Память. Поблёкшие фотокарточки. Сеточки-морщинки, погрызенные временем углы и прочие артефакты небрежного хранения. Когда смотрю, как сносят раз за разом старые здания, то ловлю себя на мысли: есть ли у нас будущее с таким отношением к истории?
Возможно, подобное занятие кому-то покажется смешным и бесполезным, но я спас небольшой фотоархив из старой школы перед сносом.
Начнём с фотографии из повседневной жизни. В центре внимания — школьный урок. На доске мелом написаны даты «1799–1837», вероятно, обсуждение жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина на уроке литературы.
Меня фотоархив заинтриговал именно съёмками школьной жизни. Хочется отметить удивительное мастерство фотографа. Снимки совершенно не выглядят постановочными. Понятно, что к съёмке готовились, но моменты выбраны удачно, и в кадрах почти не чувствуется наигранности.
Далеее школьная самодеятельность. Ребята, переодетые в импровизированные костюмы, участвуют в сценке или, возможно, конкурсе. По нарядам можно предположить, что это стилизация под ковбоев или даже пародия на фильмы западного жанра.
Участники явно увлечены: кто-то с серьезным выражением лица, другие — с широкими улыбками. Девочки в клетчатых рубашках и юбках, мальчики — в шляпах и вязанных свитерах, создающих атмосферу деревенской Америки или её советской интерпретации.
На заднем плане виден самодельный реквизит: колонка, новогодняя ёлка и, возможно, бумажные декорации. Всё это говорит о том, как школьники и учителя с энтузиазмом готовили такие вечера, создавая настроение с минимальным набором средств.
На следующем снимке запечатлён момент особого школьного урока, где приглашённый гость — ветеран и участник строительства, рассказывает о Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Он указывает указкой на карту, развешенную на фоне доски, увлечённо объясняя что-то важное.
Тоже вспоминаются такие уроки, время от времени к нам приходили статные дедушки с орденами и медалями. Увы, память не сохранила деталей тех бесед, но чувство причастности к «живой истории» от общения с очевидцами великих событий она оставила.
Небольшая вставка фотографий из общественной жизни школы.
Момент школьного вечера — возможно, встречи выпускников или тематического мероприятия. В центре внимания — группа подростков, сидящих за столами с зажжёнными свечами, что создаёт уютную и немного загадочную атмосферу.
На переднем плане несколько девушек с задумчивыми и серьёзными лицами, явно погружённые в свои мысли или происходящее вокруг. За их спинами видны другие участники вечера, создающие шумное, но дружелюбное оживление.
Свечи и простые стеклянные стаканы с напитками подчёркивают характер времени, когда простота и символика имели большее значение, чем изысканность.
Момент из повседневной зимней жизни школьников. Мальчик убирает снег деревянной лопатой во дворе школы или жилого дома.
Эта фотография запечатлела школьный праздник или спортивное мероприятие на свежем воздухе.
А помните, как всех частенько собирали в школьном спортзале? Тогда «храм самого свободного урока» наполнялся атмосферой официоза и значимости.
И ещё немного «истории в лицах».
Завершающая подборка коллективных снимков — листайте.
А финализировать репортаж хочется этой тематической фотографией. Надеюсь, среди прочитавших найдутся ученики из этой школы. Уфа, бывшая школа №23
Если будет интересно, расскажу и про саму заброшенную школу. Мне "современные" брошки не особо импонируют, но может для кого-то "постапокалипсис в евроремонте" будет интересен.
P.S. Всё-таки нужна кнопка, отключить ИИ улучшайзинг в камерах телефонов. Да и "сканировать" камерой дело неблагодарное, нужно будет обзавестись сканером наконец-то. Никто в Уфе не продаёт за скромный прайс, случайно?)
P.P.S. Правки после публикации: название школы и город вынесены в заголовок, удален абзац про ЮИД.
Пишем про заброшки и не только: https://t.me/nord_skif