Религия

397 постов 313 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Вопрос из ленты «Эксперты»

Если Бы,,,,,

Если бы религия была реально от бога. То с развитием цивилизации , приходили бы обновления.

Может они и приходили, может и до сих пор приходят. Но обладающие правами администратора. Не обновляют систему, а пророков выискивают и уничтожают используя админ ресурсы. Смысл вот в чем. Либо боги так себе руководители, позволяющие своим сотрудникам творить отсебятину. Либо их нет. А всякие попы и раввины, и муллы (внезапно) мошенники?

Варварин день

Народный праздник Варварин день отмечается 17 декабря 2024 года (по старому стилю – 4 декабря). В церковном календаре это дата почтения памяти святой Варвары Илиопольской. В простонародье этот день получил название Варварины морозы по причине прихода крепких морозов. Также его именуют Бабьим праздником, так как считается, что Варвара является заступницей беременных женщин либо тех, кто молится о здоровье детей.

История

Варвара родилась в городе Илиополе (Сирия) в конце III века в семье знатных язычников. После смерти матери отец выстроил башню-замок и заточил туда свою дочь, чтобы она не общалась с христианами.

Часто Варвара сидела у окна и любовалась миром. Ей очень хотелось познать, кто сотворил такую красоту. А в это время отец мечтал выдать ее замуж. Заведя с ней разговор о замужестве, получил отказ, на что решил дать дочери разрешение покидать замок для общения с подругами. Он надеялся, что они смогут вразумить непокорную дочь.

Однажды, во время нахождения отца в путешествии, Варвара познакомилась с христианками, которые ей и рассказали о Создателе. Вскоре она приняла крещение и решила посвятить свою жизнь Иисусу Христу.

Узнав об этом, отец решил зарубить ее, но Варвара смогла сбежать и спрятаться в горах. Отец сумел найти дочь и вернуть домой. Поутру он привел ее на суд к правителю города, который пытался вразумить девушку отречься от христианства. Но ее воля была непоколебимой. Ни пытки, ни истязания не смогли сломить девушку, поэтому Варвара была заточена в темницу.

Утром на теле мученицы не осталось и следа от пыток. Подвергнутая новым истязаниям, Варвара была собственноручно обезглавлена отцом.

Традиции и обряды

В этот день женщины традиционно молятся святой о послании здоровья детям и защите от несправедливости со стороны мужей и свекровей.

Начинается подготовка к новогодним праздникам. Женщины готовят сладости: карамелизуют орехи в сахаре, варят в меду ягоды и фрукты, пекут пряники, делают леденцы. Мужчины варят пиво по особым рецептам.

В этот день запрещается прясть.

Приметы

Если на Варвару стукнул мороз, то он простоит ближайшие дни.

Если ночное небо тусклое (без звезд) – жди оттепель.

Если дым, поднимающийся из трубы, стелется по земле, то вскоре холода отступят.

Вечерний закат зацвел красными красками – жди морозного и ясного дня. А если закат заволокли облака, то жди снегопад.

Если на Варварин день морозы отступили, то урожай льна будет хорошим.

Показать полностью

Иван Молчальник

Данный народный праздник отмечается 16 декабря 2024 года (дата по старому стилю – 3 декабря). Верующие православной церкви в этот день чтут память святого Иоанна Молчальника, епископа Колонийского. Прозвище Молчальник он получил за безмолвие, которое хранил более 40 лет.

История

Будущий святой Иоанн (Иван) родился городе Никополе (Армения) в семье великого военачальника. С ранних лет он стал изучать библейскую литературу и решил посвятить свою жизнь молитвам и уединению. Когда его родители отошли от мирской жизни в иной мир, Иоанн на доставшееся ему наследство выстроил церковь и начал там проживать с другими иноками.

В 28 лет он стал епископом Колонийской церкви. В этот сан Иоанн был посвящен по просьбе жителей города Колонии. Однако, руководя церковью, он не изменил аскетическому образу жизни.

Через 10 лет в Армении сменился правитель, который стал вмешиваться в дела церкви. Иоанн решил оставить свой пост и уединиться. В Лавре преподобного Саввы он стал простым послушником и в течение 4-х лет трудился на самых тяжелых работах. Вскоре принял обет молчания и 4 года провел, не выходя из кельи.

