Расскажу и я, как обучался вождению.
Место действия - один из городов-миллионников РФ, время действия - конец минувшего тысячелетия, славные/ужасные 90-е.
Машины стали относительно доступны, самостоятельно рулить по жизни во всех смыслах хотелось все сильнее, а как это делать без прав? А никак. А отсюда логичный вывод - надо их получать.
В принципе, в те времена их без особых проблем можно было и купить. Но! Во первых, как ни крути, это противозаконно. Во вторых (и это главное) - не зная правил, не имея никакого водительского опыта, и с весьма смутными понятиями об устройстве авто шансы влипнуть в дорожную неприятность были почти стопроцентные, и я это отлично понимал.
Выбор пал на автошколу ДОСААФ. Обучение на категорию В длилось месяц, сюда входила теория (ПДД, билеты по ним и устройство автомобиля) и практика (собственно езда).
Сколько стоило все это, уже не помню, но оплачивал все сам, из своего заработка.
Про теорию рассказывать наверное нет смысла - ну, изучали где в жигулях бензонасос а где главная передача, зубрили знаки, разметку и правила, разбирали разные дорожные ситуации, отвечали на вопросы преподавателя и т.д. Рутина, короче.
Практика, как и у всех наверное, была гораздо интереснее. Как выяснилось на первом же занятии, водительского опыта не было ни у кого. Нам предложили выбор - или попрактиковаться на тренажере, или ехать на автодром. Я выбрал тренажер (и пожалел)
Как выяснилось вскоре, тренажер представлял из себя нечто вроде игрового автомата, на которых дети развлекаются. Ну то есть - как то так вот:
Только без экранов, без колесиков, без компьютера сбоку, и в очень ушатанном состоянии. Руль свободно вращался, после поворота ключа зажигания из скрытого динамика раздавался гнусавый пердеж, имитирующий работу двигателя, а на первой передаче можно было разогнаться до 90 кмч, и сразу же включить задний ход. Через пару минут интерес к процессу пропадал напрочь, как и одно практическое занятие из программы.
Следующее занятие уже было на автодроме. Усадив нас четверых в учебный жигуль-классику, инструктор сел за руль и повез на автодром.
Автодром располагался неподалеку, за городом, и представлял из себя закольцованную дорогу, формой и размерами похожую на беговые дорожки, что на стадионах устраивают вокруг поля. Там были какие то ржавые знаки, неработающие макеты светофоров, шлагбаумов, выскакивающего из кустов пешехода, может еще чего. По очереди и под руководством инструктора мы наконец то усаживались за настоящий руль настоящего авто, и учились заводить двигатель (на жигулях это целый процесс, особенно для новичка), трогаться с места, рулить, разгоняться, переключать передачи, тормозить, ну и ехать более-менее прямо. Часа за полтора мы намотали несколько кругов и вроде освоились. Инструктор сказал что время вышло, пора ехать обратно, и если кто желает, то может сесть за руль. Первым напросился я (и не пожалел).
Наконец то вырулили на самую настоящую трассу, с реальными машинами, знаками, разметкой и всем прочим полагающимся. Восторг лютейший - это ж Я ! Сам! Еду! И быстро! Афигеть!!!
Помню и свой первый косяк - обогнав бензовоз, довольно резко перед ним перестроился. Но визга тормозов сзади не последовало, мата со стороны инструктора тоже, а значит все нормально. Инструктор только сказал - не делай так больше, плавнее надо маневрировать.
Это была наша первая и последняя поездка на автодром. Далее практиковались уже только по городу.
Выяснилось, что наш инструктор - жутко деловой человек. Вот эти дела мы и помогали ему решать. Отвезти канистру бензина вот туда, а запчасти - туда, заехать к знакомому, а от него в гараж, а из гаража в какую то контору, а потом в магазин, а потом еще куда то...и вот так от начала до конца, каждое занятие, по реальным городским улицам, в реальной дорожной обстановке, без всяких там изолированных площадок с вешками и конусами. И не припоминаю явных фейлов и тем более аварий, один лишь случай запомнился:
Едем по улице с трамвайным движением, рулит девушка. Впереди на остановке стоит трамвай, подъезжаем, тормозим, ждем, все ок. Трамвай закрывает двери, трогается. Мы тоже. Лето, тепло, окна в машине открыты. Едем параллельно трамваю, доезжаем до следующей остановки. Народ с остановки видит трамвай, начинает выползать на дорогу. Мы тормозим, трамвай тормозит, открывает двери, люди входят и выходят, двери закрываются, едем дальше. И снова параллельно. В какой то момент инструктор оборачивается и спокойным таким голосом спрашивает рулевую - тебя еще не заебал этот грохот? Смеялась вся маршрутка.
Экзамен на права приближался медленно но верно, как крах капитализма. Обязательной программы тогда не существовало, экзамен представлял из себя обычную езду по городу, только на месте инструктора сидел гаишник-экзаменатор. Преподы нас пугали, что он может устроить подлянку, попросив остановиться под знаком, заехать под кирпич или еще чего нибудь нарушить, ну и рассказывали, как в таком случае поступать (сослаться на правила - мол, запрещено же, и если гаец продолжает настаивать - то выполнить его требование, ибо правила это тоже предписывают). Сама же перспектива ездить по городу нас не пугала - весь район вокруг автошколы уже объездили вдоль и поперек не единожды. Как итог - никаких таких каверз гаишник не устраивал, из всей группы не сдали с первого раза вроде двое (точно не помню), и одну из этих неудачниц я как то позже встретил в автосервисе - видать, все же пересдала.
Касаемо взяток неофициальных вознаграждений - с нас их не требовали, единственное - перед экзаменом, не помню уже с чьей подачи, решили всей группой скинуться на алкопрезенты преподам. Сумму тоже не помню, но была она вполне посильной, делились ли преподы с гаишником - не знаю.
Ну и напоследок - на следующий же день после получения прав, я поехал в город и устроил аварию). Но это уже, как говорится, другая история (жертв и разрушений не было, не уступил дорогу вазовской девятке и немного помял ей лючок бензобака)