Ответ на пост «Записки машиниста электропоезда-56. "Лихие 90-е"»

Автор в конце поста интересуется, какие были 90-е у людей...

Расскажу про 90-е и 00-е глазами пацана 1990 года рождения.

Использованные шприцы в подъездах или спящая, обоссаная туша на лестничной площадке - это норма.

Кровь на стенах и на полу лифта - это привычно.

Ментовский бобон или таблетос у подъезда - это тревожно. Значит случилось что-то прям пиздец страшное, раз менты соизволили посетить наш спальный район.

Сыночек майора гаи разъебал битой запорожец пенсионера, за то, что тот не дал спокойно поссать в подъезде. Запорожец простоял лет 10 разбитый, с него спиздили всё, что можно спиздить, в итоге уехал в чермет.

Сыночек коммерса, счастливый обладатель видеомагнитофона, подглядел в боевике классную штуку: привязываешь к столбу толстую леску или проволоку, протягиваешь её поперёк дороги и прячешься в кустах. Когда кто-то едет на велике - дёргаешь свободный конец, чтоб леска натянулась на уровне шеи того, кто едет и получается смешно. Нет, никого не убило, голову не отрезало, но сотряс пацан лечил долго. Сынку коммерса ничего не было, он же ребёнок, он просто играл.

Побеленный, покрашенный подъезд оставался белым меньше суток. Уже через час на потолке появлялись первые следы от спичечных поджигов, а на стенах - первые надписи с баллонов или маркеров.


Сосед поймал за ухо и въебал проводом по спине, за то, что якобы я сломал зеркало на его "Москвиче". Пожаловался бате - получил ремня, т.к. даже если это был не ты - значит кто-то из твоей компании, а значит все виноваты. Ну и для профилактики, чтоб всякую хуйню не вздумал творить. Чувствуете связь с армией и зоной? А она есть. У кого-то батя сидел, у кого-то служил, у кого-то и сидел, и служил - поэтому система "за косяки одного отвечают все" плотно вбилась в их бошки и распространялась дальше.

Детская площадка: скрипящая качеля, турник и ебучая песочница-грибочек, в которой никогда не было песка. Правда в 2002 примерно что-то произошло, и внезапно появились новые снаряды, заборчик, песок по всей территории площадки, всё покрасили... Выборы депутатские наверное были, или типа того.

"Стрелки" дом на дом, гробы возле подъездов с совсем юными лицами (убили/передоз/суицид), блатные понятия, насаждаемые повсеместно даже пиздюкам вроде меня, медленно, но верно спивающиеся мужики и бабы...

Сгущёнка с печеньем-соломкой - лучшее лакомство. Окунаешь прям в банку, вынимаешь и сразу откусываешь, пока не капнула сгущёнка на стол.

С появлением компьютерных клубов, игрушки стали нафиг не нужны - лучший подарок это деньги на 3-4 часа за компом. Если, конечно, сумел донести эти деньги до администратора, а не отжали на входе. Впрочем, такое случалось только в "чужих" клубах. В местном под ноль деньги не отмучивали, максимум пару рублей на сигареты отчислял. Ну и "оставь 15 минут поиграть" естественно.

До появления компов развлекались просто: жгли шалашики бомжей в лесу возле района, швыряли пустые бутылки в гаражи, тыкали палками в трупы собак... Нет, карбид, селитра, самострелы, луки, плавка свинца тоже были, но про это всё вы читали не раз. А вот про жестокие и деструктивные игры почему-то никто не вспоминает. Стыдно, наверное. А мне нет.

Мы были брошенными детьми. Нас пытались воспитывать ремнём и морально устаревшими лозунгами "пионер береги пилотку", но окружающий мир явственно показывал, что прав тот кто сильный, дерзкий и жестокий. Добрых, отзывчивых и услужливых мир девяностых ставил раком и имел не вынимая.

На своей шкуре мы узнали, что такое хорошо, а что такое плохо. Плохо - это если на твою выходку приехали менты. Плохо - это если за свою шалость получил пизды, да так, что ещё неделю отходил и морщился от боли. Если менты не приехали, а пизды получил не сильно - значит это можно, только осторожно. Вот и все аксиомы воспитания того времени.

Это всё оценка уже современного меня, конечно. В то время всё воспринималось детскими глазами как само собой разумеющееся и я просто жил детской жизнью. И лишь став старше, я понял, что не жил - а выживал.

Нахуй всю эту ностальгию по 90-м. Пусть у детей будет куча игрушек, куча сладостей, куча парков, секций, детских площадок. Пусть они уверенно говорят "я ребёнок, вы не имеете права мне ничего сделать" и закон будет на их стороне. Пусть они залипают в смартфоны и скучают в ТЦ, а не таскают друг друга на заброшенную стройку посмотреть на сдохшего бомжа, рискуя, что прилягут рядом с ним. Пусть чувствуют себя важными и нужными личностями, а не живут по принципу "мы все бараны с одного загона, не высовывайся". Я думаю, с этого будет больше толку.

