luchik.magazine

luchik.magazine

№ 4947903199
На Пикабу
Msavlasol Gulanvla
Gulanvla и еще 34 донатера
508К рейтинг 10К подписчиков 15 подписок 389 постов 381 в горячем
Награды:
Лучшей команде в «Из города в город» За заезд из Калининграда более 10000 подписчиков лучший длиннопост недели лучший длиннопост недели

Очень простое задание...

Для тех, кто исхитрится его прочесть.

Очень простое задание... Тест, Пародия, Русская литература, Детская литература, Культура, Образование, Воспитание детей, Писатели, Детский журнал

Итак, кто где – и кто какое стихотворение про козлика "написал"?

Очень простое задание... Тест, Пародия, Русская литература, Детская литература, Культура, Образование, Воспитание детей, Писатели, Детский журнал

С вами был журнал "Лучик".

Показать полностью 1

Эпигенетика, или Почему мы похожи на родителей?

Продолжаем разговор, начатый вчера.

Клетки нашего организма обладают памятью. Они помнят, что мы ели утром на завтрак – и что ели на завтрак во время беременности наши мама и бабушка. Именно клеточная память решает, будем ли мы повторять характер и привычки наших родителей или наших дедушек и бабушек, когда достигнем их возраста.

Эту удивительную способность наших клеток «запоминать» и «повторять» изучает наука эпигенетика.

Эпигенетика, или Почему мы похожи на родителей? Образование, Воспитание детей, Биология, Научпоп, Детская литература, Детский журнал, Длиннопост

Что такое наследственность?

Как люди передают информацию из поколения в поколение? Мать держит ребёнка на руках, показывает ему разные предметы и говорит: «А вот кошечка побежала… А вон машинка поехала…» Потом малыш подрастает, начинает читать книги, учиться...

Ну хорошо. А как передают информацию своим потомкам лягушки? Они вообще своих головастиков не воспитывают, но, тем не менее, те умеют всё то, что умели их родители…

Наследственность – это передача признаков и свойств от родителей к детям. Например, если у отца и у матери голубые глаза, дети тоже будут голубоглазые. А если, предположим, родители занимались спортом, будут ли их дети сильнее? А если родители в течение жизни много учились – будут ли от этого умнее их дети?

–  Да! – считал Жан-Батист Ламарк. – Если существо развивает в себе какой-то признак, он может перейти к потомкам! Как, например, появился жираф? Его предки не отличались от обычных антилоп. Но они тянули шею, чтобы добраться до верхушки дерева, и это свойство переходило от родителей к детям, постепенно усиливаясь.

– Нет,  – возражал Чарльз Дарвин. – Приобретённые признаки не наследуются.

Потом была открыта ДНК, и возникли новые вопросы. Почему геномы человека и кошки на 90% совпадают, хотя мы очень не похожи? Для чего у нас в ДНК огромное количество копий некоторых генов, причём в разных вариациях? Учёные нашли у нас совсем древние гены, доставшиеся нам от одноклеточных простейших организмов, живших не миллионы – миллиарды лет назад!

Хм… Приобретённые признаки не наследуются? Точно?

Эпигенетика, или Почему мы похожи на родителей? Образование, Воспитание детей, Биология, Научпоп, Детская литература, Детский журнал, Длиннопост

Хорошо. Вот конкретный пример. Ботаники и агрономы давно знают: если кукуруза растёт на кислой почве, её зерна темнеют, и если их потом посеять в обычную почву, зёрна всё равно будут тёмными на протяжении нескольких поколений. Почему?

– Мутация, – пожимали плечами генетики.

Но через несколько поколений зёрна «мутировавшей» кукурузы возвращают обычный цвет! Что это за мутация такая, которая «размутируется»?

Генетики снова пожимали плечами, а загадочное явление было записано как необъяснённое. Даже термин был придуман – эпигенез.

Что такое эпигенез?

Оказалось, что эпигенез работает не только в случае с кукурузой. Он встречается и у животных, и у людей. Например, мыши, рождённые осенью, имеют более густую шерсть, чем рождённые весной, при том же световом дне и температуре. Недоедание в детстве повышает устойчивость к инфарктам у потомков. Мутациями это никак не объяснить.

Для того чтобы понять, как работает эпигенез, нам нужно погрузиться вглубь клетки, в ядро. Там хранится ДНК – знакомая вам по картинкам двойная спираль. Специальные ферменты считывают с ДНК копии, по которым потом делаются белки. Всё правильно?

Так вот, не всё! Начнём с того, что нить ДНК у нас не плавает свободно по ядру, а лежит, плотно намотанная на этакие белковые «катушки» – нуклео-сомы. Для того чтобы с ДНК что-нибудь считать или скопировать, её надо сначала размотать с этой нуклеосомы. А нуклеосомы содержат специальные метки, и чем меток больше, тем легче их найти, размотать и считать с них ДНК. То есть копирующие ферменты выбирают нуклеосомы по меткам, как книги по обложкам. (Кстати, стоп-метки, блокирующие считывание, тоже есть. Множество «старых» генов, доставшихся нам от одноклеточных предков, лежат как раз на нуклеосомах со стоп-метками.)