Пытаясь найти еще большего уединения, он отправился в пустыню, где пробыл 9 лет. И только игумену Савве удалось убедить его возвратиться в родную обитель. В течение 66 лет Иоанн своей молитвою совершал чудеса, исцеляя людей. Когда ему исполнилось 104 года, он покинул грешную землю.

Традиции и обряды

В этот день традиционно люди стараются молчать либо меньше говорить и молиться святому. Существует поверье, что если на Ивана Молчальника не разговаривать, то целый год человек будет блистать красноречием. В остальном этот день не отличается от других. Ночи долгие, а дни короткие. Люди боятся встретить ночью нечистую силу, поэтому рано ложатся спать.

Приметы

Если земля еще не замерзла, а снег начал падать, то следующий год будет трудным.

Если выпало мало снега, то урожай не удастся.

Под окнами зачирикал снегирь – скоро наступит оттепель.

Если дрова, брошенные в печь, громко трещат, то надо ждать морозов.

Если на Ивана Молчальника звезды «прыгать» начали, то вскоре закружит вьюга и наступит похолодание.

Если в эту ночь луна меняется, то днем будет тепло.

Показать полностью

Шарите в мировой мифологии?

Проверьте себя, пройдя испытание мудрости. Самые достойные получат приз — награду в профиль на Пикабу.

День Аввакума

Народный праздник День Аввакума отмечается 15 декабря 2024 года (по старому стилю – 2 декабря). В церковном календаре это дата почтения памяти ветхозаветного пророка Аввакума.

История

Аввакум жил в VII веке. Он считается восьмым из 12-и малых пророков. История его жизни мало известна. В библейских сказаниях упоминается только о его пророчествах и книге откровений.

Аввакум предсказал о разрушении Иерусалимского храма и Вавилонском пленении, пережил взятие Иерусалима. Когда началась война с вавилонянами, решил покинуть город и поселиться в Аравии, где стал помогать местным жнецам. Однажды он нес для них еду, и с ним приключилось чудо. Ему повстречался Ангел, который перенес его в Вавилон. Здесь в одной из тюрем пребывал заключенный пророк Даниил. Оставленный без еды, он был накормлен Аввакумом. Когда война закончилась, Аввакум вернулся на родину, где и прожил до своей кончины.

За свою жизнь он написал книгу, которая состоит из 3-х частей. Первая посвящена разъяснениям Господа о мучениях и притеснениях христиан, вторая – 5 проклятиям, которые навлекают на себя халдеи, а в третьей рассказывается о том, кто совершит над людьми страшный суд.

Традиции и обряды

В этот народный праздник люди молятся о даровании спокойного сна и об изгнании всей нечистой силы.

15 декабря является самым обычным днем. Женщины делают домашнюю работу, а молодые девицы собираются на посиделки. Единственное отличие от других будней – в этот день не проходят веселья. Он посвящается шитью, рукоделию и так далее.

Многие проводят обряды от бессонницы. Для этого знахарки приходят в куриный зимний домик и обмывают дитя с особыми словами. Это действие они повторяют три раза. Затем трижды сплевывают и облачают ребенка в новую рубашку.

Приметы

Если в День Аввакума выпадет много снега, то весной появится много травы и будет великий сенокос.

Если стоит плохая погода, то такой она и останется вплоть до 30 января.

Если вокруг луны появился темный круг – жди метели.

Если, несмотря на мороз, начнет петь петух, то скоро нагрянет оттепель (потепление).

Если куры начали рано на насест садиться – жди морозов.

Если домашняя птица начала махать, хлопать крыльями и вертеть хвостом – быть метели.

Если гуси начали прятать голову, то скоро ударят морозы.

Если кошка в этот день все время спит, то вскоре начнется стужа.

Если на ночном небе звезды ярко светят – жди морозов.

Если начали вороны каркать, то скоро закружит метель.

Если мороз на окнах рисует небывалые пышные узоры, то весной будет буйство зеленых красок.

Показать полностью

Наумов день

Народный праздник Наумов день отмечается 14 декабря 2024 года (по старому стилю – 1 декабря). В церковном календаре это дата почтения памяти пророка Наума. В простонародье его прозвали Грамотником, так как в этот день подросших детей отдавали старцам, которые обучали их грамоте.

