Живу в Москве уже более 5 лет, а линии называю полным названием, только когда этого требует "статусность" моего собеседника
Всегда проще сказать, "садись на голубую, синюю, фиолетовую", чем "на Филевскую", "Арбатско-Покровскую"
К тому же, одноименных станций на разных линиях не так много, хотя даже так их можно отличать просто по цвету: Таганская-фиолетовая, Таганская-кольцо
Да и с цветом (уникальным цветом, что важно) выстроить ассоциативную связь гораздо проще, чем в длинным названием, которая у меня никаких ассоциаций не вызывает (ввиду возраста)
Да и на последок, иностранному туристу гораздо проще ответить, что ему нужна "Kurskaya Line 3" или "Kurskaya Blue Line", чем "Kurskaya, Arbatsko-Pokrovskaya Line"
Дело не в том, кто на кого равняется, а в том, что так действительно удобнее и проще: мозг не хранит кучу слов для каждой станции, а хранит цвет, аналогов которому (на данный момент) нет
--------
С темой указателей соглашусь отчасти: на большинстве станций они до сих пор висят возле лестниц/эскалаторов/переходов, что, в свою очередь, приводит к тормозящим поток "глядельцам". С другой стороны, когда их нет - это лишний повод пройтись по станции и потратить время на поиск. Хотя, по личным наблюдениям, поиск происходит лишь при первой поездке через данную станцию. Дальше - на автомате
На ютубе есть один дизайнер этой самой нафигации, она там в комментах под ником @ViolaDeWynter и её всё устраивает.
Я думаю, что с ней можно подискутировать и напихать объяснить ей много всякого. А то до них наверное очень плохо доходит, что они очень плохо справляются со своими задачами.
Полностью согласен с автором, пользоваться московским метро, да и некоторыми переходами между МЦД, МЦК и обычным метро стало неудобно, поскольку система навигации стала, мягко говоря, никудышной. Особенно это заметно, если изменить свой привычный маршрут. И, как отметили некоторые комментаторы, чаще всего для этого нужно дополнительно иметь Схему метро и Яндекс.Карты на своём телефоне и периодически включать навигатор... про компас, плащ-палатку и мох на эскалаторах говорить не будем.
Несколько раз мне случалось переходить со станции Стрешнево на станцию Войковская. Причем, один раз переходил с МЦК, а другие разы - с МЦД. Раньше, в 2018-20 гг., выходишь и не понимаешь, куда дальше идти: на выходе указано, что в этой стороне Войковская, а на улице ни одного указателя не стоит, чтобы уточнить маршрут. Сейчас, к счастью, там стоят автобусные остановки с мини-картой района, по которой можно сориентироваться, поэтому половина проблемы решена.
Однако есть и другая половина проблемы, и это конечно же указатели на самих платформах. Длина платформы МЦД составляет около 300 метров, а указатели на станцию Войковская расположены ближе ко входам/выходам. Причем на каждом третьем столбе платформы висят предупреждающие знаки "Курение запрещено!", "Следите за детьми!", ""Не подходите к краю платформы!" и т.п., а указателей на переход всего лишь два. Выходишь так из центрального вагона, идёшь 150 метров до одного выхода, а потом поворачиваешь и идёшь 300 до другого. Вот и позанимался физической культурой) Что касается МЦК, так там вообще указатель мелькает пару раз и дальше уже идёшь интуитивно к выходу, на котором почему-то нет ни одного указателя на метро. Можно, конечно, спросить на кассах, либо, как указано выше, дойти до автобусной остановки с мини-картой района.
Есть и ещё один интересный факт про указатели в метро. Если не ошибаюсь, то на Бутырской, Дмитровской и Савеловской (возможно и на других станциях) внутри самого метро висят указатели выхода в сторону KFC. Интересно, есть ли где-нибудь аналогичные указатели на аптеки или медицинские учреждения?