Нить ДНК намотана на белковые «катушки» – нуклеосомы. Нуклеосомы содержат специальные метки. Ферменты, копирующие ДНК, которым предстоит лечь в основу организма будущего ребёнка, выбирают ДНК для копирования по этим меткам. Это понятно?

Эпигенетика, или Почему мы похожи на родителей? Образование, Воспитание детей, Биология, Научпоп, Детская литература, Детский журнал, Длиннопост

Так вот, теперь самое главное! Эти метки в течение жизни могут возникать и стираться! Под воздействием гормонов, электричества, температуры – много чего.

Именно благодаря этому клетки могут иметь разную «специализацию», становиться другими. Под действием особого гормона, например, ещё в эмбрионе выделяются нервные клетки, в которых синтезируются особые белки и проводится электрический заряд. Именно поэтому из нервной клетки не получается клонировать организм: она слишком специализировалась и не сможет вернуться к первоначальному набору меток на нуклеосомах.

Теперь, когда нам немного понятен механизм эпигенеза, рассмотрим такой эксперимент. Черви  нематоды и планарии помещались в лабиринт, который надо было пройти, чтобы добраться к пище. Черви учились, всё лучше ориентировались в разных лабиринтах, проходили всё более сложные. У них появилось потомство... Так вот, наследники тренированных червей с самого начала проходили лабиринты лучше и быстрее!

Но как это могло получиться, ведь у родителей тренировались нервные клетки, а вовсе не те, в которых проходит размножение?

На этот вопрос ответа пока нет, но есть предположения. Нервные клетки, развиваясь, могут выделять сигнальный гормон, который влияет и на половые клетки. Либо при обучении образуется РНК, которая разносится по всему организму, работая сигналом и даже неся информацию.

Так что же, «приобретённые признаки наследуются»? Чем больше мы учимся, тем умнее будут наши дети?

Очень может быть… Подумайте об том!

Эпигенетика, или Почему мы похожи на родителей? Образование, Воспитание детей, Биология, Научпоп, Детская литература, Детский журнал, Длиннопост

Это была статья из журнала «Лучик». С журналом и отзывами о нём можно познакомиться по ссылкам на «Озоне» или Wildberries.

Показать полностью 4

Спорим о вкусах?

Почему у людей разные вкусы и предпочтения? Почему я не люблю гречку, но люблю мясо и почему слушаю именно фолк-рок, а не джаз?
Ксения Аверкиева

Отличный вопрос! Об этом больше двух тысяч лет спорили сначала философы, а потом биологи. Римляне даже пословицу придумали – «De gustibus non disputandum est» – «О вкусах не спорят».

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост

Откуда берутся вкусы? Почему одним нравятся гречка и классическая музыка, а другим рэп и чипсы? Главный вопрос: вкусовые предпочтения – это врождённое свойство человека или они возникают в результате воспитания?

Как узнать? Вот если б мы могли одного и того же человека сначала воспитать с детства на русской национальной кухне и классической музыке, а потом вернуть в детство и попробовать заново воспитать на гамбургерах и рэпе...

Кстати, это возможно! Близнецы! Они ведь точные генетические копии друг друга. (Вернее, точными копиями друг друга являются только так называемые однояйцевые близнецы. Бывают ещё разнояйцевые, о них позже.) В жизни иногда случается, что близнецы в раннем возрасте разлучаются, растут в разных семьях. Вот с их помощью учёные и пробуют понять, на чём основываются различия во вкусах: что врождённое, а что – результат образа жизни, воспитания, привычки.

Например, двум таким выросшим порознь близнецам предлагают ряд пробирок с водой, в которой в разных концентрациях намешан хинин. Хинин даёт горечь, а испытуемый должен расставить пробирки по порядку: «неощутимая горечь», «приятная горечь» и «неприятная». Затем то же самое повторяется с лимонной кислотой и солью. Оказалось, что у близнецов, воспитанных в разных условиях, базовые вкусовые предпочтения остаются похожи!

«Эврика»? Вкус – это врождённое? А значит, биологически обусловленное? Погодите, это ещё не самое удивительное…

Загадка близнецов

Эта удивительная история началась 19 августа 1939 года в маленьком американском городке Пикуа, в штате Огайо. В одной семье родились мальчики-близнецы. Ещё в младенчестве они осиротели и были разделены: их усыновили разные семьи, жившие в разных городках. Эти семьи не общались между собой, они даже не были знакомы друг с другом.

Одному мальчику его приёмные родители дали фамилию Спрингер, другому – Льюис. При этом, по случайному совпадению, оба разлучённых брата получили имя Джеймс.

Прошло почти сорок лет. Джеймс Льюис узнал тайну своего рождения и принялся разыскивать своего брата-близнеца. Это оказалось нетрудно, и вскоре братья встретились. Оказалось, что одинаковые имена – отнюдь не единственное совпадение в их жизни.

