Благодарю @Cat.Cat, за интересный пост. Немного добавлю.
Недавно мы с сыном посетили чудесный музей Собаки (Москва). Один из залов этого музея посвящен как раз собакам в космосе.
Честно говоря, мне было сложно сдержать слезы (я вообще та еще рева), когда экскурсовод рассказывала о собаках, которые погибли в этой космической гонке.
К моменту посещения этого музея мы уже были в двух музеях космонавтики и, конечно, знали, что Белка и Стрелка были далеко не единственными собаками в истории освоения космоса, но только в Музее Собаки мы впервые узнали, что изначально Белку звали Вильна, а Стрелку Капля. Переименовать их решили чтобы клички звучали красиво.
Не менее интересным для нас оказалась история о том, что через несколько месяцев после возвращения из космоса у Стрелки родились щенки, одного из которых назвали Пушинка и отправили тогдашнему президенту США Джону Кеннеди и его супруге.
Свидетельство о рождении Пушинки
Вместе с Пушинкой была отправлена модель корабля и письмо Н.С. Хрущева.
В Америке у Пушинки и вельштерьера Чарли родились четыре щенка: двух малышей увезли на Средний Запад, а оставшихся детенышей подарили друзьям.
Кроме зала посвященного собакам в космосе, в музее есть еще зал собак об охотничьих собаках, служебных собаках, собаках помогающих в освоении Севера, собаках-участниках Второй Мировой войны и цирковых собаках (см. карусель фото). По каждому из залом музея можно было бы написать отдельный пост.
Идея запустить собаку в космос не кажется мне странной на фоне идеи катапультировать медведя. И советским инженерам тоже не казалась, поэтому друзей человека пустили в космос вперед людей. Итак, заметка о собаках-космонавтах СССР.
Начало космической гонки. Никто еще не знает, что будет с живыми организмами, если запустить их в невесомость, а получать обратно трупы не хочется. В 1948-1949 в США четыре раза запускают геофизические (суборбитальные) ракеты с обезьянами — все четыре погибают из-за технических отказов. В СССР неуспехам Америки не особо радуются — они уже дошли до этапа пуска, а у нас еще собака не валялась...
Белка и Стрелка, но они были не первыми...
Собак выбрали потому что они были спокойнее мартышек и потому что с ними знали, что делать — дрессировщиков было много + научной базы по рефлексам Павлов оставил много. Зимой 50-го года в Институте авиационной медицины начали готовить 14 отловленных на улице и отобранных врачами дворняг. Им выдали вкусной колбасы и брезентовые комбинезоны, хирургически вживили датчики и вывели сонную артерию в отдельный кожный лоскут (дабы снимать показания пульса и давления), тренировали псов в барокамерах, на центрифугах и вибростендах, приучая к перегрузкам, реву двигателей, долгому сидению в тесной кабине и прочему. 18 апреля в США состоялся ещё один неудачный пуск с обезьяной, летом СССР решил, что пора.
22 июля 1951 года ракета Р-1В с двумя собаками (Дезик и Цыган) стартовала с полигона Капустин Яр. Все прошло штатно: взлет — разгон до 4200 км/ч — отделение гермокабины — её спуск на парашюте. После возвращения собак немедленно накормили колбасой и сдали медикам — те доложили, что с собаками все отлично. Живой организм впервые взлетел на 110 км и вернулся здоровым.
Дезик и Цыган
Во второй полет (состоявшийся через неделю) было решено послать одного "новичка" и уже летавшего Дезика — проверить реакцию на повторный пуск. Как показывала установленная внутри камера, все шло хорошо, собака даже примерно запомнила, когда должен раскрыться парашют и начаться торможение... Вот только он не раскрылся. Из-за вибрации навернулось барореле, контролировавшие парашют, капсула разбилась, собаки погибли. Королёву пришлось в очередной раз доказывать Кремлю, что программа запуска человека в космос так же важна, как работы над средствами доставки ядерной БЧ, и трагедия не повод прекращать работы.
