Когда работаешь более 20 лет по специальности, то, конечно, накапливаешь огромное портфолио кейсов (иногда очень крутых, иногда - вселенски парадоксальных), у которых сюжетные линии раскручиваются во времени не хуже, чем сценарии крутых сериалов.
Расскажу одну историю. Вообще я не раскрываю детали кейсов своих заказчиков. "Ради красного словца" выводить на сцену тех, кто пришёл к тебе со своими проблемами, нет никакого морального права; нельзя оправдать ничем.
А один случай расскажу.
Той истории - более 20 лет, и уж, конечно, все возможные идентификаторы заменены на нейтральные.
Итак, прошлое тысячелетие.
Налоговый кодекс еще не вступил в действие. Для каждого налога - свой федеральный закон, плюс постановление правительства, плюс региональные и местные мульки.
Расходы, которые могут уменьшить базу для расчёта налога на прибыль - это жёстко поименованный список.
552-е постановление (кто помнит - ставьте лайк): шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте - получите доначисление, плюс пени, плюс штраф.
И вот одна компания с участием иностранного капитала получила в свой автопарк новенькое крутое импортное легковое авто.
По отечественным автомобилям с расходом топлива всё чётко: летние нормы, зимние нормы, повышающие коэффициенты при работе в условиях мегаполиса, для общественного транспорта, автошкол...
Но что делать, если конечные бенефициары из Германии решили приобрести флагман их родной автомобильной промышленности, абсолютную новинку?
Если бы понты звенели, мы бы оглохли.
Не, ну за поддержание реноме с точки зрения маркетинг менеджмента - я, как управленец, всячески одобряю.
Но - нормы?
Что делать с нормами?
Запросили в частной беседе налоговую. Налоговая сказала: запрашивайте производителя. Вот что ответит, то и будем использовать в качестве контрольной точки.
А вот сейчас попробуйте вообразить себе весь этот сюр.
Конец прошлого тысячелетия.
Грета Тунберг родится лет через пять. В лучшем случае.
Экологическая повестка только-только начинает набирать обороты.
И вот глубоко провинциальная компания пишет официальный запрос производителю немецкого автоконцерна запрос: а сколько ваш зверь жрёт топлива?
Сейчас я, конечно, могу представить, что двигало немцами. Они расстарались, как могли.
В том числе написали:
- по городу - столько-то литров на 100 км.
- по трассе - столько-то.
И ещё одна фраза, которая из нынешнего момента и налогового кодекса, читается совершенно невинно.
- при использовании кондиционера - плюс столько-то литров на 100 км.
Поскольку компания в тот нелёгкий момент была налоговым донором, конечно же их - с регулярной завидностью - посещала налоговая инспекция с документальными (тогда это так называлось в народе, ага) проверками.
А в налоговой инспекции была легендарная инспектор, специализирующаяся на документальных выездных проверках, и именно по налогу на прибыль.
Айбике Асметовна.
Реально, на тот момент она была моим ужасом и восхищением. Жупел.
Ну и короче, приходит Айбике Асметовна в любимую компанию проверять налог на прибыль.
Видит расходы по ГСМ.
Видит письмо от производителя.
И снимает... Нет, не снимает. Рубит нах с плеча всё, что шло на "обеспечение работы кондиционера" .
С легендарной фразой "Это - прихоть. Это - из прибыли".
Плюс пени. Плюс штрафы на сумму снятого((
Вот так я усвоила очень чёткий критерий, чем бухгалтерский (налоговый) учёт отличается от управленческого.