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост

Джеймс Спрингер и Джеймс Льюис в 1978 году

Оба работали помощниками шерифов. Оба любили мастерить из дерева. Оба не любили бейсбол (что нечасто случается с американскими мужчинами). У обоих были собаки по кличке Той. (В общем-то не странно, это достаточно распространённая кличка.) Оба пережили сердечный приступ, причём примерно в одно и то же время. (И такое с близнецами нередко случается.) А вот теперь – внимание!..

У них обоих были сыновья. При этом Льюис назвал своего первенца Джеймс Алан, а Спрингер – Алан Джеймс.

Похожая история произошла с сёстрами-близнецами Бриджет Гаррисон и Дороти Лоу. Они родились в 1943 году, были разлучены и впервые встретились в 1979-м. И тоже выяснилось, что Бриджет назвала своего сына Эндрю Ричард, а Дороти – Ричард Эндрю!

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост

Встреча сестёр-близнецов Бриджит Гаррисон и Дороти Лоу

Разумеется, были в жизни сестёр и другие удивительные совпадения. Например, обе они долгое время вели дневники, причём хотя в них описывались разные события, но даты записей и длительные периоды пропусков в ведении дневников (когда почему-то ничего записывать не хочется) совпадали!

Контрольный опыт

Любой научный эксперимент не считается правильным без контрольного (то есть – проверочного) опыта. А что здесь будет контрольным опытом?

Тоже близнецы, только не однояйцевые, а разнояйцевые, у которых не все гены одинаковые, а в среднем половина. И не разлучённые, а выросшие в одной семье. Будут ли у них одинаковые вкусы? Представьте, нет!.. Такие близнецы, с не совпадающим набором генов, проходят вкусовой тест по-разному!

Значит, наши предпочтения заложены в генах, и никакое воспитание тут не поможет?

Но учёные любые выводы считают не окончательными, а промежуточными, как бы убедительно они ни выглядели. Да, некоторые совпадения в жизни близнецов, о которых мы рассказали, впечатляют. Но обратите внимание: в их жизни совпадает «кое-что», а не «вообще всё»! Многое не совпадает!

«Тут явно надо копать дальше», – решили биологи. И начали копать.

Сначала они ставили опыты на крысах из так называемых «чистых линий» (это где все крысы почти точные копии друг друга), а потом – на людях. И оказалось, что даже у точных генетических копий (у тех же близнецов) клетки желудка и печени выделяют разные наборы ферментов! (Ферменты – это белковые соединения, ответственные за переваривание и усвоение пищи.)

Наборы генов остаются прежними, а вот считывание информации идёт по-разному. И зависит это (то, как считывается информация разных геномов) от… «воспитания»!

Например, выяснилось, что пристрастия к вкусам у крыс передаются по наследству. Это называется эпигенетикой, об этом будет следующая статья, которая будет называться...

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост

Её мы опубликуем здесь, на Пикабу, завтра, а пока ещё кое-что интересное о вкусах.

Вкус и выживание

Теперь о том, насколько наши вкусы поддаются воспитанию, опять же с точки зрения биологии. Этот вопрос пока ещё открыт, но можно посмотреть в первом приближении.

Вся наша нервная система (а слух, зрение, обоняние и осязание – это функции нервной системы) развивалась для того, чтобы мы выживали в живой природе. Чтобы умели отличать съедобную пищу от несъедобной, определять опасность на слух, запоминать своих и отличать от своих чужих и так далее.

Самые важные органы чувств у нас – вкус и обоняние…

Правда, обычный средний современный человек 85 процентов информации об окружающем мире получает через зрение. Но природа самыми важными органами чувств считает именно вкус и обоняние! От них до эмоциональных центров мозга – всего два переключения нейронов. То есть вкус и обоняние – это «скорая помощь» мозга. Они сигнализируют первыми: «Съедобно! Можно есть!» Или наоборот: «Фу, какая гадость! Опасно!».

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост

За вкусом и обонянием в порядке важности идут слух (третье место) и зрение (четвёртое). От них до эмоциональных центров мозга больше промежуточных нейронных переключений.

Что это значит? Во-первых, это значит, что эта «помощь» не такая «скорая», как обоняние и вкус. Зрение «говорит» мозгу: «Что ж, выглядит съедобно, но прежде, чем есть, нужно понюхать! А то мало ли что как выглядит…» А слух говорит: «Слышу какой-то шорох! Это может быть хищник, а может – ветер шелестит листвой. На всякий случай удирай, но звук запомни, а то каждый раз от шелеста листвы удирать – никаких нервов не хватит…»

Обратили внимание, что «сказал» слух? Он сказал слово «запомни»! А что такое запоминание? А это уже то самое «воспитание»: когда нам приходится запоминать, что вот такой звук очень опасен, а такой не очень…

Наш первый воспитатель – сама природа, а уже потом мы и сами начинаем друг друга воспитывать: «Запомни, Коля, это – бяка! А это – хорошо».

