ОПОЗНАЛИ? Кто такой Ди. Би. Купер? Самый известный угон самолёта в истории | Неразгаданные тайны | Часть 4
Джозеф Лакич — был майором армии США в отставке и ветераном Корейской войны. Купером себя никогда не называл. Под подозрение попал потому, что в период угона работал в Нэшвилле начальником производства на заводе электронных конденсаторов, что могло объяснить наличие на галстуке Купера титановых частиц. Тина Маклоу во время допроса упоминала, что на её вопрос о причинах действий Купер коротко ответил, что действует «не потому, что обижен на их авиакомпанию, а потому то просто обижен». За два месяца до угона дочь Лакича, Сьюзан Гифф, оказалась в заложниках и погибла в результате неудачных переговоров ФБР.
Роберт Ричард Лепси — менеджер продуктового магазина в Грэйлинге в штате Мичиган, который таинственно исчез в 1969 году в возрасте 33 лет. Три дня спустя в местном аэропорту была найдена его машина и одновременно выяснилось, что ранее человек, похожий на Лепси, был замечен на борту самолёта, который улетел в Мексику. Власти в конечном итоге пришли к выводу, что Лепси, если это был он, улетел в Мексику добровольно, поэтому расследование было прекращено. Через два года после угона родные Лепси заметили, что фоторобот Купера в целом похож на него, и что описание одежды Купера очень похоже на ту одежду, которую Лепси носил на работе. В 1976 году Лепси был официально признан умершим.
Хотя Роберт Лепси часто упоминается в различных публикациях о Купере, ФБР на данный момент его кандидатуру никак не прокомментировало — в 2011 году одна из дочерей Лепси предоставила ФБР свой образец ДНК для анализа, но результаты экспертизы обнародованы не были.
Джон Эмиль Лист — американский массовый убийца. 9 ноября 1971 года с использованием огнестрельного оружия совершил убийство своей матери, жены и троих детей в их доме в Уэстфилде, штат Нью-Джерси, после чего скрылся. Лист был арестован лишь 1 июня 1989 года после выпуска телепередачи «America’s Most Wanted», посвящённого его убийствам. Был признан виновным во всех убийствах и приговорён к пяти пожизненным срокам. Скончался в тюремной больнице от пневмонии в 2008 году.
После ареста Листа ФБР проверяло его на возможность того, что он мог быть Купером, так как Лист пропал за две недели до угона и совпадал возраст. Лист, на допросах признавший вину за убийство семьи, наотрез отвергал какую-либо причастность к Куперу. Поскольку никаких весомых доказательств так найдено и не было, то ФБР официально исключило Листа из списка подозреваемых.
Теодор Эрнест Мэйфилд — ветеран спецназа, пилот, парашютист и инструктор по прыжкам с парашютом. В 1994 году был осуждён за убийство по неосторожности после того, как два его ученика погибли, когда их парашюты не раскрылись из-за неисправностей в снаряжении. Позже он был признан косвенно виновным за смерть ещё 13 человек по тем же причинам. Его криминальное прошлое также включало вооружённое ограбление и перевозку угнанных самолётов. В 2010 году он был приговорён к трём годам условно за пилотирование самолёта с недействующей лицензией пилота. По словам агента ФБР Ральфа Химмельсбаха, кандидатура Мэйфилда рассматривалась ещё в самом начале расследования, но была исключена из-за его алиби: менее чем через два часа после приземления самолёта в Рино он позвонил Химмельсбаху, чтобы дать ему консультацию относительно стандартных методов прыжков с парашютом и возможных зон посадки Купера — по мнению Химмельсбаха, будь Мэйфилд Купером и переживи он приземление, за два часа он бы не успел добраться до ближайшего телефона.
