Ответ на пост «Псевдобиологизация патологий, противоречащая нейрофизиологии. Или почему терапевты и неврологи забыли про психиатрию»

Хочу полностью согласиться с постом ТС, и советую всем, кто сталкивается с подобными ситуациями, не пренебрегать решением психических проблем, если таковые имеются.

Я сильно запустила свое здоровье ввиду определенных жизненных ситуаций. В итоге накопился целый список проблем, которые нужно решить у разных врачей. В этом списке после невролога я собиралась идти к психиатру, т.к. прекрасно осознавала, что эти самые проблемы есть, и я не смогу их решить самостоятельно.
Решила, что сначала разберусь с болями в шее и плечах, т.к. это доставляло ужасный дискомфорт.
Все тесты на приеме я прошла успешно, но врач сказал, что мышцы в области шеи и ключиц просто каменные.
Я думала, что сейчас назначит физио и массажи, но внезапно невролог специально акцентировал внимание не на физиологии, а на психиатрии, начал задавать вопросы, связанные именно с моим псих. состоянием. Засомневался в том, что мои боли в шее связаны с остеохондрозом.
На мое удивление ответил, что неврология очень тесно связана с психиатрией, и далеко не всегда неврологические боли имеют физическую причину. Разумеется, я рассказала и про панические атаки, и про постоянное чувство неизбежности, безосновательный страх за своих близких, ипохондрию, туман перед глазами, словно смотришь на все через мутное стекло. И о том, что это все длится уже много лет.
Врач назначил мрт мозга и шеи, выписал транквилизатор, НПВС, миорелаксант и противоэпилептический для снятия спазмов. Сказал, что сейчас самое главное убрать боль, и как сделаю мрт - на повторный прием.
Препараты начали помогать сразу, я прям на третий день начала чувствовать себя прекрасно. Но через 2 недели настал день мрт. С шеей оказалось все в порядке (офигеваю), а вот в заключении мрт мозга были страшные слова про какие-то кистозные расширения, аж целых 5 штук. Я в панике записываюсь на прием. Пока жду - реву каждый день, считаю часы. В назначенный день в слезах прибегаю на прием к врачу, говорю что все очень плохо, и что препараты кажется перестали помогать, т.к. я снова чувствую боль в шее.
Врач внимательно выслушал, потом долго смотрел снимки. И задал один вопрос: "Препараты перестали помогать сразу же после того, как увидела заключение мрт мозга?". И я понимаю, что да.
Долго и доходчиво невролог мне объяснял, что на мрт все в полном порядке, все хорошо, это физиология мозга такая, что в заключении пишут то, что просто есть, и это не диагноз и т.д. Но то, как я прибежала в панике на прием, позволило ему окончательно сделать вывод о моем реальном диагнозе. Так мне поставили генерализованное тревожное расстройство - диагноз психиатрический. Лечение - антидепрессанты.
Лечиться ими долго и упорно, по началу было очень тяжело, т.к. все псих проблемы обострились на какое-то время (адаптация к антидепрессанту). Но сейчас я чувствую себя намного лучше. Впервые у меня не болит шея. Меня не тошнит и не кружится голова. Впервые я не сковываю мыщцы надплечий, поскольку не перекручиваю в голове одни и те же переживания по 100 раз на дню.

Таким образом, невролог решил обе мои проблемы разом. Огромное спасибо моему неврологу и всем грамотным врачам, которым не плевать.

Показать полностью

Псевдобиологизация патологий, противоречащая нейрофизиологии. Или почему терапевты и неврологи забыли про психиатрию

Периодически встречаются вызова, на которых пациенты не находятся в остром состоянии, но явно нуждаются в медицинской помощи. Они предоставляют пару дюжин листов с результатами обследований, заключений узких специалистов, но клиническая картина заболевания в целостную нозологическую единицу не складывается. Чаще всего это бывает с постоянными клиентами неврологов и терапевтов. Те, кто хоть раз в своей жизни находились в статусе «ищу хорошего невролога» понимают, о чем идет речь.

Это особенность специализации: невролог неврологу рознь. Посетите кабинет одного невролога с поводом «головная боль напряжения», получите одни рекомендации (фармакотерапия и снижение суточной дозы нагрузки на ЦНС), другой же примется за назначение массажей и порекомендует своего одногруппника мануального терапевта.

Но многие из них забывают об одном — малой психиатрии.

Малая психиатрия занимается «легкими» (условно и сравнительно) клиническими состояниями, которые нередко являются синдромами, а не отдельными заболеваниями. Их течение является непсихотическим (клиника не пестрит психозами). Сюда можно отнести расстройства аффективного спектра, депрессивные расстройства, как правило, экзогенного характера.

Это не значит, что невролог обязательно должен отписать диагностируемого пациента к коллеге психиатру. Но как минимум исключить возможность такой картины — архиважно. Любой специалист, имеющий аккредитацию по специализации «неврология» способен на это. Как минимум должен обладать такими инструментами.

Что мы получаем в итоге?

За последние 2-3 недели второй раз попался один в один похожий на предыдущий случай на вызове. Вызывает женщина с головной болью, которая пропивает n-ый курс мексидола и маленькую вагонетку иных ноотропных препаратов. Дважды ходила на курсы массажа, пару раз к мануальщику. Помогает ли это пациентам? Бывает, что да, состояние приближается к работоспособному. Решает ли это проблему? Нет.

Моё возмущение не направлено на тактику терапии состояния, которую выбрал врач. А недостаточный сбор анамнеза. Классическая позиция по приему невролога в частной клинике составляет 30 минут на пациента.  Где-то это может фиксироваться одним часом. Какой запас времени у меня на вызове? С учетом, что я работаю один последнее время: сам идентифицирую пациента в базе, заполняю согласия, сигнальный лист, снимаю ЭКГ, аускультация, осмотр, опрос, ЭКГ и тд. То на непосредственно диалог остается не так много времени, потому что потом ещё нужно потратить 5-10 минут на написание карты. А суммарно на вызов дается не более 30 минут, если пациент не будет госпитализирован и случай не осложнен иными факторами.

Для чего было это отступление на целый абзац? Я потратил лишь 5 минут на опрос пациентки, касаемо происходящего в её жизни.

Что мы видим:

1. Пациентка в 2016 году развелась с супругом, оставшись с сыном одна.

2. В 2017 году потеряла высокооплачиваемую работу в Москве. Через пару месяц переехала в провинциальный маленький город на съемную квартиру. На данный момент зарплата 20к.

3. По семейным фото понятно, что с 2016 года набрала более 20кг.

4. Жалуется на непродуктивный сон, ночью просыпается 3-4 раза. В течение дня чувствует сильную сонливость.

5. Жалобы на упадок сил и временами неспособность выполнять базовые домашние функции.

6. Утрата интереса к жизни, будущему и противоположному полу (пациентке 37 лет).

7. Цитата самой пациентки: «держусь только ради сына, больше не вижу смысла жить».

О чем это может говорить, думаю, не стоит уточнять.

Отдельно уточнил, обсуждался ли с неврологами вопрос вероятного диагноза близкого по формулировке к депрессивному расстройству. Ответ: нет. Была у нескольких терапевтов.

Рекомендовал пациентке посетить ПНД по месту прописки.

Надеюсь, когда-нибудь психиатрию перестанут сепарировать от медицины общего профиля.

Желающим хочу предложить личный тг-канал с авторскими статьями. Не кидайтесь камнями, моя цель: санпросвет работа (доказательная медицина, психиатрия, ПМП, профилактика).

https://t.me/DMSPP1

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!