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост

Чем больше нейронных переключений задействовано «на пути» от органов обоняния, вкуса, слуха и зрения к мозгу, тем выше возможность «присоединить» новое знание и получить другую эмоциональную реакцию на запах, мелодию или вкус.

Мы даже в жизни видим, как весьма консервативный обонятельный анализатор приспосабливается, и человек с удовольствием ест, например, отвратительно пахнущий сыр. Что уж говорить о более гибком слуховом анализаторе, позволяющем кому-то из нас наслаждаться не благозвучными ноктюрнами Шопена, а таким ужасом, как...

Впрочем, de gustibus non disputandum. (Не забыли, как это переводится?)

Это была статья из январского номера журнала «Лучик». С журналом и отзывами о нём можно познакомиться по ссылкам на «Озоне» и Wildberries.

Спорим о вкусах? Детская литература, Образование, Культура, Научпоп, Воспитание детей, Детский журнал, Длиннопост
Показать полностью 10

Ля-ля, тополя, или Покажите детям эту загадку!

Но сначала давайте проверим, справитесь ли вы с нею сами... (Дальше будет абзац бла-бла-бла, его можно пропустить.)

Ля-ля, тополя, или Покажите детям эту загадку! Культура, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, Загадки и шарады, Тест, Длиннопост

Почему мы говорим "бла-бла" вместо нашего исконного "не надо ля-ля"? Во-первых, потому что так смешнее, на крик индюка похоже. А во-вторых, с "ля-ля" тоже не всё однозначно. Откуда взялось это "ля-ля"? Уж не реакция ли это русского народа на франкоязыкость тогдашней праздной "элиты"? Ведь ля-ляканье (а также ле-леканье и лё-лёканье) характерно именно для французского с его артиклями la, le и les...

Итак, вот задание. Всего-то надо соотнести кадр из мультфильма с цитатой из него. (Кому плохо видно, листайте галерею, там будет крупнее.)

Это было задание из январского номера "Лучика" за этот год. Да, мы стараемся воспитывать подрастающее поколение в уважении к культурной традиции. Потому что она, эта традиция, была насыщеннее оттенками смысла и тем самым благотворнее воздействовала на мозг, чем (надеемся, временно) это делает современность. И потом, для современности в нашем мире и без нас всего много. А "Лучик" – это так... "аберрация". Нет?

С аберрацией и отзывами о ней можно познакомиться по ссылкам на «Озоне» и Wildberries.

Ля-ля, тополя, или Покажите детям эту загадку! Культура, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, Загадки и шарады, Тест, Длиннопост
Ля-ля, тополя, или Покажите детям эту загадку! Культура, Детская литература, Образование, Воспитание детей, Детский журнал, Загадки и шарады, Тест, Длиннопост
Показать полностью 6

Предложите детям эту головоломку!

Вдруг им понравится? Вроде бы пустяковые головоломки, но образное и логическое мышление тренируют отлично. Оба полушария работают рука об руку! Или, точнее, бок о бок...

Предложите детям эту головоломку! Детская литература, Развитие, Воспитание детей, Детский журнал, Тест, Загадка, Анаграмма, Длиннопост

Но сначала тренировка. Внимание! Слова "стук" и "куст" состоят из одних и тех же букв. Верно? Подумайте, какие ещё слова на картинках ниже состоят из одних и тех же букв? Соберите три пары таких слов!

Предложите детям эту головоломку! Детская литература, Развитие, Воспитание детей, Детский журнал, Тест, Загадка, Анаграмма, Длиннопост

Получилось? Попробуйте решить следующую задачку. Она чуть-чуть посложнее... Но совсем чуть-чуть!

Здесь слово слева и слово справа тоже состоят почти из одних и тех же букв. Но в одном из них на одну букву больше. А в другом, разумеется, на эту же букву меньше! Что это за слова?

Предложите детям эту головоломку! Детская литература, Развитие, Воспитание детей, Детский журнал, Тест, Загадка, Анаграмма, Длиннопост

Кому плохо видно, подсказываем: у мальчика на предпоследней картинке в руках огромный ПЕНАЛ.

Показать полностью 2

Слова-призраки

Попробуйте разобрать по составу слово «вынул». Окончание нулевое, «вы» приставка, а корень… Погодите, ерунда какая-то. Ведь «ну» – суффикс, и «л» тоже суффикс? Как в слове «крикнул»? А где же тогда корень?

Со словами «принял», «поднял», «снял»  та же проблема. Но обратите внимание! У них у всех есть что-то общее… Догадались?

Слова-призраки Культура, Образование, Детская литература, Русский язык, Лингвистика, Детский журнал, Длиннопост

У всех в середине есть буква «н»! Уж не корень ли это?

Да. Это его «остатки». Дело в том, что раньше говорили не «вынуть», а «вынять». Чередующиеся корни -ня-/-ним-/-ем- встречаются в таких словах, как «выемка», «вынимание»…

Правда, в интернете можно прочесть, что слово «сунуть» означает «стремительное движение» и поэтому якобы происходит от древнерусского названия копья – «сулица». Или что это слово вовсе без корня. И то, и другое неверно, однако «слово без корня» в русском языке всё-таки есть. И это слово...