В августе вернулись к полетам. 15 числа успешно слетали собаки Мишка и Чижик. 19-го — Смелый и Рыжик. 28 августа — вновь посылают Мишку и Чижика. На этот полет установили новый автоматический регулятор давления в кабине, позволяющий стравливать избыток газовой смеси. Именно его отказ привел к тому, что собаки погибли от разгерметизации. Видимо прочуяв, что второй полет хорошо не заканчивается, вечером 2-го сентября Смелый перегрыз поводок и сбежал в степь. На 3-е число был назначен последний полет этой программы, других собак уже вернули в Москву, и тогда возле солдатской столовой просто поймали первую подходящую по размерам псину. Накормили, отмыли, постригли, прицепили датчики, засунули в кабину и отправили в космос. Впервые оказавшийся в ракете пес провел полет на удивление спокойно. За это ему присвоили почетную кличку ЗИБ — Запасной исчезнувшего Бобика. Королев потом докладывал в Кремль, что это не авральная замена, а хитрый план с "Запасным Исследователем Без подготовки"...
Мишка и Чижик
Итогом первого этапа стала плотная разработка систем жизнеобеспечения и спасения. В 1952 пошли испытания собачьих катапульт — на земле, на самолете, под водой в специальном бассейне. Создали специальные парашюты, которые могли раскрываться вне атмосферы, и скафандры для собак. Подобрали новых псов, причем некоторым присвоили те же клички, что были у "первого отряда". Летом 1954 пошел второй этап суборбитальных полетов — на сей раз собаки в скафандрах сидели в специальных тележках, которые катапультировали на различных высотах.
24 июня успешно "отстрелили" Лису и Рыжика на высотах 80 и 45 км соответственно. Причем у Лисы особый парашют раскрылся сразу, Рыжик же свободно падал до 7 км, его парашют вышел только там. Затем была череда неудачных пусков — 2 и 7 июля по одной из двух собак (в т.ч. полетевший повторно Рыжик) погибли. В обоих случаях выжил пес по кличке Дамка — первый, кому удалось слетать дважды. После долгого перерыва, 5 февраля 1955 состоялся новый пуск. Сразу после старта ракета начала отклоняться от курса, и автоматические стабилизационные рули столь резко выровняли ее, что обе тележки с собаками пробили корпус ракеты и упали на землю с 40 км... 25 июня — вновь одна собака погибла при катапультировании, и лишь затем прошли четыре успешных полета. Причем последние два "подряд" — с интервалом в одну неделю дважды запускали один и тот же собачий экипаж.
В 1957 начался последний, третий этап полетов на геофизических ракетах, продолжавшийся до сентября 1960 года. Теперь, как и на первом этапе, "спасалась" головная часть ракеты целиком. Из 12 полетов 9 оказались успешными — ещё в 2 случаях произошли разгерметизация и в одном — отказ парашютной системы. Одна из собак успешно слетала аж пять раз, за что её переименовали из Кусачки в Отважную. Этот этап исследовал физиологические возможности и особенности полета, а не технику. В нескольких полетах собаки спали под наркозом, датчики и приборы проверяли мышечный тонус в невесомости, постепенно повышали максимальные перегрузки — на первом этапе они не превышали 6 ед, а сейчас достигли 24. Впервые запрыгнули на высоту 453 км. Все еще не было уверенности, что "оттуда можно вернуться живым и здоровым", и раз за разом посылали собак искать новые подводные камни.
На этом суборбитальные полеты собак в СССР завершились, но были ещё и орбитальные. Предстояло выяснить, является ли длительная (!) невесомость фатальным барьером для человека (и ответить на еще пару десятков вопросов).
Первый выход животного на орбиту на аппарате "Спутник-2" тогдашний первый секретарь Хрущев приказал приурочить к 40-летию Октябрьской революции. Тот факт, что инженеры подобный полет планировали только через пару лет, и системы торможения и спуска с орбиты ещё не было никого не интересовал. Да, как можно раньше получить информацию о том, как организм перенесет длительную невесомость, было бы весьма неплохо, вот только для собаки это был полёт в один конец.
