Я прочитала все комментарии, всем большое спасибо. Для себя приняла тот вариант, что мать не осознает реальной стоимости услуг, вещей и строений, но все же решила с ней поговорить.
С чего все началось - 10 лет назад по завещанию бабушки нам с братом отходила дача, а ее живому сыну отходила квартира. За несколько месяцев до смерти бабушка после смерти моего отца слегла, и пока она была лежачая, ее сын съездил на дачу и забрал оттуда кирпич, выломав печь. То есть неплохой домик с тех пор начал рушиться вовнутрь, и на дачу мы ездили, но в доме пользовались только верандой и пристройкой-кухней - в остальную часть было опасно заходить, там пол наклонялся к той части, где была печь, и крыша просела тоже к середине.
Я на момент завещания поступала в училище в другом городе, мне было 15. Помню, что куда-то ездила, чего-то подписывала. После училища в 18 меня взяли на тот же завод, где проходила практику, в это время у матери дала о себе знать травма, потребовалась операция по восстановлению нерва в локте. Она взяла кредит, ей сделали операцию, в это же время брат из семьи жены переехали к ней. То есть ясно, что и мне там места особо не стало, и старалась брать побольше смен, даже подрабатывала кухонной рабочей в заводской столовой, чтобы помогать с кредитом. К ее дню рождения удалось заработать и дать ей денег чтобы отправить в санаторий.
Там ей объяснили, как делать гимнастику, на какой массаж ходить, дорсанваль посоветовали купить домой (он тогда стоил не как сейчас). То есть много всего надо было, а мне стали платить просто очень хорошо, я бралась за все, шла на обучающие курсы от завода с утра и выходила в вечернюю смену. Мне было 18, тогда состояние цейнота даже вызывало эйфорию. За все хваталась, все получалось, дали от завода комнату в общаге, обед был бесплатный. То есть на себя тратила мало, быстро закрыла кредит.
Потом в одно время мать вышла на работу, брат нашел работу, его жена вышла из декрета, но я уже не могла перестать работать. Закончились курсы повышения - начала работать по новой специальности, продолжая брать смены по полученной в училище, стало свободнее на работе - пошла на курсы вождения. На заводе уже стала тем, кому можно звонить в любое время. В первый отпуск пошла в 20 лет уже после того, как купила машину, поехала домой впервые с 17 лет с ночевкой, тем летом поехали на дачу с палатками, мангалами. В общем, там и поссорились с братом - у меня был Лифан, который они с женой видимо приняли за очень дорогой джип. Ну и я сказала, мол, купила машину, сейчас коплю на квартиру. На меня насели, что живут впятером в трешке - надо все продавать и строить дом пополам с братом в этом родовом поместье, потому что здесь хорошо.
Дача эта - угловой двойной участок на 12 соток в пяти км от их города. Он расположен на последней линии дач, его ценность в том, что рядом есть речка, лес, при том через перелесок есть тропинка до магазина ближней деревни. Его недостаток - дорога от города к нему идет через линии дач, где-то гравийка, где-то колея, и заканчивается за полкилометра до ворот дачи. Грубо говоря, проезд есть в сухую погоду летом и в мороз зимой.
То есть отсутствие подъезда к стройке сразу дает неслабую наценку. Плюс их город не очень большой, и на тот момент там никто не занимался септиками - это уже заказ работников из города подальше. Ну и просто постройка настоящего дома мне была не нужна, тем более в их городе недвижимость и сейчас в два раза дешевле, чем в моем, а тогда разница была еще больше, ну и я видела, что брат и его жена старше меня на шесть лет, но при этом они экономят на съеме отдельного жилья и не хотела заводить с ними общих планов.
У меня после отпуска были долгосрочные, минимум на два года, планы на работу на заводе, и я планировала эти годы жить в общаге рядом с заводом. После окончания того проекта у меня еще была возможность перехать в другой город, то есть я не знала точно, где захочу жить через два года. И тогда я предложила такое - мы продаем квартиру матери, ей покупается однушка с балконом (в трешке не было балкона) и если не хватит, то к разнице от продажи я добавляю им до первого взноса на их ипотеку.