История

О святом Науме не сохранилось много информации. Из библейских книг можно узнать, что он является одним из 12 малых пророков. Родился Наум в VII веке в Галилеи (село Елкоша).

Большой известностью пользуется написанная им ветхозаветная книга, которая вошла в Священное Писание. В ней он предсказал гибель одного из ассирийских городов – Ниневии. Причиной падения Наум указал творящееся там беззаконие, оскорбления Иеговы царем Сеннахиримом и разрушение царства Израильского. Когда же пророчество исполнилось в полной мере, его имя стали ассоциировать с умом.

Традиции и обряды

В Наумов день отправляли детей на учебу. Уборочная пора уже закончилась, посевная еще не началась, поэтому самое время начать обучать ребенка грамоте, чтобы он не ленился и не бездельничал.

В этот день матери громко плакали, так как первое знакомство их детей с учителем сопровождалось символическими тремя ударами плеткой (розгами). Последующие занятия ученики начинали с 3-х поклонов своему наставнику. За то, что детям преподаются знания, родители передавали учителю курицу, яйца и другие продукты.

Приметы

Если ветер дует с севера или начинает менять свое направление с южного на западный, то скоро грянут морозы.

Если на ночном небе звезды переливаются, то вскоре вьюга закружит.

Если в Наумов день собаки глухо лаять начали – жди снегопада.

Если ночное небо усыпано звездами, то на следующий день ударит лютый мороз.

Если вороны начали каркать – жди метели.

Если заяц от своей норы далеко не скачет, то скоро пойдет снег.

Показать полностью

Андреев день

Народный праздник Андреев день 2024 отмечается 13 декабря (дата по старому стилю – 30 ноября). Этого числа верующие православной церкви чтут память святого Андрея Первозванного, который является родным братом апостола Петра. Свое прозвище он получил за то, что первым пошел вслед за Иисусом Христом.

История жизни апостола Андрея

Андрей родился в Галилеи. Однажды, услышав проповеди Иоанна Крестителя, он последовал за ним в надежде найти ответы на вопросы, связанные с духовной жизнью. Вернувшись домой, продолжил заниматься добычей рыбы. Однажды он встретил Иисуса Христа и, оставив свое занятие, последовал за ним. Андрей был со Спасителем до самой смерти, а после воскресения также присутствовал на встрече во время его вознесения на небо.

После того, как Господь Бог оставил землю, апостолы определили страны, куда отправится каждый для проповедования веры. Андрею выпала Скифия, государства, расположенные параллельно Черному морю и север Балканского полуострова.

После возвращения в Грецию он поселился в городе Патрос, где исцелил множество больных. Это привело к тому, что большая часть жителей отреклась от язычества и приняла христианство. Местный правитель Егеат распорядился казнить апостола Андрея через распятие на кресте. Но тот не испугался смерти и не отрекся от веры, а лишь начал молиться. Перед тем, как его душа отделилась от тела, крест, на котором он висел, осветил небесный свет, и апостол отошел в царство Господа Бога.

Традиции и обряды праздника

В Андреев день в храмах проходят богослужения. Верующие люди придерживаются Рождественского поста.

Незамужние девушки молятся святому апостолу Андрею, чтобы он подарил им хороших женихов. В ночь на 13 декабря принято гадать на суженого, грядущие события, исполнение желания.

По традиции в этот день девушки пекут калиту (корж круглой формы с дырочкой внутри) – символ солнца и счастливого брака.

Что нельзя делать в Андреев день

13 декабря женщинам запрещается ткать, мотать нитки. Этот запрет продолжается до Нового года.

Приметы и поверья

  • Если в этот праздник идет снег и не тает, то он будет лежать еще 110 дней.

  • 13 декабря морозно и ясно – к хорошему урожаю.

  • Если накануне Андреева дня хорошо попариться в бане, то целый год пройдет без болезней.

  • В ночь на 13 декабря вещие сны снятся.

  • Если в Андреев день первым в дом войдет мужчина – к добру.

Андреев день открывает цикл зимних торжеств. Он наполнен волшебством и магией. В этот празник можно узнать свою судьбу.

Показать полностью

Парамон Зимоуказатель

Народный праздник Парамон Зимоуказатель отмечается 12 декабря 2024 года (по старому стилю – 29 ноября). В православном календаре это дата почтения памяти мученика Парамона Вифинского. В народе праздник назвали «зимоуказателем» за то, что по этому дню судят о погоде, которая будет стоять весь декабрь.

