В предыдущем посте пикабушники @tactical.beard, @frazhuz, @DarthVictor, @Alexei.Korolyov, @maroseika, @Rifff обратили внимание на вопрос, является ли избыточная смертность корректным показателем для определения последствий пандемии Covid и обоснованно ли связывать ее и темпы вакцинации? Попробуем разобраться (возможно, вы, как и я, узнаете много нового и не раз очень удивитесь)...
файл Exel в облаке. Там можно на каждую линию графика навести курсор и увидеть данные, а также посмотреть массив данных в виде таблицы.
Выше представлен график мировых статистических данных по Избыточной смертности, Официальной смертности от Covid, приведенных к 100 тыс. населения, отношения количества произведенных тестов на Коронавирус к населению, отношения количества выявленных тестами заболевших к тестам и населению, а также количества полностью вакцинированных.
Как видим, в мировой статистике разница между избыточной смертностью от Covid (далее по тексту просто -- официальная смертность) составляет на конец августа 2021 года 42,5%.
Казалось бы, все логично, эпидемия вызывает не только смерти от вируса, но и много побочных причин смертности (падение качества медицинских услуг, например), что выливается в дополнительных помимо Ковида умерших.
Ок, пока согласимся. Обратим только внимание на то, что гэп между избыточной и официальными смертями постоянно увеличивается...
Касательно тестов и выявления заболевших. Значение в 105,74% протестированных на конец августа не означает, что были протестированы все жители в рассматриваемых нами странах. Тест "живет" 72 часа, сколько людей сделало такие тесты по 2 - ∞ раз, нам неведомо. Долю уникально оттестированного населения мы не знаем, но если это не 105, а, допустим, 70% населения, то доля зараженных ко всему населению вырастает в полтора раза и составит не 7,02% как сейчас, а 10,5%.
Небольшое методологическое отступление по поводу данных, которые используются.
В графике с данными по миру (на первой картинке) мы учитываем все страны, которые ежемесячно предоставляют информацию по смертности, в том числе сделали это за август 2021 года. Таких стран 60 из 197 тех, что предоставляют статистику по тестам, инфицированным и умершим от Covid. Почему предоставляют 60 из 197, это вопрос...
Как правило, в разрезе общемировой статистики все ссылаются на эту знакомую очень многим картинку, созданную Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University:
По данным этого источника, по состоянию на 31.08.2021 г. (дата, на которую рассчитан график на первой картинке):
- 4 520 171 человек, умерших от Covid по официальной статистике,
- 2 984 419 971 выполненных тестов
- 215 202 574 инфицированных
на 196 стран с населением более 3 миллиардов человек (нет Китая, Индии, Индонезии, Пакистана, Нигерии, Бангладеш, Эфиопии, ДРК и так далее...). Массив исходных данных из Института Хопкинса в файле Exel (там есть вкладочки в конце).
Мы тоже делаем выборку из массива, созданного Институтом Хопкинса, но учитываем только страны, предоставляющие полноценную статистику смертности. По данным, учитываемым в наших графиках, имеем:
- 2 486 473 человек, умерших от Covid по официальной статистике,
- 1 669 566 451 выполненных тестов и
- 110 810 512 инфицированных
на 60 стран с населением 1 714 298 320 человек, что делает учитываемы данные более корректными.
Задержка в 2 месяца по предоставляемым нами графикам связана с некоторым запаздыванием данным по смертности.
Теперь чуть подробнее об избыточной смертности.
Избыточная смертность считается как разница между Прогнозной смертностью на 2020 год по итогам 2015-2019 г. г. и Фактической смертностью в 2020 г. Но Прогнозная смертность это не есть среднее арифметическое от значений 2015-2019 годов. Считается она по сложной формуле:
Здесь Dt, Y - число смертей, наблюдаемых за период (неделя или месяц или квартал) t в году Y, β - линейный наклон по годам, αt - отдельные перехваты (фиксированные эффекты) для каждой недели (месяц/квартал), и ϵ∼N(0,σ2) - гауссов шум. Эта модель может отражать как сезонные колебания смертности, так и ежегодную тенденцию за последние годы, обусловленную изменением структуры населения или социально-экономическими факторами.
Що це таке, меня не спрашивайте, я высшую математику в свое время променял на спирт Рояль, но команда, разработавшая эту методику, вроде, авторитетная: eLife получает финансовую поддержку и стратегическое руководство от Медицинского института Говарда Хьюза, Фонда Кнута и Элис Валленберг, Общества Макса Планка.