На это согласились мать и жена брата, после того, как я отказалась добавлять много на трешку с хорошей планировкой, и добавила на немного на тоже неплохую двушку, с раздельными комнатами и большой кухней, брат перестал со мной разговаривать. И про дачу после этого заглохло - там продолжала расти клубника со времен бабушки, была плантация самосевного чеснока, были тоже дичавшие сливы, вишня и смородина, иногда кто-то из соседей пихал лишнюю рассаду кабачков, огурцов в гряды. Они ездили собирать что-то, я тоже иногда приезжала летом.
Спустя два года я купила двушку. После этого жена брата тоже на меня обиделась, что у них на четверых ипотечная двушка, навязанная мной, а себе одной я взяла то же самое. То есть последние лет пять я общалась только с матерью, она мне говорила, что хотят племянники, я к ней завозила подарки, она потом передавала. Иногда приезжала к ней, когда у нее были племянники. Несколько раз привозила ее с племянниками к себе, в цирк, театр, аквапарк или в гости к енотам, но ко мне поездки прекратились в ковид.
Прошлой весной мать уволилась, ей было 57. Пенсия у нее уже давно была, она медработник. И прошлым летом в разговоре она сказала, мол, начала ходить на дачу и даже ночует иногда там в веранде - вот если бы там починить дом и убрать участок, то можно на все лето остаться жить, не боясь за собаку. А у меня с начала короны и до прошлого лета был период дауншифтерса - то есть работала столько, сколько необходимо чисто чтобы было на что жить и немного откладывать. И друзья как раз приблизились, появились увлечения кроме работы.
Я ей сказала, мол, давай я тебе как бы следующий твой день рожденья дарю не путевку в санаторий (чего мне последние годы не особо хочется, потому что на время санатория приходится брать ее тревожную собаку и отказываться от ночных смен и поездок), а построечку свежую на даче (ремонтировать проваленный дом дороже было бы), электричество восстановить, пару гряд там, из остального газон сделать. Ну то есть все остальное - это по ее пожеланиям. Она на все согласилась сначала, к осени стала метаться - брат хочет сам заняться электричеством, надо перенести всю клубнику на одну грядку, кусты надо вырубить. Осенью я к ней съездила, взяла воды из колодца для сэс, мы там вместе перенесли клубнику, обвязали кусты под вырубку, она разметила где надо забор - он сначала планировался только для собаки, не на весь участок. В общем, все затянулось до дождей, а это конец проезда на дачу.
Зимой она выбирала, какой хочет домик. Сначала ей понравился настоящий маленький домик. Потом она решила, что в такой глуши будет спокойнее купить баню - никто не пролезет в окна, стены надежные. В итоге к зиме решила, что ей нужны две бытовки определенной серии - в одной будет жить сама с собакой, и инструменты у входа, а внуки в другой, потому что у младшего бывает аллергия. Ну и только к марту решила, где ей ставить эти бытовки, их привезли по последнему морозу, поставили, эти же рабочие поправили туалет, к тому же дню заказала навоз и чистку выгребной ямы. Тогда же она стала метаться, какие кусты вырубать - итого, старый дом снесли, кусты вырубили,убрали железки и вывезли это все только в мае. Под все эти дела я брала выходные, так что когда все это было закончено, я так - фух, все основное сделано, осталось поставить забор.
Забор в июне наконец был заказан и оплачен, но тут опять начались метания - другие участки с дачей не граничат вообще, то есть с двух сторон перелесок, с третьей конец дач и дорога к реке, с четвертой заброшенные участки. Забор по ее проекту был заказан на участок в 6 соток. Но то ей хотелось прихватить забором еще часть леса, то заброшенные дачи - в общем, заказанную мной рабицу поставили на две стороны, от дороги и от леса. И только две недели назад брат дорубил кусты (которые матери в мае хотелось оставить) заказал работников поставить забор охватить весь участок - то есть все 12 соток.