В 2006 году два исследователя-любителя Дэниел Дворак и Мэтью Майерс выставили кандидатуру Мэйфилда в качестве подозреваемого, утверждая, что они собрали убедительные, но косвенные доказательства. В первую очередь они предположили, что Мэйфилд звонил Химмельсбаху только для того, чтобы иметь подтверждённое алиби и оспорили заявление Химмельсбаха, что Мэйфилд не смог бы позвонить менее чем через два часа. Сам Мэйфилд отрицал какую-либо причастность и сделал странное заявление, сказав, что ФБР звонило ему пять раз ещё тогда, когда самолёт был в воздухе — пара мигом обратила на это внимание, потому что Химмельсбах утверждал, что в тот день ФБР не звонило Мэйфилду. Тогда Мэйфилд публично заявил, что Дворак и Майерс попросили его подыграть их теории, на что пара среагировала ответным заявлением, назвав это «публичной ложью». ФБР не давало никаких комментариев, кроме первоначального заявления Химмельсбаха о том, что Мэйфилд был исключен в качестве подозреваемого в самом начале расследования.
Шеридан Питерсон Второй — ветеран Второй мировой войны, где служил морпехом. В поле зрения следователей он попал очень скоро после угона, потому что был более чем потенциальным подозреваемым: в тот момент он работал техническим редактором в сиэтлском отделении компании «Boeing»; совпадали описания внешности и возраст (однако разнился цвет глаз); у Шеридана был опыт в пожарном десантировании; его друзья и собственная жена признали, что подобная затея была вполне в его духе.
Питерсон категорически отрицал свою причастность к Куперу и утверждал, что в день угона был в Непале. В то же время он признавал и свою схожесть с фотороботом, и доводы, из-за которых его подозревали, поэтому до конца жизни охотно давал интервью на эту тему. Вне работы Питерсон был политическим активистом и оказывал помощь беженцам войны во Вьетнаме. В то же время, как подозреваемый на роль Купера, Питерсон был крайне непопулярен, и его имя редко упоминалось в сопутствующих материалах.
Не имея каких-либо полноценных улик против Питерсона ФБР очень скоро оставило его в покое и вспомнило о нём после того, как с галстука были извлечены образцы ДНК. Питерсон дал образец своего ДНК для сравнения, однако ФБР не стало оглашать результаты.
Роберт Уэсли Рэкстроу-старший — пилот в отставке и бывший заключённый, который служил в армейском вертолётном экипаже и других подразделениях во время Вьетнамской войны. В поле зрения агентов ФБР, которые занимались делом Купера, он попал в феврале 1978 года, после того как был арестован в Иране и депортирован в США, где ему предъявили обвинения в хранении взрывчатых веществ и подделке чеков. Несколько месяцев спустя, будучи освобождённым под залог, Рэкстроу попытался инсценировать собственную смерть, передав по радио ложный сигнал бедствия и сообщив диспетчерам, что он готовится выпрыгнуть из арендованного самолёта над заливом Монтерей. Позже полиция арестовала его в Фуллертоне по дополнительному обвинению в подделке федеральных сертификатов пилотов; арендованный самолёт, из которого он якобы выпрыгнул, был найден, будучи перекрашенным, там же в ближайшем ангаре.
Хотя Рэкстроу был похож на фоторобот Купера и имел хорошую парашютную подготовку, ФБР исключило его из списка подозреваемых из-за возраста (ему было всего 28 лет на момент угона) и отсутствия прямых доказательств. Как о потенциальном подозреваемом о Рэкстроу впервые заговорили в 2016 году, когда Томас Кольбер выпустил книгу «The Last Master Outlaw», в которой назвал Рэкстроу Купером. В сентябре того же года (через два месяца после того, как ФБР официально приостановило расследование) он и адвокат Марк Заид подали иск, чтобы заставить ФБР представить общественности материалы о Купере в соответствии с Законом о свободе информации. В иске оба заявили, что ФБР приостановило активное расследование дела «для того, чтобы подорвать теорию о том, что Рэкстроу является Купером, дабы избежать неловкости из-за того, что Бюро не смогло собрать достаточных доказательств для того, чтобы привлечь его к ответственности». ФБР комментировать всё это отказалось, а адвокат Рэкстроу назвал все эти обвинения «самой глупой вещью в мире». Однако вокруг персоны Рэкстроу сложилась отрицательная шумиха, и он потерял работу. В 2017 году, за два года до смерти, Рэкстроу сделал признание, что он действительно назвал себя Дэном Купером в разговоре с Кольбером, но утверждал, что это была просто шутка.
Сообщается, что одной из стюардесс рейса 305 предъявили для опознания фотографии Рэкстроу, сделанные в 1970-х годах, и она не нашла в них никакого сходства с Купером.