Ну а теперь нырнем, такскать в глубины статистики по Ковид))
60 стран, учтенных в первом графике, мы разбили на 3 списка: в первом -- страны Индо-Тихоокеанского региона (у них очень специфические показатели и рассмотреть их стоит отдельно), где избыточная смертность ниже официальной от 2 раз до 80; во втором -- страны, где превышение Избыточной смертности над Официальной смертностью от Covid находится в диапазоне от -200 до 50%, во третьем -- страны, где превышение больше 50%. Итак:
4 Страны: Япония, Южная Корея, Тайвань и Новая Зеландия. Суммарно 206,39 миллиона населения из 1 714 млн. нами рассматриваемых (12%).
Сразу обратим внимание на отличия линий этого графика от общемировых.
а) % тестов на Covid к населению. Совокупный для этих стран -- он составляет 23,92% (Япония 16,5% на 126,5 млн. населения; Южная Корея 22% на 51 млн.; Тайвань 11% на 24 млн.; Новая Зеландия 62% на 5 млн. населения). Это очень мало, и да, данные этими странами по количеству тестов предоставляются постоянно, поэтому сомневаться в них, по идее, нет причин.
б) Из-за низкого количества тестов, естественно, очень низок показатель выявления инфицированных к числу населения -- 1,17% против 7,02 % в мире (Япония 1,18%, Южная Корея 0,39%, Тайвань 0,07%, Новая Зеландия 0,07%).
в) Совокупно в этих странах вакцинировано 40%, однако львиную долю этой цифры дает Япония -- 46%. В Южной Корее вакцинировано 14%, в Тайване -- 4%, в Новой Зеландии -- 25%.
Статистика последних трех стран по вакцинации и количеству заболевших/умерших -- рай для антипрививочников))
Официальная смертность от Ковида сколь-нибудь заметна только в Японии -- 500 человек в месяц (в период 2-й волны октября 2020 - января 2021 г. г. была 1000 человек). В Корее сейчас 60 в месяц, в Тайване 50, в Новой Зеландии - 0 с февраля 2021 г. (всего 26).
Все эти страны имеют отрицательную избыточную смертность (кроме Южной Кореи -- там она фактически совпадает с официальной). Давайте посмотрим почему...
Из графиков помесячной фактической смертности за 2015-2020 г г. мы видим, что у всех стран существуют ежегодные пики смертности. Эти пики -- прежде всего результат ОРВИ в межсезонье. У Японии с ноября по февраль, у Тайваня январь-апрель, у Южной Кореи ноябрь-апрель, у Новой Зеландии июль-август. Пики чуть "плывут" от года к году, что связано с погодными девиациями. Также у Новой Зеландии, Южной Кореи и Тайваня есть пики температурные, связанные с жарой. В Новой Зеландии это четкий ноябрь, в Южной Корее -- август, в Тайване чуть менее ярко выраженный июнь-август. В Японии такой пик по жаре тоже есть, но он меньше, т. к. страна все же севернее.
Так вот, как видно из графика в январе - марте 2020 г. в Японии и Тайване пиковая (ОРВИ) смертность достаточно сильно (на 6-8%) не дотянула до прогнозной. И так как в этих странах в предыдущие 2-3 года периоды сезонных всплесков проходили планово - на одинаковом уровне, объяснить это умершими сверх нормы в предыдущие годы нельзя.
Массовая информационная кампания по поводу надвигающейся пандемии Covid началась в Китае с 15 января 2020 года. Так что единственным убедительным объяснением падения смертности в Японии и Тайване может быть усиление санитарных мер с третьей декады января. В 2021 году зимние пики смертности в Японии и Тайване были уже в пределах нормы. Здесь уменьшившуюся смертность от сан эпидемиологических мер догнала уже смертность от Covid.
В Южной Корее с санитарными мерами было все настолько хорошо, что их прогнозные показатели смертности совпали с фактическими. За исключением июльского пика жары этого года -- его Южной Корее удалось избежать, а почему не знаю, архивной температурной статистики найти не удалось.
Новая Зеландия благодаря усилению мер смогла значительно снизить ОРВИшный пик августа 2020 года, а также все последующие респираторные пики. А вот пик жары ноября -- не очень. Ну логично, масками жару не убавишь -- питерцам привет из летнего июня)). Также не смогли там уменьшить и респираторный пик этого года -- он на максимуме.
Итак, своевременные профилактические меры позволили этим странам купировать развитие пандемии, уменьшить обычную сезонную смертность, что дало им хороший запас отрицательной избыточной смертности. Но как видно из графиков этот запас потихоньку съедается пандемией. Имхо, в том числе в связи с тем трешем, что творится у них с тестами и вакцинацией.
