Ответ на пост «Что очень смахивает на секту, хотя это не так?»
По поводу сетевого маркетинга.
Смотрите, в чём тут дело.
Исходно, сетевой маркетинг - это решение проблемы доставки и продажи товаров, не более того.
Предприятие может создать свою сеть магазинов с наёмным персоналом, помещениями и всё такое; может наладить поставки в существующие магазины; может создать франшизу для мелких официальных предпринимателей... и всё это довольно затратно. Но есть способ! Создать неофициальную франшизу, потребкооперацию.
Пусть участники сами ебутся с рекламой товара, с рекламой франшизы, со складом "последней мили", с доставкой, а потом и с налоговой отчётностью.
Какие-то деловые вопросы при этом заметно оптимизируются, какие-то никуда не деваются, потому что физическую природу вещей не обманешь. Просто размазываются по участникам - от головного предприятия до конечных продавцов.
Но вот дальше начинается самое интересное.
Прибыль коммивояжёров - это экономия на логистике (по сравнению с магазинами). И конечно же, очень большой она быть не может.
Поэтому их надо как-то мотивировать.
Для этого есть два хорошо натоптанных пути.
1. Эксплуатация жадности. Параллельно логистике выстраиваем финансовую пирамиду.
Пока рынок коммивояжёров не насыщен, пока сеть растёт, - растёт и пирамида. Все счастливы. До того момента, пока все, кто могут заниматься беготнёй с гербалаевым/амвеем/цептером/кирби, уже не занимаются этим. В этот момент прибыль резко падает до своих номинальных значений (экономии на логистике). А те, кто вкладывался в бизнес (и платили, например, вступительные взносы) - сосут лапу.
2. Эксплуатация нужности и общности. Людям ездят по ушам на предмет того, что они делают какое-то доброе дело, плечом к плечу. На самом деле, люди делают это самое доброе дело плечом к плечу - экономят денежку и для покупателя, и для производителя. Но однократных похвал недостаточно, поэтому организаторы сети профессионально зомбируют своих рабочих пчёлок.
А в соединении низменного и выспренного - жадности и благотворительности - получается самая натуральная тоталитарная секта.
Где участники ни о чём другом думать не могут, кроме как о своём любимом товаре своей любимой компании.
Причём возникает информационный пузырь. Ведь участники заинтересованы в том, чтобы продавать товар и вербовать новых продавцов, поэтому общение с ними на любые посторонние темы деградирует, и вокруг остаются только те, кто способен поддасться на рекламу.
Подчеркну: никакой проблемы не было бы, если бы головное предприятие могло торговать своей продукцией без лишних страстей и амбиций, как если бы рынок уже был насыщенным.
Просто потребкооперация. Скинулись компанией, купили оптом.
Но так - неинетересно.
Гораздо интереснее - выстроить пирамиду (и, будучи в её основании, собрать все сливки) и набрать лохов, готовых работать за спасибо.