Уолтер Ричард Река — военный ветеран и член Мичиганской парашютной команды. 17 мая 2018 года, через четыре года после его смерти, его друг Карл Лаурин, сам бывший парашютист и пилот коммерческой авиакомпании, на специально созванной пресс-конференции назвал Река Купером. В качестве доказательства он предъявил трёхчасовые аудиозаписи их с Река телефонного разговора, сделанные в течение шести недель в 2008 году, где тот признался, что он Дэн Купер и описывал подробности угона, многие из которых до этого обнародованы не были. Все записи велись с согласия Река, который передал Лаурину нотариально заверенное письмо, с разрешением тому обнародовать записи только после его смерти.
Согласно письму, Река приземлился недалеко от Кли-Элама в штате Вашингтон. Бредя под дождём по обочине дороги он в конечном итоге набрёл на придорожное кафе, где познакомился с неким мужчиной, которого описал как «ковбой», и попросил того описать дорогу до кафе его некому другу, которому он позвонил по телефону-автомату. Основываясь на описании пейзажа, который Река якобы видел во время приземления, внутренней обстановки кафе и внешности «ковбоя», Лаурин принялся искать последнего и в конечном итоге нашёл: им оказался местный житель Кли-Элама Джефф Осиадач, который в ночь на 24 ноября ехал на своём самосвале выступать на концерте в Грейндж-Холл. Ещё до встречи в кафе он заметил бредущего под дождём по обочине мужчину и посчитал, что тот попал в аварию и теперь идёт за помощью, но он не смог его посадить к себе, поскольку в кабине не было свободного места, и поэтому поехал дальше. Его рассказ о дальнейшей встрече с этим человеком в кафе совпадал с показаниями Река. Когда Осиадачу предъявили фотографии Река, он якобы уверенно заявил, что это именно тот самый человек. В то же время он заявил, что на фотороботы Купера Река не был тогда похож совершенно.
В 2016 году Лаурин передал всю информацию судебному лингвисту Джо Кенигу, который по его собственным словам, не нашёл в ней никаких следов фальсификации и никаких нестыковок с данными ФБР. На основании этого в 2018 году он публично назвал Уолтера Река Дэном Купером.
ФБР на данный момент кандидатуру Река никак не прокомментировало.
Уильям Джей — ветеран Военно-Морского Флота Второй Мировой Войны. После окончания школы он поступил на службу в Военно-Морской Флот и вызвался добровольцем для боевой подготовки лётного состава, сославшись на своё желание летать. После армии он работал на железной дороге Лихай-Вэлли и в 1970 году пострадал, когда обанкротилась отвечающая за неё транспортная компания Пенн-Централ, из-за чего Смит лишился пенсии.
О себе как о Купере, никогда не заявлял. Спустя 11 месяцев после его смерти, в ноябре 2018 года газета «The Oregonian» выпустила статью, рассказывающую о наблюдениях некого аналитика армии США, на основании которых тот пришёл к выводу, что Смит может быть Купером: он явно мог иметь большие познания о самолётах и парашютах, благодаря службе в морской авиации. Хотя нет данных, что Смит когда-либо жил рядом с Сиэтлом и знал его окрестности, он мог узнать о Сиэтле от своего коллеги Дэна Клера, с которым какое-то время работал на верфи Оук-Айленд в Нью-Джерси (Клер во время войны служил в Форт-Льюисе). То, что Смит, работая на железной дороге, возился с локомотивами, могло объяснить появление на галстуке Купера следов алюминия; был найден школьный ежегодник Смита, в котором в числе выпускников, которые погибли во время войны, значился некий Айра Дэниэл Купер; мотивом Смита могла быть ранее упомянутая потеря пенсии.
ФБР о кандидатуре Смита заявило, что в случае с потенциальными подозреваемыми оно считает крайне неуместным давать пока какие-либо комментарии.
11 ноября 2022 года агент ФБР Эрик Улис провел пресс-конференцию, выдвинув Винсента Питерсона в качестве подозреваемого. Проводя спектральный анализ галстука Купера, Улис обнаружил 3 частицы, которые оказались очень редким сплавом титана и сурьмы. Питерсон работал в компании под названием Rem-Cru, расположенной в Мидленде, штат Пенсильвания, а затем в Питтсбурге, которая производила сплавы титана и сурьмы.