Ну и на тему туристов тоже хотелось бы сказать пару слов:
а) В прошлом месяце у меня женщина интересовалась, как с Беломорской доехать до Ленинского проспекта. Судя по её словам, когда-то давно она была в Москве, и ехала по маршруту "Белорусская - Проспект мира - Ленинский проспект" с двумя пересадками. И, когда я (руководствуясь схемами метро) сказал, что можно доехать до Новокузнецкой, а там пересесть на Калужско-Рижскую линию, она испугалась, что заблудится в переходах.
б) Периодически наблюдаю, как народ выходит на Театральный и идёт в односторонний переход "Охотный ряд -> Театральная", т.е. против шерсти.
в) На некоторых станциях метро люди выходят из вагонов или спускаются с эскалаторов, встают как вкопанные перед указателями и начинают щуриться, пытаясь вглядеться, что там написано.
Еще раз поддержу мнение автора, что
Навигация (если это хорошая, продуманная навигация, сделанная профессионалом) должна быть понятна людям с первого взгляда. Любому человеку: и ребенку, и старику, и двоечнику, который прогулял все уроки географии. Причем навигация должна быть понятна, что называется, с лету – бросил взгляд и сразу понимаешь, что и где. А в метро это особенно важно.
В путешествии на Хиросиму, мы отчаянно пытались заблудиться на пути а/п Ханеда -> аэроэкспресс -> вокзал Токио (он ниибически огромен и запутан) -> Синкансен на Юг.
Мы реально вчетвером поставили целью - заблудиться. Чиста поржать. Мы понимали, что это бесперспективная задача. И задача была провалена с треском. Там невозможно заблудиться.
Мы принципиально не трогали гугл и его карты - только по табличкам.
На Вокзале мы даже столкнулись с ремонтом по пути меж аэроэкспрессом м платформами синкансена. Но упрямые подсказки вывели нас к кассам, и потом к платформе. Через гастрономы щедро отпускающие всяческие бэнто (перекус разносортный) и пиво.
То есть, они тщательно продумали весь маршрут с точки зрения УСТАВШЕГО ЧЕЛОВЕКА. С дороги, с работы, просто дурак - не важно. Всё равно, полуслепой неадекватный пассажир относительно прямой дорогой дойдёт куда ему надо. А перед этим - ещё и поймёт куда и зачем ему надо.
Это тот мир, в котором логистика и логика сосуществуют в одном теле.
Прошу верить на слово и пару фоток - в движении было не до кина. Полагаю, утуб в помощь.
Это — магазинчик на платформе. Выбор небогат — потому пошли мы во взрослые торговые ряды. Толкучка там кошмарная, было не до фоток.
Nozomi 125 — наш дилижанс.
Кстати, да. Толкучка там - атас. Мечта карманника.
Однажды, я спросил друга-дорогостроителя: "Если ваших бугров отправить к японцам опыта и технологий набираться - они больше казённых денег спустят на бухло или праституток?"...
Мне вообще нравятся ответы многих "не знаю, что вам не нравится, меня все устраивает". Особенно доставляет "ведь есть же приложение". Да? Т.е. любой приезжий должен знать, что нужно приложение, чтобы сориентироваться? Может вам знаки у дорог и улиц убрать? Ну раз навигация уже давно есть, она и скоростные ограничения может подсказать, да и другие знаки тоже можно там интегрировать. Ну а что нет то? А еще нравится "вам нужна схема станции? Так она есть там-то и там-то". Вот вы реально думаете, что московское метро только для местных? Реально все в стране или в мире (иностранцев кто отменял?) должны знать, где посмотреть схему и навигацию? Вас если все устраивает, ну так радуйтесь, а если кто-то жалуется, что есть недостатки, так попытайтесь понять, а не отвергайте.
Я вот в Москве живу 3 года, понятия не имею, где на какой станции таблички, и впервые услышал, что где-то есть схема станции. Имею слабое зрение, и чтобы понять, где какой выход, часто приходится пройти пол-станции, чтобы найти или увидеть табличку, на которой не мой выход, и возвращаюсь назад. Ладно ноги длинные, перемещаюсь быстро, а я молчу про пенсионеров, которые не оценивают высокий классный лаконичный дизайн классных дизайнеров Артемия, который плюется в своих видео, какой непонятный дизайн и навигация на всех известных аэропортах, которые еще не заказали дизайн у него.