Слова-призраки Культура, Образование, Детская литература, Русский язык, Лингвистика, Детский журнал, Длиннопост

«Автобус»! Конечно, сегодня на уроках русского языка мы выделяем всё это слово как корень: -автобус-. Но если углубиться в историю возникновения этого слова, окажется, что значимой части нём нет!

Когда изобрели конную повозку, в которой по купленным билетам могут ехать одновременно несколько незнакомых друг с другом пассажиров, её сначала назвали по-латыни – «омнибус», что в переводе с латинского означает «всем». «Омни» – «все», «бус» – окончание дательного падежа.

Потом на омнибус установили мотор, и получившееся средство передвижения назвали «автомоторный омнибус», то есть в переводе с греческого и латыни «самодвижущееся всем».

Слова-призраки Культура, Образование, Детская литература, Русский язык, Лингвистика, Детский журнал, Длиннопост

Автомоторный омнибус – папа автобуса

Но людям не нравятся слишком длинные названия, и «автомоторный омнибус» превратился в «автобус». Если переводить это слово по частям, то получается: «авто» – значит «сам» по-гречески, а «бус» – окончание дательного падежа в латинском языке.

Ну-ка, попробуй переведи это на русский!

Слова-призраки Культура, Образование, Детская литература, Русский язык, Лингвистика, Детский журнал, Длиннопост

Это была статья из журнала «Лучик». С журналом и отзывами о нём можно познакомиться по ссылкам на «Озоне» и Wildberries.

Показать полностью 4

Правда о Моцарте и Сальери

Каждый актёр мечтает о серьёзной роли. Очень тяжело для актёра стать «рабом амплуа» – надоедает, засасывает, выматывает и «выжигает». Валерию Золотухину пришлось хлебнуть вот этого самого «проклятия амплуа» по полной программе. Бумбараш, милиционер, «который про мороз поёт», беглый Филька из «Арапа Петра Великого», комичный Бен Ганн из «Острова Сокровищ»... Везде – «человек из народа», и не человек даже обычно, а «человечек». Но вот в 1979 году Золотухин вдруг получает приглашение на серьёзную роль. Ему предлагают сыграть Вольфганга Амадея Моцарта в пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери».

С ролью он справился блестяще. И партнёр Золотухина был не менее велик – сам Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Сальери. Фильм назывался «Маленькие Трагедии». Помните? Такие фильмы надо обязательно пересматривать, если подзабыли...

Правда о Моцарте и Сальери Классическая музыка, Русская литература, Александр Сергеевич Пушкин, Маленькие Трагедии, Моцарт и Сальери, Сальери, Культура, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

Итак, встречаются два композитора. «Один великий, второй Сальери». Второй, естественно, завидует великому. И в итоге (после долгих и продолжительных мук совести, само собой) подмешивает бедному несчастному великому Моцарту яд, который тот выпивает.

Имя Сальери стало нарицательным. Даже какой-то забытый уже рок-бард писал:

...И в битве с дураками победив,
Те, кто когда-то прятался за двери,
Допив очередной аперитив,
Кумира сделают из старика Сальери...

Ну да. Он же завистливый зануда и бездарь, погубивший гения! А теперь давайте поговорим о том, что было на самом деле.

Начнём с простого и главного – Сальери был сверхуспешен. Слишком успешен, чтобы завидовать. Он занимал высшую из возможных для музыканта должность в тогдашней мировой столице музыки – был придворным капельмейстером в Вене. На это место его назначил ещё император Иосиф II, но и его младший брат, Леопольд, и сын, император Иосиф II, нисколько не возражали по этому поводу и заменять Сальери кем-то другим не собирались. При этом музыка Сальери нравилась публике – и в Вене, и в Париже, – и уже только по этим двум причинам не Сальери был должен завидовать Моцарту, а наоборот.

Да, Моцарт в своих письмах неоднократно жаловался на Сальери (как и папа Моцарта, Леопольд) – но для того времени это было как бы привычно. Многие немецкие и австрийские композиторы жаловались на «повсеместное засилье итальянцев» (а Сальери – итальянец). Как потом Карл Мария Вебер, автор «Волшебного стрелка», жаловался на засилье опер Доницетти («Лючия де Ламмермур»), но это мы на несколько десятков лет забегаем вперёд...

Продолжим. Сальери по характеру был человеком весьма дружелюбным, дипломатичным, харизматичным, настоящей «душой общества». Моцарт, в отличие от него, был скандальным, эксцентричным, непредсказуемым, иногда вёл себя просто по-хамски (заметьте, мы не оспариваем музыкального гения Моцарта, но композиторы тоже люди!), а ещё очень любил тратить деньги не по средствам и играть в карты с кем угодно. Неудивительно, что императоры предпочитали в качестве придворного композитора держать человека более уравновешенного...