Купер был одним из первых, кто попытался совершить воздушное пиратство для личной выгоды, но всего за одиннадцать дней до угона Купера канадец Пол Джозеф Чини угнал самолет Air Canada DC-8 над Монтаной, но был схвачен экипажем, когда стал вешать дробовик на ремень своего парашюта. Воодушевленные очевидным успехом Купера, в 1972 г. было предпринято пятнадцать подобных попыток угона самолета — все безуспешные. Все они были выполнены по шаблону Купера. Как и у Купера, план состоял в том, чтобы угнать самолет, потребовать выкуп, а затем прыгнуть с парашютом из этого самолета. Для борьбы с этой волной угонов самолеты были оснащены устройством, получившим название «лопатка Купера», которое, отклоняясь под действием набегающего потока воздуха, во время полёта препятствует открытию выхода в хвостовой части. «Лопатка Купера», а также широкое внедрение других мер безопасности, таких как установка металлодетекторов в американских аэропортах, положили конец подражателям великого угонщика.
Вот некоторые особо примечательные примеры подражателей Купера.
24 декабря 1971 года Эверетт Холт угнал рейс 734 авиакомпании Northwest Orient Airlines после его взлета из Миннеаполиса по пути в Чикаго и потребовал 300 000 долларов и два парашюта. Как и Купер, после того, как его выкуп был доставлен, он позволил пассажирам покинуть самолет. Пока он отвлекся, подсчитывая деньги для выкупа, летный экипаж сбежал из кабины. Понимая, что его планы сорваны, Холт мирно сдался. В конечном итоге, Холт был помещен в психиатрическую больницу, прежде чем обвинения были сняты в мае 1975 года.
12 января 1972 года 22-летний Билли Юджин Херст угнал рейс 38 компании Braniff, следовавший из Хьюстона в Даллас. Херст отпустил пассажиров, как только самолет приземлился в Далласе, но взял в заложники четырех стюардесс и трех членов экипажа. Он потребовал выкуп в размере одного миллиона долларов, а также парашюты, веревку, мачете и охотничьи ботинки. Затем Херст потребовал, чтобы пилот вылетел в Южную Америку. Пока авиакомпания изо всех сил пыталась собрать полный выкуп, друзья Херста прибыли на место происшествия и убедили его сдаться без происшествий. В 1973 году Херста признали виновным в авиационном пиратстве и приговорили к 20 годам тюремного заключения.
20 января 1972 года Ричард Чарльз ЛаПойнт, ветеран вьетнамской войны из Бостона, сел на рейс 800 авиакомпании Hughes Airwest в международном аэропорту Маккаран в Лас-Вегасе. Размахивая тем, что, по его словам, было бомбой, когда DC-9 находился на взлётно-посадочной полосе, он потребовал 50 000 долларов, два парашюта и шлем. Выпустив 51 пассажира и двух бортпроводников, он приказал самолету лететь по траектории на восток в сторону Денвера, а затем катапультировался над безлесными равнинами северо-восточного Колорадо. Власти, отследив парашют с локатором и его следы на снегу и грязи, задержали его через несколько часов. Два дня спустя при предъявлении обвинения ЛаПойну судья сообщил ему, что он имеет право на медицинскую помощь в связи с травмой, полученной во время прыжка. ЛаПойнт, ветеран войны во Вьетнаме, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством, ответил: «Как насчет психологической помощи?».
26 января 1972 года Мерлин Сент-Джордж реквизировал рейс Mohawk Airlines из Олбани, штат Нью-Йорк, в Нью-Йорк. Утверждая, что он вооружен бомбой и пистолетом, которые позже оказались подделками, Сент-Джордж потребовал 200 000 долларов и два парашюта. Сент-Джордж потерял самообладание и вместо того, чтобы прыгнуть с парашютом из самолета, потребовал, чтобы для него была подготовлена машина в аэропорту в Покипси, штат Нью-Йорк. Он был застрелен агентом ФБР, когда пытался бежать в машине вместе со стюардессой, которую он взял в заложники.
