Ответ на пост «Импортозамещение: Sukhoi SuperJet New»
Это только у нас в стране могут назвать версию самолета "полностью с импортозамещением" как "NEW"?
:))))
Это только у нас в стране могут назвать версию самолета "полностью с импортозамещением" как "NEW"?
:))))
Санкции, наложенные на российскую авиационную отрасль, вошли в число наиболее сильных в ряду прочих, введенных против других секторов экономики. Авиастроителей, в свою очередь, решено лишить поставок комплектующих для производства самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 и тем самым остановить производство воздушных судов, которые могли бы заменить утраченные иностранные самолеты. Однако работа над импортозамещением идет полным ходом с 2018 года.
Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки около ста пассажиров на расстояние от 3000 до 4500 км. Плод международной кооперации, причем настолько тесной, что доля импортного оборудования, по разным оценкам, достигает в нем 70%. Именно этот факт и стал причиной разворота к концепции «Сделано в России» в 2020 году. Sukhoi Superjet New — новая версия Sukhoi Superjet 100 с заменой 97 % иностранных комплектующих российскими разработками.
«Результатом станет не просто новая версия самолета, но разработка целого ряда современных технологий и систем нового поколения, которые будут применяться как в авиастроении, так и в других высокотехнологичных отраслях российской промышленности».
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, сегодня российская промышленность уже не та, что была пятнадцать лет назад, она вполне способна заместить практически все иностранные детали и системы будущего самолета. Более того, технологически они будут как минимум не хуже импортных, а где-то, может быть, даже и лучше, считает он.
В 2018 году была анонсирована разработка новой версии SSJ-100 — пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100R. Изначально планировалось, что в этом самолёте доля российских комплектующих будет увеличена на 10-15 %. Но 6 января 2019 года контракт на поставку иранским авиакомпаниям самолётов SSJ100 оказался под угрозой срыва из-за того, что министерство финансов США не выдало необходимого разрешения, поскольку количество комплектующих американского производства в текущей версии самолёта превышает 10%. В связи с этим в апреле 2019 года было принято решение о максимальном импортозамещении компонентов и систем.
Разработка обновленного ближнемагистрального самолета Sukhoi SuperJet New, призванного заменить существующий Sukhoi SuperJet 100, должна завершиться уже к 2023 году.
Двигатель
Одним из главных обновлений для Sukhoi SuperJet New станет двигатель ПД-8, который заменит плод совместного российско-французского сотрудничества SaM146. Созданный специально для «Суперджета» двигатель Sam146 оказался крайне неудачным и очень быстро ломается, а французская Safran отказывается инвестировать в его доработку, так как самих самолетов производится очень мало и дополнительные инвестиции в двигатель не окупятся.
«У нас целые города, которые занимались выпуском деталей для самолетов: Рыбинск, Пермь, Самара, Казань, Москва и Санкт-Петербург. Министерство обороны смогло сохранить конструкторские бюро, которые создавали двигатели для военных воздушных судов. Они разработали боевые Ту, МиГ, Су. Там есть большой резерв специалистов. Оттуда можно набрать зрелых конструкторов, молодежь, которую они привлекали в свое время. В этом случае создать российские двигатели будет очень легко»
Входящий в ОДК производственный комплекс «Салют» включился в процесс по разработке ПД-8 в конце 2020 года. В ОДК отметили, что работа над узлами двигателя ПД-8 проводится на основе опыта создания деталей более «крупных» представителей семейства новейших российских силовых установок для гражданской авиации — ПД-14 и ПД-35. «При этом, конечно, были и задачи, которые приходилось решать впервые. Высокий уровень компетенций позволил изготовить узел приводов для демонстратора в сжатые сроки — за полтора года», — рассказали в компании.
«У нас стоит задача сделать его [двигатель ПД-8] за пять лет. Это в два раза быстрее, чем мы сделали ПД-14, это в три раза быстрее, чем в советское время делали все остальные двигатели, а то и в четыре, если брать какие-нибудь уже продвинутые 1970-е годы»
11 марта 2022 г. глава Минпромторга Денис Мантуров поручил обеспечить сертификацию российского двигателя ПД-8, который должен заменить французско-российский SaM-146, в ближайшие 12-14 месяцев. Ранее планировалось сертифицировать ПД-8 в 2023 году.
Авионика
В том, что бóльшую часть запчастей можно заменить, мало кто сомневается. Но все-таки на некоторых направлениях могут возникнуть проблемы. Например, эксперты под большое сомнение ставят способность отечественных производителей полностью заменить импортную электронику и огромное количество датчиков. «Есть вопросы и по системе управления; признанным лидером в разработке таких систем является французский концерн Thales, но от его услуг мы должны будем отказаться», — отмечает доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и госслужбы Павел Грибов.
С начала 2020 года ОАК испытывает проблемы с получением зарубежной авионики для самолетов SSJ100 в четырех российских авиакомпаниях. Сбой поставок продукции американской компании Honeywell привел к увеличению сроков строительства новой техники.
Проблемы спровоцировали действующие американские санкции, но какой именно их пакет привел к такой ситуации, сказать затруднились.
Прочие системы
Предприятия холдинга «Технодинамика» создают для SSJ NEW целый ряд систем: кислородную, контроля вибрации двигателя, электроснабжения и другие. Систему электроснабжения, состоящую из систем генерирования и распределения энергии, создает Уфимское агрегатное производственное предприятие. Уфимское НПП «Молния» разрабатывает системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы. Однако данных о всех этих системах с 2021 года обнародовано не было.
Международная сертификация
Но главное препятствие, которое предстоит преодолеть, — международная сертификация. «Стоит напомнить, что главным козырем в пользу выбора в свое время французского двигателя SаM146 был тот факт, что ему не требуется международная сертификация, а потому сроки запуска самолета существенно сокращались, — напоминает Павел Грибов. — Сейчас же придется сертифицировать не только двигатель, но и вообще все». В этой ситуации, по его словам, трудно даже предположить, в какой срок можно будет уложить работу по выполнению всех необходимых процедур.
Производство и поставки