Ещё продолжим. Моцарту крупно повезло – Леопольд Моцарт, его папа, был потрясающим музыкальным педагогом. Впрочем, несмотря на это он ещё и возил сына по самым лучшим учителям музыки всей Европы. Но вот сам Моцарт был никудышным учителем. «Хороший спортсмен – не обязательно хороший тренер», как говорится.

А вот Антонио Сальери был преподаватель от Бога. И среди его учеников... Людвиг ван Бетховен и Ференц Лист. (Как Сальери в своих письмах писал, «просто божественный венгерский мальчик Франческо Лист!»). А ещё – Франц Шуберт. А ещё – Джакомо Мейербер («Гугеноты»). Бетховен посвятил Сальери несколько пьес, точно так же как и Шуберт – Сальери равных не было в Европе в качестве преподавателя что по гармонии, что по вокалу, а главное – по чтению партитур. Тут он был просто монстром, которому другие просто в подмётки не годились.

И ещё. Вы случайно не учились в музыкальной школе? Помните «Этюды для развития беглости пальцев» Черни для фортепиано? Так вот, Карл Черни тоже был учеником Антонио Сальери!

«А что же Пушкин? – спросите вы – Как же он мог так ошибиться?»

О нет, погодите! Нельзя недооценивать Сальери, но трижды, четырежды, стократно для русского человека нельзя недооценивать Пушкина! Пушкин был очень умным, глубоким человеком. Он взял расхожую басню, и...

Вы помните очерёдность «Маленьких Трагедий»? Она не случайна. Трагедии как бы объясняют и комментируют друг друга: каждая предыдущая является прологом к следующей и ключом к её пониманию. В свою очередь, каждая следующая усложняет и углубляет конфликт предыдущей...

«Моцарту и Сальери» предшествует «Скупой рыцарь». Помните, он жизнь положил на создание богатства, ему каждый золотой памятен и дорог. А сын всё промотает. Прахом пойдёт дело жизни! Словно и не жил, а вернее, жил зря... Да, можно укорять скупого рыцаря за то, что он видит смыслом своего существования сундуки с золотом, а не сына... Но ведь и сын, не задумываясь, убил бы отца, чтобы получить доступ к этим сундукам, не так ли?

Так вот, отношение пушкинского Сальери к музыке и к Моцарту сродни отношению скупого рыцаря к богатству и к сыну.

Сальери убивает Моцарта не потому, что «завидует» – хочет себе его славы и таланта. О нет... Сальери защищает от Моцарта самое дорогое, что у него есть, – музыку. Защищает от легкомыслия, от пренебрежения, с каким относится к музыке этот «растратчик» таланта. Ведь если в музыке воцарятся и начнут диктовать свои правила такие вот «шутники», музыка погибнет... Понимаете?

Ну вот смотрите, вертопрах Моцарт – гений. Будучи гением «задаёт тренд», к нему тянутся, ему стремятся подражать... но никто не сможет перенять его гениальности! А вот его «стиль», его лёгкое отношение к жизни в музыке переймут обязательно... И что же будет? А то и будет, что есть: ди джей Спуки вместо Мессы си минор Баха. И вместо моцартова «Экзальтате, юбиляте» – «Ля-ля-ля-ля-ля, весь день я напеваю» группы «Руки вверх!».

Для Сальери это смерть. Смерть музыки.
И он выбирает убить Моцарта.
А не «из зависти».

Но составили ли мы себе труд понять замысел Пушкина? А может, Сальери (то есть не Сальери, конечно, а Пушкин) был прав? «Моцарт и Сальери» продолжается «Каменным гостем». Дон Гуан – это «Моцарт, которого не остановили», гений, влекомый своей мятежной натурой идти до конца. И увлекаемый в ад...

В ноябрьском «Лучике» мы будем говорить об эпидемии глупости, развившейся в человечестве в связи с возникновением массовой культуры, а также почитаем «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского и Екклесиаст.

Журнал продаётся в «Озоне» и Wildberries.

Правда о Моцарте и Сальери Классическая музыка, Русская литература, Александр Сергеевич Пушкин, Маленькие Трагедии, Моцарт и Сальери, Сальери, Культура, Детская литература, Образование, Детский журнал, Длиннопост

А послушать произведения Сальери можно по ссылкам:

https://vk.com/audio-2001913751_5913751

https://vk.com/audio-2001913750_5913750

https://vk.com/audio-2001913749_5913749

Показать полностью 2

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность

Что такое «сильный мужчина»? Матери обычно говорят сыновьям: «Не дерись! Любую проблему можно решить словами». А отцов эти поучения раздражают. И те, и другие хотят видеть сыновей сильными. Но если для пап «сильный» – это способный к силовому решению, то для мам – способный управлять ситуацией.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Вы, наверное, замечали, что в русской речи вопросительные интонации утвердились на месте повелительных. Это особенно хорошо слышно в брутальных милицейских телесериалах: «Сюда иди?», «Рот закрой?». Речь меняется сообразно тому, как меняется сознание носителей языка. На смену уверенности, основанной на знании того, что мир устроен определённым и должным образом, пришли сомнения: а так ли оно всё на самом деле? А если нет? А если сюда не пойдёт и рот не закроет — тогда что?

