Пишу серию постов об HR для людей
Тут о красных флагах при поиске.
Тут что спросить на собеседовании. В блоке III есть перечень непривычных вопросов работодателю.
В комментариях было несколько вопросов, на которые дам ответ кучей в этом посте.
Дисклеймер: мнение не навязываю, на истину не претендую.
1. Почему не указана з/п в вакансии?
Причин всего три:
1.1. Зарплата значительно ниже рынка.
Компания тратит время кандидатов и вызывает негатив.
1.2. Зарплата значительно выше рынка.
Приемлемо.
1.3. Зарплата под конкретного кандидата.
Сомнительно.
При таком запросе бизнеса HR должен провести анализ рынка труда, прийти к руководителю и сказать: такие люди стоят обычно 120-150к. Мы готовы столько платить? Если да, пишем в вакансии эту сумму, а в описании - причину разброса.
Если нет, то это вакансия из пункта 1.1.
А делать то что?
Решать вам. Я предпочитаю всё-таки спросить о з/п и сообщить, что моя минимальная планка N рублей, а дальше зависит от задач, могу захотеть больше по итогам собеседования.
2. Откуда берутся вечные вакансии?
Те самые, которые месяцами висят на сайтах.
Самые частые четыре причины:
2.1. Несоответствие з/п и требований к кандидату.
Тут всё ясно: хотим токаря 6 разряда, но чтоб за 30 тыщ.
2.2. Компания сама не может определиться, кого ищет.
У руководителя отсутствуют чёткие критерии, по которым он выбирает сотрудника, в результате никто не подходит.
Хороший/качественный HR должен либо дожать у руководителя конкретные требования, либо отказаться работать с вакансией.
2.3. Бизнес не сильно хочет закрывать вакансию.
И как следствие, не меняет ни критерии отбора кандидатов, ни условия, ни способы поиска. Вроде, нет сотрудника, а вроде, пока и не рухнуло всё.
Такое себе, конечно.
2.4. Страшная текучка сотрудников.
Причины: несоответствие ожидания и реальности, грубое руководство, отсутствие обучения на месте, да что угодно.
Мне много раз пытались дать в работу такие вакансии. Говорю руководителю, давай сначала устраним причины текучки. Не хочет. Говорю, тогда не буду искать людей.
Он идёт жаловаться на меня, мне звонит мой руководитель. Говорю, он гробит людей, я не буду ему никого искать.
Также доводилось отказываться от вакансий под грубых руководителей, которые повышают голос на сотрудников, даже если текучки там нет. Может, потом расскажу.
А делать то что?
Я рекомендую задавать вопрос, как давно и почему открыта вакансия. HR и руководитель оба должны адекватно отнестись и ответить. Если нет... ну вы поняли.
3. Что вы можете дать нашей компании?
Абсолютно бестолковый вопрос.
Максимум, кому его можно задать - это руководителю, но и то в другой формулировке, например: "на основе вашего опыта, какие вы видите возможности развития этого направления, и какие ресурсы вам для этого могут понадобиться".
При этом правильного ответа нет. Оцениваем вариативность и предыдущий опыт, не более.
Даже мега-профи не знает на старте особенностей нашей организации.
Задавать такие вопросы специалисту очень глупо, потому что компания должна сама знать, что ждёт от сотрудника. Он не только не должен это придумывать сам, это ещё и может быть чревато.
Если нам попался проактивный спец, который генерит рац.предложения - супер, удача. Но он не обязан этого делать, это не его забота.
На рынке труда мало людей, кадровый голод везде. Нужно ценить тех, кто умеет просто стабильно хорошо выполнять свою работу.
А делать то что?
Если в остальном всё норм, то можно ответить что-то вроде: я могу рассказать о моих результатах/задачах на предыдущем месте, но сложно оценить, что я могу привнести, не зная ещё вашу компанию изнутри. Скажите, какую проблему вы решаете наймом сотрудника, а я скажу, сталкивался ли с подобным.
4. Корректность вопросов о браке/детях/ипотеке.
Любой заданный вам вопрос должен иметь цель. Если вы не считаете вопрос корректным, спросите, зачем вам его задают, и на что это влияет. Если считаете причину вопроса уважительной, можно ответить. Если нет, то не нужно.
В любом случае, решать вам. Если HR настаивает после вашего отказа, то у меня для него плохие новости.
5. Если я спрошу о KPI, могут ведь соврать?
Могут. А могут и нет.
А что делать то?
