Каргобайк....своими руками. №3. Тесты
Трек был коротким. Очень. Двадцать километров туда-обратно. Но сочетающих в себе почти все виды покрытия. Гравийная полоса и грунтовая дорога, асфальт тротуарный и велодорожка, асфальт дорожный и легкий городской трафик. Так что можно было проверить быстро управляемость и удобство. И вывести некоторые выводы.
рама в общем:
Оно едет. Что несколько удивительно (для меня).
конструкция - крепкая. За все время не было ни одного свидетельства появления каких-либо разрушений. Как от дорожной вибрации так и целенаправленных силовых ударов (съезд с бордюров). Кстати, попытка встать в раму ногами - тоже ни к чему не привело, т.е. рама легко выдержит вес в 70+кг на нижней ферме.
амортизированные тяги никак не влияют на движение. Более того - они сглаживают микроколебания колеса и не передают их в виде вибраций в руль.
При этом - есть амортизация рамы. Вполне сравнивая с карбоновой рамой (!!!). Однако чувствуется совершенно по другому из-за развесовки (неравномерность распределения веса на разные колеса).
Велосипед очень устойчив в прямолинейном движении. Даже усиленное агрессивное "виляние" с целью уйти в срыв - ни к чему не приводило: заднее колесо весьма слабо выходило на траекторию движения.
Да, вырос радиус разворота и вообще разворот воспринимается по другому. А вот выворот колеса при долгом развороте - вероятен, поэтому нужно снижать скорость.
Нужно по другому оценивать место для поворотов. Брать чуть больше места, чтобы заднему колесу хватило траектории.
нужно полностью менять крепление тросиков к раме. Мои попытки как-то приклеить держатели на эпоксидке на краску рамы - полностью провалились. Все точки пришлось заменять на стяжки.
колеса:
Но в линейном движении неровности дороги (на грунтовой, к примеру) нивелируются длиной. Даже на тонких шинах (1.95дюйма). Плюс из-за распределения веса, переднее колесо не "зарывается", что дает ощутимые надежны на сыпучие грунты (но нужна более широкая покрышка).
Если взять колеса по максимум доступного - 27.5 диаметра или покрышки 2.1+ - мягкость хода будет весьма комфортная. Влезут ли большие колеса и толстные покрышки - сложно сказать. В переднее - должно, а вот назад - под вопросом.
на дороге выбранные покрышки с мелким рифленным протектором - вполне хорошо на большинстве покрытий. Да, есть ощущение срыва на крупном гравии, но с другой стороны - это вообще в принципе не очень подходящее место для поездок.
мелочи выбора комплектующих:
Внезапно оказалось очень некомфортно ехать на простом руле-балке. Учитывая то, что я несколько лет езжу на "бабочке" - отсутствие комфортных хватов очень чувствуется.
односторонние механические тормоза - нужно менять. Это просто отвратительно, очень громко и неудобно.
система 1х9 с кассетой 11х40 - жить может. Но тяжко. Да, передач вполне хватает на 36т звезде, но диапазон с очень большими интервалами. Отчего переключение очень резкое...как рубильник. Но вот возможность за одно нажатие сбросить 5(!)передач - действительно впечатляет. Но нужно искать какой-нибудь подъем. И желательно уже в загрузке.
мягкое седло, купленное в Окее - на сезон хватит.
В общем: рама вышла очень....привлекательной. В прямом смысле. Чужое внимание - обеспечено :)
Перехожу на грузовые тесты.
Собственно по оснастке - тут мало что изменилось (если не считать неотображенной замены стяжек на виниловую пленку для закрепления рубашек тросиков). Фанерная платформа на двух вклеенных "бонках". Сверху - небольшая по ширине сумка. Тоже дополнительно закрепленная в раму. В край бортов вставлен пластиковый профиль - он позволяет сумке "держать" борт от изгибания грузом.
И сверху - верхний притяжной крючками за петли - чехол. Внутрь загружен небольшой груз. Два спальника, пара ковриков, полтора литра воды - в общем, лишь бы забить объем и дать небольшую нагрузку на переднее колесо.
Да, платформу можно сделать шире. и сумку - больше. Добавить боковые поддерживающие контрфорсы - и все будет хорошо держаться.
Да, можно было бы загрузить больше. Три пятилитровые канистры воды к примеру. Но для тестов - мне хватит того что есть. Проверить раму на крепость? я спокойно стоял в центре рамы. и даже подпрыгивал. Держит.
Итак, тест на этот раз чуть другой. Лесные грунтовые тропинки, песчаные и гравийные "языки", раздолбанные волнистые грунтовки, асфальт и т.п.
Выводы:
внезапно велосипед очень хорошо едет по песку. Не закапывается колесами, не буксует и не теряет мобильности. Узкие покрышки и длинная база очень хорошо держат направление движения.
На ухабистой дороге опять же - длинная база не дает заметной потери хода. Да, скорость снижаешь из-за необходимости искать путь и нужно все-таки подымать "задницу", потому что прямолинейные провалы все-таки отдаются.
Выше скорость - лучше ход. Велосипед очень не любит низкой скорости. Наоборот - чем выше скорость тем выше устойчивость и самовозвращение на курс. Да и вообще велосипед склонен к прямолинейному движению, даже если нужно подкорректировать маршрут.
Однако неровная поверхность вызывает дисбаланс и амортизацию всей рамы. Она в прямом смысле гибко "гуляет" и возвращает обратно.
Нужно заранее, за десяток метров, оценивать возможности поворота, разворота, объезда и траектории движения. Попытка заложить вираж происходит по весьма широкому пути.
Но....всплыли некоторые конструкционные косяки.
Спустя некоторое время специального вызывания болтанки и люфта - стали самостоятельно вытягиваться резьбовые втулки. Да, они были запрессованы, да - забитый с боков клей не давал им прокручиваться. Однако отсутствие насечек и гладкая поверхность - привела к тому, что втулки просто вытягивались вибрацией.
Причем процесс шел длительно шел в течении примерно 30-40 минут. Это удалось поймать на записанных видео-фрагментах.
Итог был...красочный. Во время очередного объезда людей вдруг одна за другой стали отстреливаться тяги. С последующей потери управляемости. И небольшим падением :) "небольшим" потому что "что-то идет не так" уже было понятно, заметно, скорость сброшена и началось торможение. После я, конечно, впрессовал втулки и доехал домой. Но уже без издевательств.
В общем, данный момент нужно будет исправлять. Или все-таки искать нормальную трубу и делать коромысла с контр-фиксацией болтов или искать токаря и изготавливать цельные части нужной формы. Хотя я не оставляю и варианта попробовать воссоздать нужную форму. Но это - уже когда-нибудь потом.
Что дальше... не знаю. Продавать - долго и сложно. В общих чертах потрачено около 50+ тысяч рублей. На раму и оснастку. Можно сэкономить конечно, покупая части на алиэкспресс или авито. Но сделать "на продажу" - я не умею, потому что есть очень сильные заметные непродажные косяки. Скорее всего велосипед пробудет в данной комплектации, а позже - разобран и пойдет на обновление велосипеда ребенка. Смену его ободных тормозов на дисковые, смену 24дюймовых колес на 26, смену трансмиссии с 3х7 на 1х9.
И еще раз:
Велосипед создан исключительно просто так. Проверить способности и возможности. Для эксплуатации он мне просто не нужен. Даже в условиях планирования на лето.