолжают нападать на людей, и это злит народ. Могут и набирать их в приюты, и не выпускать обратно на улицы, но это по карману только богатым городам типа Москвы, вот в Улан-Удэ уже столкнулись с этим. Уму непостижимо, за год на содержание собак в приютах при безвозвратном отлове потратили денежных средств больше, чем на ямочный ремонт дорог и горячее питание в школах. А попытки применить практику усыпления невостребованных животных, которая широко развита на западе, пресекается радикальными зоозащитниками в связи с её якобы "негуманностью".