Как соратник Сталина чуть не угробил Советскую генетику?
Сегодня у нас на рассмотрении оказалась одна из самых противоречивых фигур в истории Советской, да и мировой науки. Попробуем разобраться какой вклад внёс в сельское хозяйство Трофим Денисович Лысенко и порассуждаем на тему того, как идеологическая подкованность может помочь продвинуться в социальной иерархии.
Наш сегодняшний персонаж появился на свет 17 сентября 1898 года в Полтавской губернии. Дальше было обучение в низшем Полтавском училище садоводства, Киевском сель.хоз. институте и командировка в Азербайджан, датированная октябрём 1925 года. Несмотря на то, что на первых порах учёный смог решить задачу интродукции бобовых культур в засушливый климат, тот период деятельности Лысенко подвергался критике даже со стороны Советской прессы. Вот как его личность характеризовали в газете Правда:
"Если судить о человеке по первому впечатлению, то от этого Лысенко остаётся ощущение зубной боли — дай Бог ему здоровья, унылого он вида человек. И на слово скупой, и лицом незначительный, — только и помнится угрюмый глаз его, ползающий по земле с таким видом, будто, по крайней мере, собрался он кого-нибудь укокать".
И на то были очень весомые основания - академическое образование Трофима Денисовича оставляло желать лучшего. Даже его коллеги отмечали то, что самыми сильными качествами Лысенко были хорошее искусство саморекламы, подвешенный язык и приверженность коммунистическим идеалам, что помогало ему в короткие сроки доносить свои идеи до партийного руководства простыми словами.
В 1929 году на Всесоюзном съезде по генетике, селекции, семеноводству и племенному животноводству Трофим Денисович впервые озвучивает идеи, которые лягут в основу его знаменитой "яровизации", что, по сути, положит начало периоду, прозванному в научной среде "Лысенковщиной". В чём же заключалась суть инновационного учения Лысенко?
Начиналось всё безобидно, когда под предлогом увеличения урожая злаковых культур на га площади посевов предлагалось сажать их "в зиму", чтобы проросшие по весне побеги подвергались воздействию низких температур и впоследствии быстрее выколашивались. Эта теория встретила поддержку таких видных учёных, как Вавилов и Максимов. Во всех газетах начали печатать статьи о новом прорыве в С/Х, а Трофиму Денисовичу - "сыну крестьянской семьи из народа", стали выдавать обширные авансы во всех смыслах этого слова.
А вот уже в 1933 начинается самое интересное. Лысенко начинает обширную компанию против "традиционных" генетиков, исповедовавших взгляды, отличные от его воззрений. Там было всё - и обличение в приверженности капитализму, и "научные" данные, опровергавшие открытия прошлых лет, в общем, всё как полагается. В 1938 году Лысенко сместил Вавилова с поста президента ВАСХНИЛ и провозгласил классическую генетику "фашистской наукой". Но что же предлагал взамен наш блистательный учёный?
Трофим Денисович свято верил в Ламаркизм, то есть в наследование приобретённых в течение жизни признаков. То есть да, буквально, если отпилить корове рога, то через несколько поколений в стаде начнут рождаться безрогие коровы. Это даже было жёстко выстебано братьями Стругацкими, когда персонаж одного из их произведений предлагал выводить червяков, самостоятельно насаживающихся на крючок. Нельзя сказать, что Лысенко жаждал массовых репрессий, однако письменный отказ от своих прошлых воззрений стал при нём обычной практикой, а несколько видных учёных получили реальные сроки заключения (включая Вавилова).
Конечной же точкой в разгроме генетики стали события, следующие за первым личным визитом Трофима Денисовича к Сталину, случившимся в конце 1946 года. Уже в 1948 году Лысенко выступил со своим знаменитым августовским докладом, с его слов, одобренным ЦК ВКП. Там он предложил разделить науку на материалистическую и идеалистическую и чётко дал понять, что его коллегам пора (цитирую):
"...коренным образом перестроить свою работу, занять ведущее место в борьбе против идеалистических, реакционных учений в науке, против низкопоклонства и раболепия перед зарубежной лженаукой".
Всё вышесказанное было закреплено Президиумом АН СССР 26 августа 1948 года. Как вспоминает то время академик А.Н. Яншин:
"Я помню это выступление и все рассказы Лысенко по поводу белых и бурых медведей, кукушек и дроздов, превращающихся друг в друга под влиянием различных условий выращивания потомства. Слушали лжеученого молча, никто не выступил с критикой".
Такой расклад дел сохранялся вплоть до начала 60-х. Внедрённые нововведения показывали мягко говоря не самые лучшие результаты и руководством ЦК было решено выслушать альтернативную точку зрения. Уже в 1964 году началась массовая публикация работ настоящих генетиков, что привело к разгрому позиций Лысенко. Уже в 1965 году издали неутешительное официальное заключение комиссий ВАСХНИЛ и АН СССР, говорящее о том, что работы Лысенко проводились с научными нарушениями, являются недостоверными, а результаты исследований мягко говоря сфальсифицированы и натянуты на глобус.
Трофим Денисович был раскритикован и смещён с руководящих постов. Впрочем, он до самой своей смерти был противником классической генетики, считая её буржуазной наукой. Что до оценки вреда, нанесённого "Лысенковщиной" - судите сами. Почти на 30 лет в угоду лженауке были приостановлены реальные исследования, Союзу был нанесён экономический и репутационный ущерб, а ряд видных деятелей науки были подвергнуты репрессиям. Да, впоследствии их реабилитировали, как того же Вавилова, но, думаю, что им от этого не проще.
Такие дела. А как Вы смотрите на период "правления" Лысенко? Делитесь своими мнениями, а я засим откланиваюсь. Чтобы поддержать мои труды - подписывайтесь и ставьте лайки. Так же напоминаю, что я читаю все Ваши комментарии!