История

Молодой человек по имени Парамон жил в начале III столетия, при императоре Декии. В восточных областях, которыми правил князь Вифинский Аквиан, язычниками было схвачено большое число христиан. Их заточили в темницу и предавали всевозможным истязаниям, заставляли отречься от веры в Христа, принеся жертву идолам.

Об этом узнал местный житель, которого звали Парамон. Он был очень возмущен поведением правителя, который позволял себе так жестоко обращаться с людьми, пусть и другой веры. Парамон прибыл в темницу, где держали заключенных и признал себя христианином, верующим в Истинного Бога. После этого он принял смерть с остальными мучениками.

Традиции и обряды

В этот народный праздник принято убирать снег с крыш, если он есть. Для этого используют только веник или метлу. Лопатами убирать нельзя, иначе крыша может проржаветь и продырявиться.

К этому дню зима обычно уже вступает в свои права, и вокруг царит батюшка-мороз. По поверью, на Парамона сама госпожа Зима надевает медвежью шкуру и выходит к людям. Она гуляет по улицам и крышам, стучит в окна и печные трубы, чтобы разбудить заспавшихся хозяек. Зимой утром хоть и тяжело вставать, но нужно. Дел много с самого утра – печь растопить, кашу приготовить, домашних разбудить и горячим накормить.

Приметы

Если на Парамона Зимоуказателя метет метель, значит, еще неделю будет такая погода.

Заря окрашена в багряный цвет – скоро начнутся сильные ветра.

Если снега много – следующий год будет непременно урожайным.

Если до Парамона не было снега, то это означает, что ближайшие семь дней будут сильные морозы.

Показать полностью

Палестина позднего античного периода истории

В этой статье показано, что из себя представляла Палестина конца 1-го века до н.э - 1-го века н.э., каким было население этого клочка земли и т.п.
Думаю, это многим даст возможность представить себе, в какой обстановке родился и вырос тот, кого человечество называет Сыном Божьим и основоположником одной из трёх мировых религий.

Палестина позднего античного периода истории Палестина, Древний Рим, Человек, Мир, Длиннопост

На восточной окраине Средиземного моря, доставшейся Римской империи от развалившейся империи Александра Македонского, лежала Палестина. Связующим началом всего региона были греческий язык и культура, а политическое единство обеспечивала римская администрация.
Почти все порабощённые народы благоразумно принимали такой порядок вещей. Владычество римлян было суровым, зачастую жестоким, а иногда и деспотичным. Но это было лучше, чем хаос и произвол в греческих монархиях времён упадка.

Однако Палестина занимала здесь особое положение. Евреи, составлявшие большинство её жителей, были своеобразным, строптивым народом. Римляне их так до конца никогда и не поняли, несмотря на огромный опыт общения с самыми разными народами и племенами Европы, Азии и Африки. Долгое время евреи находились в рабстве у персов, потом в зависимости у греческих монархий – Сирии и Египта (Египта Птолемеев), и немало переняли из культурных традиций своих хозяев. Но недолгое национальное возрождение во II-м веке до н.э. позволило им ощутить вкус независимости под управлением единокровной династии Хасмоне́ев. Возрождение, начатое героической борьбой Маккаве́ев, достигло апогея при их преемниках, Хасмонейских князьях, а в дальнейшем вылилось в грязные склоки между наследниками, приведшими к раздорам и междоусобицам, сделав неизбежным владычество Рима.
Однако евреи не забыли о своей кратковременной славе и даже под властью Рима продолжали предаваться опасной ностальгии по прошлому. Римляне вначале пытались править не напрямую, а через подвластных им местных князьков, и некоторое время им это удавалось. Но, в конце концов, южная часть страны была преобразована в римскую провинцию – Иудею, которой управлял второразрядный чиновник с титулом префекта. На остальной территории власть марионеточных царьков сохранялась.