Доклад окончен. Начинайте минусить.

Показать полностью

Записки машиниста электропоезда-56. "Лихие 90-е"

Записки машиниста электропоезда-56. "Лихие 90-е" Электричка, Поезд, Железная дорога, 90-е, Машинист, Помощник машиниста

Уже не впервые в комментариях к моим постам всплывает тема "лихих 90-х" в работе машиниста электропоезда. Меня пару раз просили о них рассказать, но как-то руки не доходили. Решил наконец-то осветить этот вопрос.
Сразу предупреждаю, в те годы я не работал в силу возраста, пост опирается на воспоминания машинистов, что застали то время. Возможно, они слегка приукрасили свои рассказы. Но так как одни и те же вещи были описаны разными людьми без оглядки друг на друга, а многие имели "пруф" в виде собственной биографии, то котоламповость данного поста, думаю, минимальная.
Если в каком-то другом депо или прочих местах всё было прекрасно, те времена никак не повлияли - что же, счастлив за вас. И да, пост не несёт никакого политического подтекста.
Всё оформлено в стиле отрывков из рассказов моего машиниста Михалыча и прочих, с кем мне доводилось на эту тему общаться.
***

"Прибывает электропоезд на конечную станцию. Помощник сразу впереди уборщиц, ментов и прочих работников, что могли попасть в поезд, пробегает по салону. Если кто какие вещи оставил - нужно заныкать. Некоторые даже бутылки прятали в шкафы, чтобы потом сдать. Если пассажир по своей глупости напился и уснул - всё, 99%, что его обворуют".

"Зарплаты были мизерными, текучка кадров - дикая. Многие между поездками ходили на вторую работу. Кто таксовал, кто даже официантом подрабатывал, а кто-то даже в криминале был замечен. Кто чем промышлял, на одну зарплату жить было тяжко". Михалыч, например, подрабатывал электриком, чинил телевизоры.

"Техническое состояние поездов было скверным. Если не тянет только одна секция из пяти - это просто "ласточка", управляй мечтой, никто даже не думал вызывать слесарей на поезд, требовать устранить неисправности. Если не тянут две секции - это уже обычное дело. Вот три из пяти если не тянут - уже хреново, приходилось побегать. Отопление? Парочка вагонов без отопления - это норма".

"Ночью если принимаешь электропоезд в депо - вызывать слесарей на устранение неисправности бесполезно. Там почти все пьяные, а те, что не пьяные, попрятались по цехам и спят, не найти. Эта неисправность - сугубо твоя проблема. Правда, один раз пришёл ко мне на поезд слесарь дверь увязывать, пьяный в хлам, руки еле держат инструмент, я ему говорю: "Иди на хрен отсюда, ещё влезешь куда, мне отвечать за тебя!" Тот и не был против, ушёл".
***

Правда, были вещи и положительные. Ну, относительно положительные.

"Зато на жалобы пассажиров всем было плевать. Даже за зажатие дверями и протяжку пассажира по платформе максимум, что делали - 50-100% премии забирали. Кто-то пожаловался на холод в вагоне? Отписку сделают, машинисту скажут, что на него жалобу написали, вот и весь разбор. За сорванный стоп-кран частенько в морду били тому, кто сорвал. Торгаш пошёл по салонам газеты продавать - давай-ка сюда парочку газет, налог".

"Главное было, отправиться с начальной станции графиком и прибыть на конечную станцию графиком или с опозданием не больше 5 минут. Как ты будешь следовать между ними - плевать, главное - больше 10 минут опоздания не вези. Это позволяло без напряга вести поезд, экономить электроэнергию. Только больше 10 минут опоздания было уже опасно, движенцы могли возбудиться. Не то, что сейчас - за одну минуту могут мозг вынести".

"У профессии машиниста ещё оставался нерастраченный с советских времён авторитет. Тебя уважали в большинстве своём пассажиры, твоё слово в глазах руководства было намного весомее, чем слова жалобщиков, железнодорожников других служб".

"Так как приходилось ездить на вёдрах, то все отлично знали, как какие неисправности устранять. Потому что в каждой поездке что-то да делаешь, куда-то лезешь, чинишь. Не то, что сейчас, помощник со стажем в два года у меня спрашивает, как перезапустить "фазан" (асинхронный расщепитель фаз")".

"Хочешь, чтобы поезд остановился на остановочном пункте, где по расписанию остановки нет? Плати или проставляй бутылку водки. Хочешь передачку отправить с нами? Плата в зависимости от ценности передачки. Даже на такой работе имели левак. Правда, это пустяки по сравнению, например, с проводницами. Проводник пассажирского вагона мог сделать зарплату машиниста за один день".

А какими были 90-е для вас, если Вы их застали уже будучи взрослыми?)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!