Спросить нужно. Если вам три разных человека сказали три разных плановых показателя, то минимум двое лгут.
Если вам отказываются называть критерии, по которым поймут, что вы эффективны, то есть риск, что оценивать будут по положению луны в небе вместо объективных показателей.
Например, если вас спросили о конкретных суммах продаж, то и в ответ должны рассказать о планах продаж, чтобы вы для себя оценили их реальность и достижимость. Если вам говорят, что планы продаж - это NDA, то о том же спрашивать кандидата нельзя.
Почему нельзя? Потому что тогда работодатель показывает, что он здесь главный вместо разговора на равных.
6. Кем вы видите себя через пять лет?
Это вопрос из учебников 2005.
Если HR задаёт этот вопрос, то он не знает, что оценивает.
Моя формулировка всегда звучала так: по каким критериям вы через год можете понять, что не зря пришли к нам, и получили то, что запланировали?
Это позволяет узнать, способна ли компания дать кандидату то, что он просит.
Всё может измениться, безусловно. Но предположим, человек говорит, что через год хочет повышение з/п в 2 раза. Значит после собеседования нормальный HR идёт к руководителю и говорит, мол, кандидат хочет вот это. Мы потенциально способны это обеспечить?
Если да, хорошо.
Если нет, сообщаем кандидату, что не можем такое предложить. Он готов на таких условиях рассматривать вакансию дальше или это критично?
А делать то что?
Если вакансия вам интересна, то скажите как есть:
- хочу получить повышение категории/разряда
- планирую получать з/п, на которую смогу купить дачу к следующему лету
- быть руководителем/или не быть
- через два года хочу уметь то-то, а дальнейшее буду готов спланировать позже
7. Продайте ручку.
Очень любят аргументировать, что так проверяют технику продаж, но это дичь.
Гораздо полезнее вопросы о том, как менеджер по продажам готовится ко встрече, как собирает данные для презентации клиенту, как работает с дебиторкой или как понимает, что клиент может купить/не купить.
А если вопрос про ручку задали ещё и не связанному с продажами человеку, то странностей ещё больше.
А делать то что?
Если вы из продаж, предложите другой вариант оценки. Если вас не тошнит от вопроса о ручке, можете попробовать продать.
Если вы не из продаж, то можно спросить, что должен показать ваш ответ.
8. Проверка СБ (служба безопасности).
Вещь полезная, если вы будете иметь доступ к большим деньгам, куче финансовых показателей и персональным данным.
Запрашивая данные для проверки, у вас должны подписать согласие на обработку персональных данных, так как вы должны знать, куда именно ваши данные пойдут.
Данные родственников лично я не предоставляю.
Также нормально проходить СБ, если это финальный этап и уже маячит оффер.
А что делать то?
А если просят раньше?
Сорри, тут я не советчик. Решать только вам.
9. Полиграф.
Ошибается слишком часто, чтобы верить результату. Получается, что это инструмент проверки, который только заставляет кандидатов нервничать, но его эффективность очень сомнительна.
Моё персональное отношение к полиграфу - это проверка на покорность.
А делать то что?
Если прямо очень нравится компания, можете попробовать пройти, чтобы не жалеть, что что-то упустили.
Но лично я выбираю отказ.
10. Тесты при приёме.
Спросите, какая цель тестирования, и что оно должно показать, как будет влиять на принятие решения.
Я тесты могу пройти с удовольствием, но считаю, что часто это от лукавого, потому что 30 минут грамотно построенного собеседования дают гораздо больше пользы, чем тесты.
11. Что такое стресс-интервью?
С этого начался мой гневный тред. В комментарии был вопрос, а что это вообще?
Это собеседование, при котором вас ставят в заведомо неловкую, нервную или дискомфортную обстановку. Например, просят спеть, общаются с наездом или устраивают крикливое побоище, чтобы посмотреть на вашу реакцию.
Не особо одарённые считают это способом проверить стрессоустойчивость, но при этом не могут объяснить, что это вообще значит.
Мы все в своё время сдавали экзамены и как-то их пережили. На тот момент это был охренеть какой стресс, но мы же справились?
Мы покупаем авто в первый раз, и это тоже стресс. Но мы же справились?
Мы приходили на новую работу, и сам факт этого - стресс. Но мы же справились?
Тогда вопрос, что такого будет происходить на работе, что нужно дополнительное стресс-интервью? Зачем так издеваться над людьми на работе, что аж требуется дополнительная проверка?
А делать то что?
Уходить с собеседования, на котором вас не уважают.
Всем уважительных собеседований