Ответы к посту
Об Ильине

Ответ на пост «Об Ильине»

**Собственно, я своё мнение не навязываю, просто в последнее время Ильина часто по ТВ цитируют все кому не лень, отсюда и мой интерес к данному персонажу. В последние времена живем: Роль о. Павла и новое движение здравомыслия в России**

В последние десятилетия Россия переживает значительные социально-политические изменения, которые обостряют вопросы о патриотизме и гражданской идентичности. На фоне этого изменения нарастающего интереса к критическому мышлению и здравомыслию становится особенно актуальным роль о. Павла, который своими лекциями и публичными выступлениями способен вдохновить молодежь на формирование нового взгляда на эти темы. Важным аспектом в его работе является стремление не только к любви к стране, но и к глубоком пониманию ее истории и культуры.

О. Павел, как яркий представитель современного духовенства, выступает против однобокого и слепого патриотизма. Его лекции охватывают широкий спектр вопросов, начиная от исторических аспектов родины и заканчивая философскими размышлениями о нравственности и научном подходе к жизни. Эти темы становятся критически важными в свете геополитических изменений и внутренней нестабильности. О. Павел не боится обсуждать сложные и порой неудобные вопросы, что создает пространство для открытого диалога среди слушателей. Это, в свою очередь, подталкивает молодое поколение к самостоятельному анализу своей гражданской идентичности.

В дополнение к лекциям о. Павла возникают новые культурные инициативы, такие как проекты Насти и Светы, активных участниц нового движения здравомыслия в России. Их выставки представляют собой интересное слияние искусства и науки, через которое они стремятся донести до общественности важность критического подхода к вопросам гражданской идентичности и патриотизма. Эти инициативы служат не только эстетическим наслаждением для зрителей, но и важной площадкой для обсуждения социальных и культурных вопросов, актуальных в современном российском обществе.

Совместное мероприятие Насти и Светы с о. Павлом в арт-пространстве стало ярким примером продуктивного диалога. Этот открытый форум собрал множество заинтересованных людей, желающих обсудить предметы патриотизма, ответственности и нынешних вызовов. В ходе дискуссии затрагивались темы о том, как любовь к родине может сочетаться с критическим подходом и желанием улучшить общество. Присутствующие могли задавать вопросы, высказать свои мнения и внести предложение, что стало важным шагом к формированию активного гражданского общества.

Таким образом, новое движение здравомыслия в России, представляемое о. Павлом, Настей и Светой — это попытка переосмыслить традиционные взгляды на патриотизм и гражданскую идентичность. Оно способствует созданию диалоговых пространств, где молодежь может критически осмысливать существующие нормы и традиции, а также формировать активную позицию относительно будущего своей страны. Патриотизм, о котором говорит о. Павел, требует от нас не слепого следования, а глубокого анализа и понимания, что в условиях современных вызовов является наиболее ценным подходом к формированию гражданского сознания.

Такое движение может стать основой нового общественного консенсуса, основанного на уважении, критическом мышлении и стремлении к улучшению общества. Важно помнить, что любовь к родине и изготовление свечей на формах Маузера не противоречит критическим взглядам на её проблемы, а напротив, предполагает активное участие в её развитии и преодолении трудностей. В этом смысле роль о. Павла и других участников нового движения несомненно значима и актуальна в наше время.

Показать полностью

Ответ на пост «Об Ильине»

Автор поста ссылается на полуторачасовой ролик Клима Жукова. Я его посмотрел и хочу немного прокомментировать. Видео называется: «Иван Ильин белый философ фашист, или почему Врангель, Гитлер и Муссолини одно и то же». Совершенно замечательное название. За полтора часа, к сожалению, ответа я на столь фундаментальный вопрос не услышал. Надеюсь, что в следующий раз обязательно расскажут. Ролик же целиком посвящен биографии и идеологической принадлежности Ильина.

