Хочется поговорить о гильошировке
Всем привет!
Суть поста - в заголовке. Строю сейчас станок для гильошировки по металлу и в процессе сбора информации обнаружил, что нормальной информации в сети об этой технике декоративной обработки металлов совсем немного. А та, что встречается - зачастую банальная копипаста "для объема", повторяющая одни и те-же ошибки и заблуждения и иногда содержит такие "перлы" - ни в какие рамки не впихнуть. Для проектирования станка информацию пришлось не только собирать очень придирчиво, но и додумывать и теперь многое из того, что пишут об этой технике, сейчас уже просто вызывает смех. Тут и "тончайшие алмазные иглы, которыми процарапывают рисунок", и "Советская власть запрещала гильошировку, потому что ей защищали купюры" и много еще всякого... мда.
Немного этимологии: название guilloché французское , датируется по крайней мере 1770-ми годами, и часто говорят, что оно произошло от имени французского инженера Guillot (Гийо) , который и изобрел соответствующий инструмент или станок. Однако ни даты жизни, ни точное имя этой таинственной фигуры нигде не указаны, и многие словари, похоже, с подозрением относятся к его существованию.
Сразу хочу сказать, что здесь речь пойдет именно о той гильошировке, которая представляет из себя механическую гравировку по металлу на специальном гильошировочном станке (гильош-машине). Поскольку термин "гильоширование также используется в более общем смысле для повторяющихся архитектурных узоров пересекающихся или накладывающихся друг на друга спиралей или других форм, которые использовались на Древнем Ближнем Востоке , в классической Греции и Риме и неоклассической архитектуре , а также в раннесредневековом переплетенном декоре в англосаксонском искусстве и в других местах. Средневековые инкрустированные камнем узоры в стиле косматеско с двумя лентами, обвивающимися вокруг ряда регулярных центральных точек, очень часто называют гильошированием. Эти центральные точки часто пустые, но могут содержать фигуру, например, розу. Эти смыслы являются обратной формой гравировки гильошированием , так называемым потому, что архитектурные мотивы напоминают узоры, созданные более поздними техниками гильоширования." (С) Например:
Также термин "гильош" и производные от него применяют к технике нанесения сложных и красивых защитных узоров на документы, облигации (ценные бумаги), акцизные марки, денежные купюры и т.п.:
И даже для техники выжигания по ткани:
"Гильоширование (выжигание по ткани) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Техника выжигания по шёлку (или точнее вытравка рисунков на шёлке) была известна достаточно давно. Ткань с рисунком, полученная выжиганием (химической вытравкой) части волокон, имеет отдельное название — «деворе».
Автором оригинального метода обработки тканей, получившего название «гильоширование», стала Зинаида Петровна Котенкова. Впервые метод был разработан в 1980-е годы в Рыбинске, а в 1990 году было получено авторское свидетельство на изобретение. Зинаида Котенкова сотрудничала с модельером Вячеславом Зайцевым, а также получила благодарственное письмо от Энне Бурды, создательницы журнала «Burda Moden».
Гильоширование стало популярно в России и за рубежом. С его помощью можно изготовить изделия с применением аппликации: салфетки, панно, закладки, открытки, записные книжки, кружевные изделия в стиле ришелье и т. д.
Для гильоширования подходят только синтетические ткани, так как они при нагревании не горят, а плавятся и становятся клейкими: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шёлк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Инструментом гильоширования является аппарат для выжигания по дереву или паяльник с небольшими доработками" (С)
Здесь же речь будет идти именно о классической гильошировке, сложной и ныне почти утраченной технике декоративной обработки металлов, представляющей из себя механическую глянцевую гравировку на станке с ручным приводом, позволяющую добиться высокой точности и повторяемости практически зеркального реза, что порождает живую и яркую игру света на создаваемых узорах.