Ответ на пост «Прикосновение. Самый зловещий фильм России»
Громкий заголовок, красочное описание, а по факту - фильм проходного уровня. Я не спорю, в нём есть на что посмотреть, некоторые сцены сняты действительно по-новаторски и цепляют даже искушённого в жанре "ужасов" зрителя, но фильм буквально мешают смотреть тупость героев и шаткость внутренней логики. Автор рекомендации "растёкся мыслию по древу", и из содержательного в его посте лишь обещания нарастающего саспенса, отсутствия скримеров и Сюжета с большой буквы. Давайте посмотрим, так ли это.
Дальше - спойлеры и длиннопост.
Завязка снята шикарно: соседка обнаруживает трупы матери и ребёнка, криминалисты и следователи обследуют квартиру. Сцена с опросом соседки - первое, что реально восхищает в фильме. Разговор идёт своим чередом, на фоне собирают и уносят тела. Это выглядит впечатляюще.
И сразу после хорошего первого впечатления - первый же "звоночек". Разговор с любовником покойной начинается под абсолютно неуместную саксофонную тему, проходит нудно и томно. За тоску и задумчивость здесь пытаются выдать каменное лицо актёра слева. Оно реально такое на протяжении всей сцены. Этот свидетель не даёт следователю практически никакой дельной информации, мотивируя тем, что знание принесёт за собой горе и смерть. Но при этом сам же рассказывает о призраке отца покойной. Так хотел или не хотел рассказывать? Уже появляется чувство искусственного нагнетания.
Этот свидетель вешается в тот же день, ну да и фиг с ним. Главный герой (следователь, я не упоминал) решает разузнать об отце, и по обрывкам его рассуждений можно попытаться проследить логику его расследования: он считает, что кто-то "убирает" людей, и это именно злой умысел, а не череда самоубийств. Пока что адекватная теория.
Убедившись, что отец семейства на самом деле мёртв, ГГ после похорон беседует с сестрой покойной. Опустим странно начавшуюся любовную линию (после похорон в ресторан, ага).
Вот тут начинается треш. Он излагает теорию о том, что мысль о самоубийстве внушали гипнозом. Следователь. На серьёзных щах говорит о том, что этим людям внушили необходимость самоубиться. И в это он верит, а в призраков - нет. В банду с экстрасенсами верит. Окееей, смотрим дальше.
Теорию с бандой следователь излагает напарнику, подозревая при этом и сестру покойной. В этой сцене впечатление портит актёрская игра напарника. ГГ видит приведение, начинает верить в паранормальщину, пьёт водку и едет к Марине (той сестре). Зачем призрак пришёл - непонятно. Только если принять то, что мёртвые видят будущее (а об этом есть в фильме) и явиться нужно было для дальнейших действий героя - тогда ещё можно понять.
Следующая сцена опять хороша, на уровне со вступительной. Отец семейства устами дочери рассказывает следователю о том, что земная жизнь - болезнь и тщение, ничто перед загробной. И он туда всех отправит, так или иначе. Также ГГ узнаёт, что форзи (так отец назвал духов, склоняющих к смерти, как он сам) могут убивать детей, щадят тупых и наглых людей (такие не нужны в посмертии), стараются забрать хороших (и потому лучшие умирают молодыми) и не могут читать мысли сильных людей (к коим ГГ относится). Странный набор фактов, но уж как захотели сценаристы.
Здесь же нам впервые (мельком на кладбище - не в счёт) демонстрируют портрет отца. Пикабушники наперебой вспоминали о его жуткости и вызываемом им ужасе даже спустя годы, но по факту - обычный портрет обычного мужчины. Видимо, кого в детстве напугал - тому и страшно. Ну и мб из-за ожидания страха, как с тем экспериментом с демонстрацией портретов и перечислением качеств людей. Короче, не впечатлило.
