Продолжение поста «Про "отмену" Другого в отношениях»
В ответ на мой предыдущий пост я получил в сумме достаточно много критичных комментариев в стиле: «Психолог – нытик, хватит калечить людей», «Тебе нужно на супервизию и личную терапию», «Зачем насилуешь клиента и заставляешь прийти на сессию?», «Почувствовал, что отвергли? Бегом к супервизору!»
Это заставило меня задуматься о двух моментах, которые теперь хочется предложить обсудить.
Первый момент:
Это плохо и неправильно, когда психолог переживает «неконвенциональные» эмоции такие, как, к примеру, злость, раздражение, стыд, обида, беспомощность, нужда, зависимость, боль, игнорирование. И тут я хочу сделать акцент на том, что именно переживает, а не выражает их клиенту или отреагирует эти чувства или делает выводы, основываясь только на этих чувствах. Сам факт возникновения таких эмоций как будто дисквалифицирует психолога, как специалиста. Беги на супервизию – че-то там с этим делай срочно!
Получается, что в довольно распространенном представлении о психологе, ему дозволено либо быть логичным, рассудительным, рациональным, либо переживать «стерильные», безопасные реакции («услышал», «принимаю», «побудем» и тд), либо строить из себя блаженного (всегда на позитиве, в ресурсе, в связи с космосом и вселенной), либо быть героем-спасателем (делать все ради клиента, ходить на цыпочках, жертвовать собой и отрицать корыстные чувства и мотивы). А лучше все из описанного сразу.
Я понимаю, что такой образ создает ощущение безопасности, надежности, предсказуемости, большой силы. Проще доверять психологу, который как будто не подвержен угрожающим, интенсивным, плохим чувствам, идеально владеет своим состоянием, является эмоционально-неуязвимым киборгом-убийцей всех травм и психологических барьеров, выдерживающим, принимающим и понимающим вообще все-все.
Многим клиентам важно, чтобы психолог был для них таким какое-то время, и чрезмерная эмоциональность или вообще намек на субъектность психолога действительно могут напугать, ранить или вообще испортить терапию.
В терапии нужно контролировать свое поведение и выбирать экологичную и «правильную» для каждого клиента форму участия.
Но значит ли это, что психолог внутри себя должен заниматься репрессиями?
Хочется спросить у вас, коллеги, клиенты, читатели – как вы считаете:
Какие чувства допустимо переживать психологу в работе и допустимо ли вообще что-то чувствовать? Можно ли выражать эти чувства и каким образом? Где проходит граница между «правильным» и «неправильным» обращением с чувствами?
Когда и зачем бежать в супервизию или личную терапию? Когда ты что-то почувствовал и понял это? Когда ты не понял, что почувствовал? Когда ты почувствовал и не справился с этим?
Имеет ли право психолог сильно переживать о расставании с клиентом спустя две «ознакомительные» сессии? Или должно пройти 5, 10, 15, 150 встреч? Когда уже начинаются «настоящие» отношения, в которых эмоции будут «разрешены»?
Второй момент:
Заметил противоречивое и даже какое-то негативное отношение к правилу «завершающей» консультации. В кавычках пишу, так как дела обстоят еще хуже, потому что консультация может оказаться не завершающей для бедного клиента – коварный психолог может насильно заставить ходить дальше на терапию.
Сеттинг в терапии (все эти формальные правила по времени, оплате, распределению ролей и ответственности) выполняет много разных функций. Одна из них – обеспечение безопасности и стабильности терапевтических отношений.
Когда все хорошо, и мы такие няшки, все нам нравится или мы хотя бы просто готовы терпеть друг друга – никаких вопросов обычно не возникает.
Но стоит случиться конфликту в терапевтической паре, и клиент или психолог (тут скидок никому не делаем) из-за резко подскочившей тревоги, уязвимости, негативных эмоций, с которыми не получается справиться, могут захотеть разорвать отношения, избежать конфликта.
Чтобы успеть понять, с чем это связано: реально не можем сработаться, сопротивление, какие-то лютые переносы-контрпереносы актуализировались, с которыми можно и нужно поработать, саботаж-самосаботаж, манипуляции, борьба за власть или что-то еще,- на этапе заключения контракта устанавливаются такие предохранители, как обязанность прийти на сессию и на ней обсудить сомнения, недовольства и желание завершить, чтобы мы даже в сильных эмоциях, на волевом усилии, встретились и вместе разобрались с кризисом.
История про «завершающую» сессию действительно может выглядеть, как попытка напоследок срубить бабла или желание психолога удержать клиента ради себя. Но на это можно посмотреть иначе, как на минимальный гарант сохранности отношений, их живучести, даже в самые сильные бури негативных переносов и конфликтов.
Но как найти ту грань, где заканчивается равноправное сотрудничество и начинается насилие?
Насколько мягкими или жесткими должны быть границы ответственности в сеттинге? Как трактовать нарушения сеттинга, и как к ним относиться? Как понять – психолог или клиент критически оценивают ситуацию или действуют по велению своих внутренних тараканов, из страха, тревоги и «непроработанных» конфликтов?
Друзья, накидал тут вопросов уйму, поделитесь, кому, что откликается, что вы думаете? Мне правда интересно какой-то плодотворный диалог устроить из всего этого.
Спасибо за внимание!)