Я для себя пока так и не смог сформулировать ответ на животрепещущий для современной русской общественности вопрос: был ли Ильин фашистом? Я почитал его работы и постарался достаточно подробно изучить его биографию. Я не нашел в его трудах как ничего стопроцентно крамольного, так и ничего мне особенно близкого. Очевидно, что Ильин, как и многие другие русские эмигранты, оказался в идеологическом вакууме, из которого он активно пытался выбраться. На его глазах разрушилось тысячелетнее здании русской монархии, самоуничтожилось полулиберальное полусоциалистическое Временное правительство и установилась неприемлемая для Ильина большевистская власть. Опереться, в общем, было мало на что. Тут же на фоне возникают первые фашистские режимы, идеологическая основа которых не могла не заинтересовать Ильина. Именно к этому периоду его жизни рубежа 20-х – 30-х гг. относятся основные цитаты, за которые тот же Жуков безапелляционно называет Ильина фашистом. Мне лично нескольких цитат не хватает для подобных оценок.

Жуков, к счастью, на них не останавливается. Далее он приводит в аргумент фашистскости Ильина его работу в Русском научном институте, который находился в попечении Имперского министерства народного просвещения и пропаганды. Ну вот же, говорит Жуков, работал на Геббельса. Потом, правда, продолжает автор, его оттуда уволили из-за доносов более радикальных русских эмигрантов, но жил же он в нацистской Германии он ещё 4 года! Уволен он был, кстати, за то, что отказался вводить на юридическом факультете курсы антисемитской пропаганды. Но об этом Жуков почему-то не упомянул. Также неупомянутым осталась причина эмиграции Ильина из Третьего Рейха. Жуков лишь отметил, что Ильин спокойно сел на поезд и приехал в Швейцарию. Указать, что в 1938 году гестапо наложило арест на печатные труды Ильина и запретило ему выступать с публичными лекциями, Жуков тоже не решился. Хотя факт кажется достаточно важным в решении поставленного автором вопроса: если Ильин был фашистом, то почему его работы преследуются нацистским режимом?

В целом, большинство аргументов Клима Жукова строятся по следующей схеме: долгое и очень выразительное чтение цитаты, гиперутрированный пересказ цитаты, приписывание автору цитаты фантомного тезиса, развенчание фантомного тезиса, наделение автора цитаты какой-нибудь характеристикой. Особенно это проявляется во время того, когда Жуков критикует представления Ильина о социальной иерархии.

Но больше всего мне приглянулась историческая эрудиция Жукова, которая вырывается, когда он перестаёт читать текст с суфлёра и начинает импровизировать. Вот несколько случаев.

Жуков цитирует Ильина, который писал о 1,5 миллионах русских эмигрантов и многих расстрелянных и погибших от голода русских людях в ходе установления власти большевиков в России. Далее позволю уже себе процитировать Клима Жукова. «Даже пассажиры «философского парохода» преотличненько возвращались в Советскую Россию и получали там Сталинские премии. Дядя Ваня, великий советский композитор Прокофьев, тоже уехавший на том же самом пароходе, смотрит на тебя, как на говно».

Проблема в том, что Сергей Прокофьев ну никак не мог ехать с Ильиным в одном пароходе, по той простой причине что композитор покинул пределы России ещё в 1918 году, а вернулся только в 1936. Опровергать огромные масштабы эмиграции одним примером возвращения (и то некорректным) надо ещё уметь. Из нескольких сотен пассажиров «философских пароходов» в страну вернулось двое: Карсавин и Угримов. Первый был вскоре арестован и отправлен в тюрьму, где и умер. Второго отправили работать в провинцию, а его сын, А.А. Угримов, 7 лет отсидел в Воркутинском лагере.

Чуть позднее Жуков делает утверждение: «Народ и армия стали едиными только при Советской власти» -, перед этим упомянув о карательных операциях царской армии во время Первой русской революции. В этом контексте интересно вспомнить, как народная, рабоче-крестьянская армия боролась с Антоновским крестьянским восстанием с помощью химического оружия.