В России не две беды, а три. Как минимум. Какое-то время назад в московском метро сменили всю навигацию. Раньше, я так понимаю, была еще советских времен – да, не особенно в современном стиле сделана, но как же ею удобно было пользоваться! Все четко и понятно.
И посмотрите, какая навигация стала сейчас. Вы видите навигацию? Правильно, ее нет.
Фото автора
Представьте. Вы в плотном потоке спускаетесь в метро по эскалатору. Знаете, до какой станции надо доехать, но понятия не имеете, налево сейчас или направо. Раньше указатели были расположены прямо по ходу движения – еще стоя на ступеньках эскалатора, вы могли посмотреть, в какую сторону ехать и сразу, не останавливаясь, свернуть туда. Теперь же на некоторых станциях вывесок над эскалаторами нет. Больше того, их нет и на самой станции по ходу движения! Так где же они, спросите вы – а их господа разработчики спрятали между колоннами! И только в паре мест, так что вам еще придется как следует поискать, чтобы найти то, что так хорошо укрыли.
На некоторых станциях указатели спрятаны между колонн. Их еще надо как следует поискать. Фото автора
Особенно творчески разработчики подошли к оформлению станции Проспект Мира. Там легко выйти прямо на улицу вместо того, чтобы перейти на другую станцию. Почему? Потому что в новой навигации исчезли слова «переход» и «выход». Вместо них, например, появились кружочки! Вот вы ради интереса спросите человека, который первый раз оказался в метро, что, по его мнению, означает кружочек с номером? Держу пари, ни один из ста человек не догадается, что это станция.
Указатели направлений: юг, север и прочее – это вообще за гранью разумного! Я живу в Москве два десятка лет – и я не знаю, какие станции южные, какие северные. На каких-то станциях я не был; и не представляю, в какой части света они находятся. Я что, должен учить московскую географию, чтобы ездить в метрополитене?! Или мне старый дедушкин компас теперь брать? А каково туристам?
Вот еще пример современной московской навигации. Как думаете, после Новослободской, какая станция идет: Киевская или Белорусская? Я, наверное, удивлю разработчиков, но большинство людей привыкло читать слева направо, а не столбиком. И если уж предполагается чтение сверху вниз, то хорошо сделать хотя бы вертикальный разделитесь, чтобы исключить неправильные варианты прочтения.
Фото автора
Навигация (если это хорошая, продуманная навигация, сделанная профессионалом) должна быть понятна людям с первого взгляда. Любому человеку: и ребенку, и старику, и двоечнику, который прогулял все уроки географии. Причем навигация должна быть понятна, что называется, с лету – бросил взгляд и сразу понимаешь, что и где. А в метро это особенно важно.
Японцы в общественных местах размещают навигацию везде, где только можно: на стенах, на полу, на колоннах, на подвесных конструкциях, на видеоэкранах. И многократно повторяют информацию, потому что понимают, что одни люди увидят нужные указатели на видеопанелях, а другие найдут путь по стрелкам на полу, третьи обратят внимания на схемы на колоннах. И все вместе это банально экономит людям уйму время, позволяет быстрее определить путь и не стоять в центре станции – с безумным взглядом озираясь вокруг.
Я не знаю, кто в здравом уме и трезвой памяти придумал так усложнить жизнь миллионам жителей и гостей столицы. Но в любом случае, тут виноват и разработчик (потому что это его работа – делать удобно, практично и красиво), и люди, принимавшие и внедрявшие эти решения (потому что даже если дизайнер-разработчик не понимает свою задачу, заказчик должен быть в теме, видеть все недостатки предлагаемого варианта и возвращать творческих личностей с небес на землю, а в случае необходимости – и не принимать некачественную работу).