У героя с Мариной любовь (а они день знакомы), у дочери Марины резко проявляется последняя стадия дифтерита (а форзи могут убивать детей, мы-то помним), ГГ едет на кладбище к отцу "договариваться". Сама сцена, опять же, хороша. Это просто надо видеть. Но логика происходящего странная: ГГ заверяет отца в том, что сам он - человек плохой, грешный, никчёмный и на том свете не нужен (а его и так не забирают, к чему это он?); что он по долгу службы убивает людей и может быть агентом форзи среди живых (а нахрена это форзи, простите?); и что ему нужны Марина с дочерью, и вот они-то вместе будут тупыми, жадными, идущими по трупам (а нахрена это вообще форзи-то нужно, а?).
И, вроде как, задумка сценариста хороша: показать, что следователь пытается обмануть (форзи не может прочитать его подлинные мысли) отца и выторговать жизнь дочери любимой (день знакомы, напоминаю) девушки. Но решительно непонятно, зачем такая сделка отцу. Ведь он может просто убить внучку, спровоцировать дочь на самоубийство и не-жить счастливо. И не понятно при этом, почему отец двенадцать лет склонял одну дочку вскрыться, второй особо не надоедал, а тут внезапно занялся вплотную. Чувствуется отсутствие внутренней логики.
Тем не менее, отец соглашается, "отпускает" дочь и даёт герою зарок. Внимание: герою запрещается говорить его любимую присказку "Жизнь прекрасна и удивительна". Простая задача, что же может пойти не так?
Кстати, тут же нам показывают, что героя мистически перенесло в Киев, пока он был на кладбище, и обратно он летит на самолёте. К чему это вообще было - не понятно.
По прилёту он обнаруживает, что с девочкой всё в порядке. Казалось бы - всё хорошо, но герой случайно произносит свою коронную фразу, его новоиспечённая дочь чуть было не самоубивается, и он уверяет призрака в том, что "один раз не в счёт".
Спустя несколько дней пышно проходит свадьба следователя и Марины (знакомы неделю, блин, в каком мире жил сценарист?), они отправляются в путешествие. Да, он вот так запросто меньше чем за неделю организовал свадьбу и отпуск на работе, это его суперсила.
Что же делает наш герой, стоя на балконе на тёплом курорте под нежным ветерком и приятным солнцем в компании любимых (бляяять, они знакомы неделю, меня не перестаёт триггерить) людей? Что же он делает после чудесного спасения любимых людей (ахаха) от депрессивных форзи? Правильно: он во всё горло орёт, что жизнь прекрасна и удивительна.
Да. Именно так. Наш гениальный следователь, великолепно договорившийся с привидением, второй раз нарушает единственное, блять, условие сделки, по которой его новоиспечённые жена и дочь вообще живы. После этого на серьёзных щах досматривать фильм уже было невозможно.
Нелепая сцена с бандитами-насильниками в горах (к чему она вообще была нужна, особенно с такой актёрской игрой?), последующее за этим разрушение гостиницы (не землетрясение, она просто сложилась как карточный домик) - вот кары, преследующие героя.
Во время разбора завалов, следователь помогает развести костёр. Зачёрпывает дырявым ведром горючее из бочки, поджигает, по следу из горючего подрываются бочки вместе с севшими на них Мариной и дочкой. Нет, это не бред сивой кобылы, это сюжет фильма. Да, они там все настолько тупые.
Герой хоронит жену и дочь, стреляет в голову любимому псу (единственному адекватному персонажу фильма, чей интеллект не вызывает сомнений) и уходит из жизни сам, оставляя на столе записку со своей коронной фразой. "Жизнь прекрасна и удивительна".
По итогу - совершенно гениальные режиссёрские ходы идут вперемешку с совершенно идиотскими. Великолепная актёрская игра идёт вперемешку с халтурой. Качественная работа оператора идёт вперемешку со снятыми невпопад кадрами и дрожащей камерой. Качество съёмки и спецэффектов не трогаем, это не важно на фоне вышеперечисленного.