Мужская твёрдость, уверенность (в том числе речевая, интонационная) происходит от знания, «что будет, если я поступлю так», а это знание, в свою очередь, происходит от знания, как всё устроено. Не как должно быть устроено, согласно нашим представлениям о справедливости, а как есть.

Зануда Носов

Вспомним классика детской литературы — Николая Носова. Ох уже все эти бесконечные технические описания труболётов и винтоходов в «Солнечном городе»!.. Носов очень любил технику. В годы войны он занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов. Однажды надо было снять фильм об английском танке «Черчилль». Английский инструктор показал механику-водителю, как управлять танком, и уехал, а дело вдруг не заладилось. Танк выписывал по съёмочному полигону круги и никак не хотел слушаться. Тогда Носов залез в кабину, разобрался и объяснил танкисту его ошибку.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Для повести «Дневник Коли Синицына» Носов кропотливо изучал литературу по пчеловодству и посещал пасеку. Процесс выращивания цыплят в «Весёлой семейке» расписал досконально, включая возможные ошибки. Приступая к «Незнайке на Луне», на всякий случай изучил работы Циолковского. Зачем? Зануда!

Сегодня мы удивляемся: ишь, как он в «Незнайке на Луне» капитализм верно изобразил! А ведь знал о нём, в основном, по книжкам, да и полвека уже прошло. У классики вообще есть такая особенность — она в любое время воспринимается современно. Потому что затрагивает неизменные основы человеческого бытия. Когда, например, происходит действие рассказа «Мишкина каша»? Вроде бы неважно, когда. В детстве! А между тем, важно.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Чем заняты в рассказе «Мишкина каша» Коля и Мишка? Тем же, чем и все остальные дети в то время: хотят есть. Ведь рассказ был издан (в сборнике «Тук! Тук! Тук!») в 1945 году. Правда, у Коли с Мишкой в отличие от большинства тогдашних детей всё-таки есть продукты: «Сыпь крупы побольше!..», «Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем…», «Масло попробовали без хлеба есть — тошно…». Этакая «лакировка действительности», а на самом деле — попросту обобщение. Оно позволяет читать рассказ о том, как варить кашу и выпутываться своими силами из затруднительных ситуаций, и через пятьдесят лет.

А где папы?

Пап у Мишки и Коли покамест нет. Есть мамы и тётя Даша. Их папы появятся в «Весёлой семейке»: мелькнут пару раз, скажут пару фраз косвенно прямой речью, и всё. У носовских детей проблема с папами. Воспитывают их матери. Могут, например, запретить брать керосиновую лампу для инкубатора. Могут сказать страшные слова «пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» (рассказ «Огурцы»). А вместо пап — всё больше какие-то «дяденьки»: милиционеры, управдомы, стекольщики.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Дело в том, что, когда эти рассказы писались, отцов у большинства детей действительно не было. Они погибли на войне. Носов не хотел растравлять своим читателям душу.

Но есть в носовской литературной безотцовщине ещё одна закавыка, связанная и с личной судьбой писателя, и с тем, что называется «творческим методом». Считается, что в его первом произведении, как в эпиграфе, зашифровано содержание всего последующего творчества. Первый рассказ Носова «Затейники» увидел свет до войны, в 1938 году, а никакого отца в нём нет. «Мама ушла в магазин», — а про отца ничего. У самого Носова, судя по автобиографической повести «Тайна на дне колодца», отношения с отцом складывались непросто. Коля очень любил отца и очень остро переживал его, скажем так, неидеальность. Тот был человеком «лёгким» и легкомысленным — полной противоположностью серьёзному, трудолюбивому Коле.

Думается, что «заретушированность» отцов в носовских рассказах — это такой невольный педагогический приём, отчасти порождённый личным опытом (нельзя было писать папу «с натуры», хотелось быть не таким, как родной отец со слабостями и недостатками), и отчасти — временем, в которое рассказы писались. В эпоху, когда отцов действительно не хватало (мужские утвердительные интонации начали уходить из речи именно воспитываемых матерями послевоенных мальчишек: мужчины стали говорить с женским интонационным повышением в конце фразы — так, как говорили у них в семье), — в эти годы Носов для своих читателей сам был отцом.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

И каким! Обратим внимание: Носов никогда не обращается к читателям с нотацией или призывом: «Делайте так-то и так-то». Просто его герои сами поступают как нужно. А ведь по натуре, повторимся, он был занудой! Почитайте его адресованные взрослым «Иронические юморески», это же кошмар, уши в трубочку! Учит, наставляет, нудит, нудит. А в детских рассказах этого нет.