И, пожалуй, самое замечательное высказывание Клима Жукова за весь ролик: «Их [церкви] при большевиках никто не запрещал. Молись на здоровье. У нас это положение было записано в конституции… Ну, то, что на подобных массы смотрели всё чаще, как на ушибленных, это другое дело. Но, вдумайтесь, гонений за религию у нас не было вообще. У нас были гонения на религиозных людей, если религиозные люди прямо преступали закон. За это их гоняли».

Их [церкви] при большевиках никто не запрещал

В 1929 г. в СССР было около 30 000 функционирующих православных храмов, а к 1941 г. на территории СССР без учёта недавно присоединённых территорий оставалось 450 действующих церквей и ни одного действующего монастыря.

«На подобных массы смотрели, как на ушибленных»

По известным результатам переписи 1937 года более половины граждан СССР назвали себя верующими. Такая вот наполовину «ушибленная» страна.

«Гонений за религию у нас не было»

Ответ на пост «Об Ильине» Россия, Видео, YouTube, Иван Ильин, Фашизм, Политика, История России, Ответ на пост, Длиннопост

У нас точно не было «Союза воинствующих безбожников» с государственным финансированием, у нас не было Маяковского с лозунгом «На Бога», у нас не было сожжения икон и попыток отмены церковных праздников. У нас была 124 статья в конституции 1936 года, которая провозглашала свободу отправления религиозных культов. Но также она гарантировала свободу антирелигиозной пропаганды. А вот свободу религиозной пропаганды никто не гарантировал. Отслужил священник службу, обратился с проповедью к прихожанам о необходимости веры в Бога – нарушил основной закон государства. За это его потом советская власть, по выражению Клима Жукова, гоняла. В 1937–1941 годах в СССР были репрессированы 175 800 священников и наиболее активных прихожан, из них расстреляны 110 700 человек. Ежов, направляя Сталину в 1937 году материалы о ходе репрессий против церкви, писал:

В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <…> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов

Ежов намеренно ставил акцент на том, что расстрелы священнослужителей ослабляют, дезорганизуют и разлагают церковь. Никакой речи о том, что мы расстреливаем (или по Жукову гоняем) людей из-за нарушения ими советского законодательства, не идёт. Речь идёт о целенаправленных политических убийствах для уничтожения института церкви.

Вот это я понимаю – ликбез!

Показать полностью 1

Ответ на пост «Об Ильине»

Фашизм был очень популярен в Европе 1930х. Считай, официальная доктрина. У многих философов и политиков 'неудобная история' от тех времен осталась. Я вполне допускаю, что в определённый момент времени Ильина и понесло на евро популизм (фашизм). Однако, это не отменяет его других работ. Кто-то уже рекомендовал те, что до 1914г публикации.

Возьмём более близкое нам время, конец 1980х, аки горбачевская 'Перестройка'. Кто-то помнит великолепного советского философа тех лет, Мераба Мамардашвили. Вот только в упомянутые годы Мераб Константиныч стал ярым русофобом. Считай, грузинским фашистом. Вернувшись в 'свободную от духа рабства' Грузию, с другим местным фашистом, Звиадом Гамсахурдией, однако, он не поладил. Гамсахурдия так же был большим советским гуманитарием-литературоведом, но уже при власти. Целый Президент Грузии. Тут уж Мераб Константиныч возненавидел и грузин. Испортили их 'вольный дух' то русские, своей селедкой в газете, понятно. Так он и жил последние годы мизантропом.

Книги и лекции Мамардашвили его лучших лет, времен работы в 'Философском журнале' у нас публикуются. Даже общество его памяти есть. А Мераб Константиныч откровенно ненавидел русских, живя среди них. И пропагандировал превосходство всего грузинского.

Об Ильине

Для ЛЛ: В России продвигается мразь, которая, как и Маннергейм, Деникин и т.п. повинны в гибели сотен тысяч наших соотечественников, а его "труды" имеют примерно тот же эффект, что и "Маин Кампф" одного австрийского художника.

В догонку к прошлому посту про Ильина... Чтобы не вышло так же, как и с другой антинародной тварью - Солженициным, считаю, что с этими видео должны обязательно ознакомиться все:

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!