10 апреля 1972 года Стэнли Спек, выпускник Стэнфорда, работавший таксистом, угнал самолет авиакомпании Pacific Southwest Airlines, следовавший из Окленда, штат Калифорния, в Сан-Диего, штат Калифорния. Спек потребовал 500 000 долларов и два парашюта, утверждая, что вооружен ручной гранатой и пистолетом. Спек был арестован на земле в Сан-Диего, когда пилот обманом заставил Спека покинуть самолет, чтобы забрать карты у двух агентов ФБР, одетых как механики. Позже выяснилось, что у Спека вообще не было оружия.
5 мая 1972 года Фредерик Уильям Ганеман, гражданин США, родившийся в Гондурасе, угнал рейс 175 авиакомпании Eastern Air Lines, следовавший из Аллентауна, штат Пенсильвания, в Майами, штат Флорида. У Ганемана было множество требований выкупа, в том числе 303 000 долларов, шесть парашютов, два кустарных ножа, два комбинезона и сигареты. Он был недоволен мелкими купюрами, использованными в выкупе, и потребовал, чтобы предоставленный выкуп был обменян на наличные в 100, 500 и 1000 долларов. Ганеман прыгнул с парашютом над своим родным Гондурасом после вымогательства 303 000 долларов во время дозаправки в Новом Орлеане, штат Луизиана. Ускользнув от розыска ФБР и полиции Гондураса, Ганеман скрывался от правосудия в течение 28 дней, прежде чем, наконец, сдаться посольству США в Тегусигальпе, столице Гондураса. Он был приговорен к пожизненному заключению за угон самолета, похищение людей и вымогательство.
2 июня 1972 года Робб Хиди, 22-летний бывший десантник и ветеран войны во Вьетнаме, угнал рейс 239 United Airlines из Рино в Сан-Франциско. С собственным парашютом и револьвером 357-го калибра он потребовал выкуп в размере 200 000 долларов. Поскольку угон самолета произошел ночью, когда банки были закрыты, агенты ФБР были вынуждены получить выкуп от двух местных казино в Рино. Получив выкуп, Хиди указал пилотам очень конкретную траекторию полета. Однако пилот намеренно изменил траекторию полета на полградуса, в результате чего Хиди пропустил свою зону приземления. На следующее утро Хиди был схвачен. В сентябре 1972 года Хиди признал себя виновным в пиратстве и был приговорен к 30 годам заключения в федеральной тюрьме.
23 июня 1972 года Мартин МакНалли, безработный дежурный на станции техобслуживания, воспользовался пистолетом-пулеметом, чтобы угнать самолет Boeing 727 American Airlines, следовавший из Сент-Луиса, штат Миссури, в Талсу, штат Оклахома, затем направил его на восток, в Индиану, и выпрыгнул с 500 000 долларов выкупа. Когда 727-й готовился к взлету после того, как МакНалли получил выкуп и ждал взлёта, местный житель выехал на своем «кадиллаке» на взлетно-посадочную полосу и протаранил 727-й на скорости около 120 км/ч. Водитель Дэвид Дж. Хэнли был серьезно ранен при столкновении с самолетом. Столкновение вывело из строя Боинг 727, вынудив МакНалли переключиться на второй Боинг 727. МакНалли потерял выкуп, когда выходил из самолета, но благополучно приземлился недалеко от Перу, штат Индиана, и через несколько дней был задержан в пригороде Детройта. В интервью 2020 года МакНалли сказал, что его вдохновил Купер.
30 июня 1972 года Дэниел Бернард Карре попытался угнать самолет авиакомпании Hughes Air West из Сиэтла, штат Вашингтон, в Портленд, штат Орегон, заявив, что у него есть нож. Он потребовал 50 000 долларов и парашют. Карре был задержан маршалами США сразу после приземления в Портленде и отправлен в психиатрическую больницу на неопределенное время.
6 июля 1972 года двадцатиоднолетний Фрэнсис Гуделл угнал самолет авиакомпании Pacific Southwest Airlines, летевший из Окленда в Сакраменто. У Гуделла было два пистолета, и он потребовал 455 000 долларов, парашют и инструкцию по прыжкам с парашютом. Он страдал посттравматическим стрессовым расстройством из-за своего опыта во время войны во Вьетнаме и утверждал, что хотел раздать деньги детям в Юго-Восточной Азии, чтобы снять с себя чувство вины, полученное во время войны на их земле. В нерабочее время дорожный патрульный, просто так катавшийся по городу, в конце концов, убедил Гуделла сдаться. Гуделл был приговорен к 30 годам за воздушное пиратство.