Возьмём психологический триллер «Бенгальские огни». Мишка испортил мамину кастрюлю — так сточил напильником, что она в сковородку превратилась. Вроде бы «вставной аттракцион» такой, шутка. А где же мораль? А вот она:

«– Что же тебе мама сказала?

— Ничего не сказала. Она ещё не видела.

— А когда увидит?

— Ну что ж… Увидит так увидит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ей куплю.

— Это долго ждать, пока ты вырастешь!

— Ничего».

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Пауза, конец диалога. Нечего сказать Мишке. Разве дети не поняли, что Мишка поступил (не с кастрюлей, а с мамой) нехорошо? Поняли прекрасно, почувствовали. Но если бы их стали тыкать в это носом, возникло бы противодействие и отторжение педагогической морали: «Да ладно… Подумаешь… Ещё чего!»

Маленький взрослый

Посмотрим, кстати, как дальше развивается в рассказе конфликт между рассудительным Колей и авантюристом Мишкой. Они отправляются в лес за ёлками. Коля свою выбрал быстро, а Мишка долго капризничал. В лесу стемнело, и мальчики заблудились. Мишка недоумевает: «Я ведь не виноват, что так рано наступил вечер». — «А сколько ты ёлку выбирал? А сколько дома возился?» — как бы ворчит Коля (а на самом деле объясняет читателю, что да, Мишка виноват). По колено в снегу мальчики блуждают по лесу. Мишке чудятся опасности, и он выдумывает разные по-детски несерьёзные пути их преодоления, Коля по-взрослому реалистично критикует его проекты с позиций их практической осуществимости.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

В конце концов, Мишка падает с обрыва и ушибает ногу. Не может идти. Коля вскипает: «Горе мне с тобой! То ты с бенгальскими огнями возился, то ёлку до самой темноты выбирал, а теперь вот зашибся… Пропадёшь тут с тобой!». Мишка отвечает как бы по инерции скандала: «Можешь не пропадать!». Кажется, вот сейчас конфликт достигнет кульминации, станет непримиримым, но нет. Неожиданно Мишка предлагает: «Иди один. Это всё я виноват. Я уговорил тебя за ёлками ехать». Но Коля и к этому порыву относится критично: «Вместе приехали, вместе и вернуться должны». В этой чеканной формуле звучит взрослая непререкаемость, чувствуется несколько даже унылая детерминированность взрослого мира, взрослая обречённость на правоту. И вооружившись верным учением, Коля находит техническое решение проблемы (хотя обычно в их паре фонтанирует идеями Мишка) — сажает Мишку на ёлку и тащит, как на санях.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Вторую ёлку пришлось оставить. И это становится причиной продолжения конфликта потом, после спасения.

«– Отдай её на сегодня мне, — говорит Мишка, — и дело с концом».

Пока Коля приходит в себя от такой наглости, Мишка предлагает торг на грани отчаяния: «Возьми мои лыжи, коньки, волшебный фонарь, альбом с марками. Ты ведь сам знаешь, что у меня есть. Выбирай что угодно». У него действительно сложное положение, ведь он пригласил ребят на бенгальские огни, а ёлки теперь не будет. И Коля неожиданно соглашается. Но требует взамен не лыжи, не коньки (хотя эта цена очень высокая), а живое существо — собаку Дружка. Всерьёз ли? Прямо дьявол-искуситель какой-то!

«Мишка задумался. Он отвернулся и долго молчал. Потом посмотрел на меня — глаза у него были печальные — и сказал:

— Нет, Дружка я не могу отдать».

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Мишка выдерживает нравственное испытание, и Коля вознаграждает его за это: «Ну ладно, тогда бери ёлку даром». То есть сперва задаёт задачку, а затем поощряет ученика за правильное решение. Заметим, что при всей своей правильности и незаменимости Коля во всех рассказах цикла — персонаж как будто фоновый, служебный. Будь он единственным героем, про него и рассказать было бы нечего, никаких интересностей. Это же Мишка превращает готовку каши в трудное приключение, Мишка придумывает делать инкубатор и кататься на автомобильном бампере, Мишка своим несносным поведением драматизирует строительство катка и так далее. Даже в рассказе «Тук-тук-тук» ночные страхи Коли и Кости провоцирует Мишка — тем, что кладёт под подушку топор, перед тем как крепко и спокойно заснуть.

А чем интересен Коля? Тем, что он вообще не ребёнок. Он замаскированный взрослый. Авторская функция. Удивительно ли, что Носов назвал его своим именем? Ведь когда отцов не хватает, кто-то должен их заменять. Ну, хотя бы показывать, какие они бывают. Что делают, что должны уметь, для чего нужны.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост

Познакомиться с журналом «Лучик» (скачать бесплатно и без регистрации) можно по этой ссылке. Журнал продаётся в «Озоне» и Wildberries.

Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост
Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост
Как рассказы Носова воспитывают в мальчиках мужественность Детский журнал, Детская литература, Воспитание детей, Николай Носов, Родители, Взросление, Детство, Культура, Образование, Воспитание, Мужественность, Книги, Родители и дети, Длиннопост
Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!