"Спутник-2" и рабочее место Лайки в нем
3 ноября 1957 "Суптник-2" с Лайкой на борту был запущен. Предполагалось, что через неделю кормушка выдаст ей последнюю порцию с быстродействующим ядом. На деле же спутник вышел на чрезмерно "удлиненную" орбиту, его время нахождения под Солнечными лучами оказалось существенно больше расчетного. Вместо планируемых 20 градусов температура аппарата достигла 41, и через 5-7 часов после запуска Лайка погибла от перегрева. Но ответ на вопрос о длительной невесомости был получен, приборы зафиксировали полную стабилизацию пульса животного.
После этого полета (по воспоминаниям ведущего сотрудника лаборатории герметических кабин и скафандров Александра Серяпина) уже на Земли перегрев был воспроизведен на еще нескольких собаках — был приказ точно замерить продолжительность умирания животного и работу систем жизнеобеспечения в процессе. Никто не хотел, чтобы в аналогичной ситуации оказался человек.
К орбитальным полетам вернулись спустя почти два года, на сей раз на прототипах корабля "Восток", с готовыми системами спуска с орбиты. 28 июля 1960 из-за разрушения одного из блоков первой ступени ракета разбилась на старте, две собаки погибли. 19 августа 1960 состоялся первый успешный орбитальный полет — знаменитые Белка и Стрелка провели 25 часов на орбите (почти 18 витков) и вернулись обратно. Руководство страны тут же потребовало отправлять человека, раз у вас все нормально, но Королев упёрся рогом — пока собаки не слетают дважды, человека он не пустит. И не зря.
1 декабря 1960 после успешных 17 витков произошел отказ ТДУ (тормозной двигательной установки). Аппарат не вошел в атмосферу в расчетное время, появился риск приземления на территории чужой стороны, и сработала автоматическая система подрыва. Секретный корабль был уничтожен вместе с собаками на борту. 22 декабря — новая авария, на старте разрушился газогенератор третьей ступени. На высоте 214 км спускаемый аппарат аварийно отделился и спустился на парашюте в глушь Красноярского края. Обнаружить его удалось только 25 числа — собаки, к всеобщему удивлению, были живы.
Только в марте 1961 условие Королева было выполнено. Два успешных пуска, 9 и 25 числа, собаки Чернушка и Звездочка слетали в одиночку вместе с манекеном «Иван Иванович». Эти одновитковые полеты были уже "финишной прямой" перед полетом человека, который состоялся всего через 18 дней. Но история собачьих запусков на этом не закончилась.
Человек, полетевший в космос всего через 18 дней после последних собак
Про четвероногих вспомнили в 1965. Шла подготовка к куда более длительному и "дальнему" полету — апогей 904 км (где куда больше космической радиации), больше двух недель на орбите... Вновь решили послать вперед собак — 22 февраля 1966 Ветерок и Уголёк отправились в самый сложный полет из всех "собачьих". Перед этим животным вживили сосудистые катетеры — через него брали пробы крови, а Ветерку еще и вводили антирадиационное средство, так же вживили фистулы в желудок для прямого кормления и много чего еще.
На 21-й день приборы зафиксировали ухудшение состава воздуха, кроме того, еще на земле было выяснено, что после 20-го дня "в кабине" психологическое состояние собак начинает ухудшаться. На 22 день аппарат был успешно возвращен на землю — люди побьют этот рекорд только спустя 5 лет. У вернувшихся собак не было шерсти — голая кожа, опрелости и даже пролежни, постоянная жажда и повышенное сердцебиение, псы не могли даже стоять. "Они даже не скулили, а только слизывали слюну друг у друга" - вспоминали потом медики. Однако в последствии собаки полностью восстановились, не нашлось отклонений и у их потомства. Таким образом, полет выявил развитие проблем с сердечно-сосудистой системой и нарушением водно-солевого обмена — и вновь заставил ученых думать, как же нам так сделать, чтобы человек после трех недель в космосе не умер...
Ветерок и Уголёк
Что сказать в итоге? В отличии от классического анекдота про коммунистов и ученых, эксперименты сперва ставили на животных, а не людях, и это принесло свои огромные плоды. 12 апреля не случилось бы без многочисленных полетов собак, успешных и не успешных. Зоошизам с "бедных собачек убили" советую пойти попить ракетного топлива, лично я считаю, что погибнуть в ракете это отличная смерть, куда лучше, чем быть сожранным крысами на помойке. Но своих собак всё-таки держите подальше от ракет.