Римляне завоевали Палестину в 64-м году до н.э. Оставив потомкам Маккавеев только церковную власть, управление страной они передали своим наместникам. Первым из них был идумеянин Антипатр (Идумея – историческая область Палестины, расположенная южнее Иудеи. См. карту). Его преемником стал его сын, Ирод, получивший от римского сената титул царя иудейского и прозванный Иродом Великим. Его продолжительное царствование было ознаменовано многочисленными злодеяниями. Он истребил владетельный род Маккавеев, привёл страну к обнищанию пышностью своего двора, чрезмерными подарками римлянам, ввёл много языческих обычаев. После смерти Ирода император Октавиан Август разделил иудейское царство между тремя его сыновьями. Одному из них, Архелаю, он отдал с титулом этнарха (народоначальника) Иудею, Самарию и Идумею (см. карту). Другому – Ироду Анти́пе, дал Галилею и Перею, Третьему, Филиппу – Гавланитиду, Траханитиду, Итурею, Авранатиду и Батанею. Архелай через десять лет своего правления за жестокость был сослан императором в Галлию, а его области отданы в управление римскому наместнику (префекту, в дальнейшем – прокуратору).
Прокуратор находился в подчинении у проконсула Сирии. К тому времени, о котором мы говорим, Иудеей управлял пятый наместник (прокуратор), которого звали Понтий Пилат, а его правление продолжалось с 26 по 36 гг. н.э.
Римские наместники собирали через своих чиновников подати с народа, решали важнейшие дела и выносили смертные приговоры. Правление их было ознаменовано корыстолюбием, жестокостью и притеснением народа.

К северу от самой Иудеи, но ещё в границах Римской империи, лежала земля, называемая Сама́рией. Её население – и чистокровные израильтяне, и потомки от смешанных браков – исповедовали ту же религию, что и евреи, с незначительными отличиями в деталях. Однако жители Иудеи гнушались ими как чужаками и отступниками, считали людьми второго сорта. Века отчуждения и негативные воспоминания о прошлом были причиной взаимной ненависти между сородичами, жившими по соседству на очень маленькой земле, и это нередко кончалось кровопролитием.

Севернее Самарии, на западном берегу реки Иордан, находилась Галилея, которой в описываемы период правил местный князёк, ставленник Рима, Ирод Анти́па – сын Ирода Великого. Эта область, со скученным, очень пёстрым по составу населением, была настоящим рассадником брожений. Многие галиле́яне, считавшие себя евреями, по-видимому, происходили от инородцев, насильно «обращённых» после того, как эти земли завоевали Хасмоне́и. Но это нисколько не умеряло их религиозного фанатизма.

Палестина позднего античного периода истории Палестина, Древний Рим, Человек, Мир, Длиннопост

Ирод Антипа, Иоанн Креститель, Иродиада и Саломея. Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу и Иродиаду

Префекту Иудеи приходилось пристально следить за беспокойными галилеянами, тысячами стекавшимися в Иерусалим во время народных праздников. На эти дни префект обычно покидал свою резиденцию в Кесари́и и переезжал в Иерусалим. Там у него всегда было под рукой достаточно войск для подавления возможных беспорядков.

Нервным центром еврейского общества был Иерусалимский Храм (это был уже Второй Храм, восстановленный в 516 г. до н.э., так как первый Храм, построенный царём Соломоном, был разрушен Вавилонским царём Навуходоно́сором в 586 году до н.э.). Храм был один-единственный не только на всю Палестину, но и на всю мировую еврейскую диаспору, которая к тому времени была в Римской империи уже весьма значительной. Во всех остальных областях Палестины и мировой еврейской диаспоры были только молельные дома – синагоги. Ничтожный с политической точки зрения клочок земли – Иудея как таковая – был религиозным центром мирового значения. В Риме это хорошо понимали, поскольку во всех частях империи жили евреи, считавшие своей столицей Иерусалим, и прежде всего потому, что там находился Храм. Наличие Храма давало священству столицы большую силу и власть. Первосвященник (эта должность передавалась по наследству между несколькими самыми влиятельными семьями) пользовался огромным авторитетом. Он председательствовал в Большом совете или Сенате (Санхедрионе), который мы называем Синедрионом. Римские власти предоставили Синедриону реальную, хотя и надёжно контролируемую, автономию. В целом духовная аристократия и её сторонники стремились уживаться с римлянами.

Палестина позднего античного периода истории Палестина, Древний Рим, Человек, Мир, Длиннопост

Второй храм после его перестройки Иродом Великим. Реконструкция.

Возможно, такие отношения с верховной властью были полезны им самим и (как они, по-видимому, полагали) всему еврейскому народу.