Автор рекомендации не наврал насчёт саспенса, но в нём нет смысла, если вместо фатализма, давящего главного героя несмотря на его усилия, нам показывают закономерное наказание за тупость.
Это тот фильм, в котором плохие моменты сильно портят впечатление от хороших. Что-то с большим, но нереализованным потенциалом. Посмотрите лишь вырезки из фильма вместо его самого - и вы не потеряете ничего.
Прикосновение. Самый зловещий фильм России
Советую посмотреть.
Ох, как советую) Вообще, мой любимый фильм ужасов, пожалуй.
Когда пугают скримерами, то это пугают Ваше внутреннее животное. Это самая примитивная пугалка, впрочем, беспроигрышная, безотказная, как наган. Расчет на выброс адреналина, который организм затем спешным образом заменяет на поток эндорфинов, и Вас «отпускает» и «штырит». Любители ужасов давно уже знают, что общий пул этих скримеров весьма невелик и кочует из одного фильма в другой. И если в напряженном фильме, вдруг, висит вязкая тишина, то вероятность появления Буки под страшные звуки, стремится к бесконечности.
А вот когда фильм пугает атмосферой, идеей, глубиной, умением сделать так, что тебя охватывает тревожная и необъяснимая тоска, которая длится еще долго после финальных титров – вот такие фильмы-это черные бриллианты среди угольной кучи ужасных поделок.
И как-то в России начала девяностых умудрились сделать такой фильм. Я тогда был огольцом, жевал Турбо или Дональда, ходил в школу, плавал на пустыре на плоту, кричал «Палочка за себя» (в 38 лет это звучит пошловато), в общем, развлекался, как мог, поэтому, фильм «Прикосновение» плавно прошел где-то в стороне от моего бурного детства.
Познакомился я с ним в том возрасте, когда пересмотрел сотни хороших фильмов из рейтинга «Кинопоиска».
Что зацепило?
Сюжет. Незаезженно, нехожено, словно просторы Сибири. Умерший отец пытается призвать своих детей на тот свет, заставляя совершить самоубийство. А доблестный следователь пытается разрулить это безобразие. «Это уже было в Симпсонах» заорет кто-то. Не спешите, друзья мои. Вопрос ведь не только ЧТО подается, но и КАК, правда? Ни единого скримера, но весь фильм ты ощущаешь, что этот мертвый батя стоит у тебя за спиной и улыбается. А чтобы добавить огонька в печке, Вам будут этого батю постоянно показывать…в виде портрета. Да. Обычного портрета, но слово даю, что перед глазами он потом будет всплывать много лет, лишь вспомните этот фильм. Вообще, в 90-е, вместе с океаном свободы хлынули в наше сознание все эти экстрасенсы, привидения, НЛО, барабашки, колдуны и парапсихологи. Это стало модным, везде и всюду, в кино тоже. Только вот, чаще всего, у создателей получалось больное чудовище, которое ползало по полу с криками «Убейте меня». Что говорить, если даже Юрий Кара умудрился испортить довольно неплохую версию «Мастера и Маргариты» музыкой Альфреда Шнитке, которая подходила больше для мультика о муми-троллях.
«Прикосновение» тоже делали на коленке, судя по всему. Вся съемка рваная, сырая, качество-на Нокиа 3310 можно лучше снять. Но странное дело, то, что заставило бы при просмотре другого фильма проплеваться и выключить, тут играет на атмосферу, опять же.
И немного по актерам: а я, собственно, к своему стыду, заметил тут только два знакомых лица. Это замечательный Николай Аверюшкин, который играл в шахназаровских «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх» и Елена Метелкина, которую все из вас помнят по роли Полины в «Гостье из будущего».
Так что рекомендую, дамы и господа. Сам перед написанием статьи пересматривал фильм, и теперь вот чувствую, что их батя за спиной стоит, так что всем пока, пойду отбиваться.