13 июля 1972 года рейс Национальной авиалинии из Филадельфии в Нью-Йорк был угнан 34-летним Майклом Стэнли Грином и 24-летним Лулсегедом Тесфой. Грин, дежурный на парковке, и Тесфа, эфиопский студент Университета Говарда, придумали план, будучи соседями по комнате в Вашингтоне, округ Колумбия. Дуэт начал угон самолета, когда рейс приближался к Нью-Йорку, и потребовали вернуть самолет в Филадельфию, где они потребовали 600 000 долларов и три парашюта. Сбор суммы занял более шести часов, пока пассажиры находились внутри раскалённого солнцем самолёта, в котором отключилось электричество. После получения выкупа пассажиров отпустили, но дуэт взял в заложники четырех стюардесс и летный экипаж и потребовал, чтобы их доставили в Хьюстон. Перед взлетом в Хьюстон капитан выпрыгнул из окна кабины, заставив второго пилота управлять самолетом. Когда самолет приземлился на крошечной взлетно-посадочной полосе в Лейк-Джексон, штат Техас, второй пилот и бортинженер выпрыгнули из кабины, бросив стюардесс с угонщиками. Вскоре после этого Грин и Тесфа вышли из кормовой части Боинг-727 с поднятыми руками, сдаваясь агентам ФБР на земле. Позже Грин будет приговорен к 50 годам тюремного заключения, а Тесфа - к 60 годам.
13 июля 1972 года сорокадевятилетний Мелвин Фишер, безработный художник и бывший бутлегер из Оклахомы, угнал рейс 727 American Airlines, следовавший из Оклахома-Сити в Даллас. Фишер потребовал 550 000 долларов и парашют. Хотя изначально планировалось приземлиться в Далласе, плохая погода вынудила самолет вернуться в Оклахома-Сити, где Фишер получил выкуп в размере 200 000 долларов. Удовлетворившись этой суммой, Фишер освободил 51 пассажира и трех стюардесс, оставив в заложниках одну стюардессу и трех членов летного экипажа. Затем он приказал самолету облететь Оклахома-Сити. Спустившись по задней лестнице и надев парашют, Фишер не смог найти ориентир для своего прыжка и потерял самообладание для прыжка. Затем он сдался экипажу, сказав им, что не хочет умирать. Фишер был приговорен к пожизненному заключению после суда в сентябре 1972 года.
Несмотря на инициирование федеральной службы воздушных маршалов в 1971 году, в 1972 году в воздушном пространстве США был совершен 31 угон самолета; 19 из них были направлены на вымогательство денег. В 15 случаях вымогательства угонщики также требовали парашюты. В начале 1973 г. Федеральное авиационное управление начало требовать от авиакомпаний обыск всех пассажиров и их сумок. На фоне многочисленных судебных исков, в которых утверждалось, что такие обыски нарушают Четвертую поправку к Конституции США, федеральные суды постановили, что они приемлемы при универсальном применении и ограничении проверкой на оружие и взрывчатые вещества. В 1973 г. было предпринято всего две попытки угона самолета, обе совершены психически больными; один угонщик, Сэмюэл Бик, намеревался врезаться в Белый дом , чтобы убить президента Никсона.
Из-за многочисленных угонов «подражателей» в 1972 году Федеральное управление гражданской авиации США потребовало, чтобы во всех самолётах была установлена ранее упомянутая «лопатка Купера. Кроме того, во всех дверях внутри самолёта должны были быть вмонтированы глазки для наблюдения.
23 апреля 2013 года Эрл Джей Косси, упаковывавший четыре парашюта, переданных Куперу, был найден мертвым в своем доме в Вудинвилле, штат Вашингтон. Его смерть была признана убийством из-за наличия травмы головы, нанесённой тупым предметом. Преступник не найден. Некоторые комментаторы заявляли о возможной связи с делом Купера, но власти ответили, что у них нет оснований полагать, что такая связь существует. Позже власти Вудинвилля объявили, что мотивом преступления, скорее всего, была кража со взломом.