Иерусалимский Синедрион состоял из 72-х членов, главой которых был первосвященник. Членами Синедриона были:

1. 24 архиерея-первосвященника, освобождённых от должности римским правительством;

2. Народные старейшины;

3. Книжники (фарисеи), наиболее сведущие в законах и Священном Писании.

При Маккавеях Синедрион являлся высшим правительственным духовным и гражданским учреждением. Ирод Великий по согласованию с римской администрацией лишил его гражданской власти, оставив только власть церковную. Синедрион мог каждого призвать к ответу по делам веры, подвергнуть виновного наказанию и даже вынести смертный приговор, который вступал в силу после утверждения римским наместником (префектом).

Ко времени, о котором идёт речь в статье, первосвященником стал Иосиф Каиа́фа, утверждённый в этой должности предшественником Пилата, но значительная власть осталась в руках у Анны́, его предшественника и тестя, которого за несколько лет до этого вынудили «уйти в отставку». Не утратив влияния, Анна́ руководил Синедрионом из-за кулис. В еврейском предании «дом Анны» оставил недобрую память.

Синедрион находился в Иерусалиме, а в каждом городе были низшие церковные судебные учреждения, которые решали более мелкие дела. Они состояли из семи членов, главами этих учреждений всегда были начальники городских синагог.

Некоторые влиятельные силы еврейского общества не имели официального статуса. Это были всевозможные секты, которые и учили адептов, и жили по-своему. Об одной из таких сект стало известно после находки так называемых «»Рукописей Мёртвого моря»». Рукописи принадлежали общине, похожей на монашескую, чьи поселения находились на территории современного Кумра́на. Пламенно приверженные Закону (т.е., Ветхому Завету, и, прежде всего, Торе – Пятикнижию Моисея), члены общины толковали его заповеди на свой лад. Они отказывались признавать иерусалимское духовенство, предпочитая своих священников, чьи слова и проповеди считали единственно правильными. Новых людей в общину почти не принимали и подчиняли свою жизнь строгой, суровой дисциплине. По своему складу это были крайние националисты. Один из документов содержит указание, как собрать воинство для битвы с «сынами тьмы». В основном это, конечно, пожелания, но, без сомнения, они хотели освободительной войны, которая привела бы к победе евреев над всеми их врагами. Документ прямо не называет римлян, но намёк на них прозрачен.

Неизвестно, собирались ли сектанты воплотить свою утопию в жизнь. Скорее всего – да. А если нет, то были другие секты, которые к этому определённо стремились. Во всяком случае, в 6-м году н.э. некто Иуда Галилеянин возглавил восстание против Рима. Оно не удалось, но сопротивление продолжало существовать подпольно, время от времени прорываясь наружу, пока в 66-м году н.э. не привело к широкому открытому мятежу. Руководители его называли себя зелотами (зелоты – ревнители, приверженцы, религиозно-эсхатологическое течение в Иудее конца 1-го века до н.э. – 1-м веке н.э.). Власти, естественно, видели в них просто бандитов. Подавить мятеж римлянам удалось с трудом. Командовал войсками Тит Флавий, сын императора Веспасиана Флавия, и сам – будущий император Рима. После взятия Иерусалима Храм был разрушен в 70-м году н.э. К настоящему времени от него осталась только одна подпорная западная стена (так называемая «Стена Плача»), а в центре самого бывшего храма, над скалой «Камень Основания» на Храмовой горе расположен мусульманский жертвенник «Купол Скалы» с позолоченным куполом.

Палестина позднего античного периода истории Палестина, Древний Рим, Человек, Мир, Длиннопост

Храмовая гора в Иерусалиме

На фото выше мы видим Храмовую гору в Иерусалиме. В центре - жертвенник "Купол Скалы", справа - часть знаменитой мечети Аль-Акса. От Второго храма осталась только часть Западной подпорной стены. Она видна по центру внизу. То есть, практически вся Храмовая гора занята мусульманскими святынями, а Третий храм строить просто негде.

Из вышеизложенного видно, что Палестина первой половины первого века нашей эры, раздираемая соперничеством сторон, спорами сектантов и политическими конфликтами, постоянно пребывала в неустойчивом состоянии.
В такой обстановке и появился основоположник одной из трёх мировых религий - христианства.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!