Ну и то есть я с прошлой весны в курсе дел дачи - когда клубника пошла, когда что зацвело, сколько вишни, чего надо, чего бы ей еще хотелось. И если что надо - ездила, привозила. То есть все было срочное. Насосы - это срочно, чтобы не напрягаться, фитоспорин-удобрения рассаде - тоже срочно, когда кроты напали и гибнут растения, а насекомые напали и собака чешется до визга - тоже отпугиватели и москитки срочно. То есть и я рада, что у матери появилось увлечение дачей, и самой мне интересно, что происходит на даче.
В общем, ничего не предвещало отказа в кабачках. И вот взялась я объяснять, что на дачу потраченного мне не жалко, но раз мне там нет места, то я пишу дарственную и на даче больше не бываю. Что мне проще купить дачу рядом со своей квартирой, а не ездить за 180км. И на меня вылился ушат претензий - а нечего было уезжать, когда предлагали остаться и строить дом, я ничего не потратила, потому что забрала себе старый дом, который построен на совесть, а значит стоит немалых денег, и я просто обменяла его на бытовки, спасибо. Видимо, старыми кустами оплатила все остальное. Мне все легко далось, но я при этом не делюсь, брат предлагал мне участвовать в строительстве дома, а теперь сам все делает. Ну и из фактических новостей узнала, что во первых мать свою квартиру на дачное время сдала, с середины июня по середину октября у них договор. Во вторых, оформление наследства было справедливым - на брата в свое время был оформлен дом (который я в своем коварстве нагло спиздила), а на нас двоих участок. Я про наследство вообще не помню - мне было 15 лет, куда-то возили чего-то подписывать. Но раз брат переоформил на себя электрический столб, то теперь имеет право на весь участок. Тем более все соседи подтвердят, что он там трудился все лето.
Весь этот разговор был для меня скорее смешным, чем грустным, потому что в начале представила, как брат мечется со столбом, как дронты из Ледникового периода с арбузом. Сказала, что в ближайшее время приеду и переоформлю участок на нее, пусть разбираются. Сказала, что это мой подарок всем им на все грядущие праздники - никаких больше заказов от племянников, ничего такого. Она сказала, вот буду я старой, вспомню племянников. Я сказала, что с племянниками у меня разница в 13 и 17 лет, это не та разница в возрасте, при которой помогают в старости.
Еще оказалось, брат мне завидовал из-за старта в жизни. Отец умер, когда я пошла в 9 класс, мне было 14 лет - мне назначили пенсию по потере кормильца, бабушка (мать отца) дала мне денег на поступление в училище в другом городе, а двадцатилетнему брату не дали ничего. Именно поэтому мне по жизни с тех пор везет, а ему тоже с тех пор не везет, но если бы я помогла, то брат с женой еще родили бы третьего ребенка-девочку, о чем мечтают, но не могут себе позволить.
А кабачки я люблю с детства переросшие, их нет в магазинах. Если из них выскрести семечки, залить яйца (можно с молоком), добавить колбасы, или грибов, помидоров, и запечь в духовке - получается очень вкусно. Ну то есть теперь я куплю эти кабачки на рынке или через местную группу, потому что последние дни смотрела на кабачки и думала - у меня такие свои есть на даче.
После разговора мне все еще обидно, но теперь еще смешно, может, со временем эмоции еще на какие-то сменятся. Пока думаю, матери раз в год купить путевку и взять ее собаку мне будет не тяжело, а больше никакой помощи оказывать не буду. Пенсия у нее есть, подработки в виде уколов у нее тоже есть (город у них небольшой), и даже есть доход в виде сдачи квартиры на лето - то есть не пропадет. У меня есть доступ к ее кабинету госуслуг, и я там вижу, что квартира в ее собственности, пенсия неплохая, кредитов нет, то есть все хорошо. Не думаю, что это у нее маразм или деменция в 58 лет, это у нее наживалось молча такое отношение ко мне много лет, и изменить что-то в ее восприятии нужны большие усилия, которые я со свой стороны лучше потрачу на что-нибудь другое. Брату-племянникам тоже помощь оказана в виде того, что у них кром ипотеки теперь есть условно жилая дача, в одной из бытовок есть печка, там и зимой можно остановиться, если просрут жилье или захотят на свежий воздух