И по Тайваню мы еще проедемся в конце поста)
Страны, где расхождение избыточной и официальной смертности не превышает 50% + пять исключений. Суммарно 865,66 миллиона населения из 1 714 млн. нами рассматриваемых (50,5%).
Вырвиглазный первый график просто для понимания того, какие девиации сопровождали учет избыточной и официальной смертности и к чему все потихоньку стремится.
У этой выборки все более или менее понятно: совокупно избыточная и официальная смертности "пляшут" друг от друга на 5-10%, тесты и их эффективность высокие, уровень вакцинации тоже.
Интересная закономерность -- в период второй волны октября 2020 - января 2021 г. г. вырос процент выявления заболевших к числу проведенных тестов (это логично), но официальная смертность начала догонять избыточную и в конце волны (февраль 2021 г.) ее догнала и с тех пор постоянно опережает. А в августе с началом новой волны это опережение растет еще сильнее. Но никакого объяснения я этому не нашел. Пока.
Теперь коснемся стран из этого списка, у которых избыточная смертность сильно ниже официальной: Дании, Финляндии, Германии, Люксембурга, Монголии и Норвегии.
Прежде всего обратим внимание на первый график -- в нем совокупно все страны из рассматриваемого списка за исключением Дании, Финляндии, Германии, Люксембурга, Монголии и Норвегии. В нем различима разница между прогнозной смертностью и фактической во всех рассматриваемых странах в период декабря 2019 - февраля 2020 года. И вряд ли это можно считать ошибкой в расчете предполагаемой смертности на 2020 год. Дело в том, что в зависимости от года, январская, например, смертность то увеличивается (2017 и 2018 годы) то уменьшается (2015, 2016, 2019), но при этом падение января добирает декабрь или февраль. Все, видимо, зависит от погоды.
Это же случилось и в 2020 году -- декабрь, январь и февраль прошли ниже обычного (и ниже прогноза), но март это снижение отыграл. Плюс с марта начались и смерти от короновируса и фактические смерти резко стали превышать прогнозный, особенно во время волн: первой в марте-июне 2020 г., второй в октябре 2020 -январе 2021 г.
Теперь о странах, где избыточная смертность сильно ниже официальной.
Начнем со Скандинавов плюс Люксембург, непонятно как попавший в ним в компанию: в Дании, Финляндии и Норвегии очень низкая заболеваемость (к проведенным тестам 1% в Дании, 2% в Финляндии, Норвегии и Люксембурге против 6% по группе стран в целом), а также накопленное число официальных смертей от Covid на 100 тыс. населения (45 в Дании, 19 в Финляндии, 15 в Норвегии и 5 в Люксембурге против 206 по группе стран в целом). Вызвано это, видимо, хорошей санитарной практикой и дисциплиной. Также благодаря этому странам удалось в январе-апреле 2020 года накопить отрицательную избыточную смертность (-1000 Дания, - 500 Финляндия, -400 Норвегия и -150 Люксембург). А еще у Дании и у Люксембурга сумасшедший уровень тестирования 700 и 550 % тестов к числу населения соответственно. Как бы то ни было, низкая официальная смертность и высокая отрицательная избыточная дали такие отставания на графике.
Также эти страны объединяет то, что у них (как у остальных) не было всплесков фактической смертности во время пандемических волн. Ну за исключением Люксембурга с всплеском в ноябре 2020 года.
У Германии чуть другая ситуация. Она к июню 2020 года накопила минус 14 тыс. избыточной смертности (видимо дисциплина работает) не вылетев значительно за прогнозные параметры смертности в ходе первой волны. Вторую волну Германия заметила, но как видно из графика, не так критично как остальные страны.
Заболеваемость к тестам у нее ближе к группе - 5,64%, хотя количество тестов к населению ниже -- 84%. Число накопленных официальных смертей от Covid на 100 тыс. населения тоже меньше, чем в группе - 110. Превышение официальной смертности над избыточной снизилось до 17% в период второй волны, а потом резко выросло в марте-апреле до 50% и остается таким уже несколько месяцев. Но это и есть те накопленные ранее 14 тысяч отрицательных избыточных смертей, которые уменьшают соотношение избыточных и официальных смертей. Без этого официальная смертность в Германии превышала бы избыточную на 6%.
Монголия, ух). По 3-4 пика смертности в период 2015-2019 годов, зимний ОРВИшный понятно, два-три остальных летом -- не очень. Необъяснимый обвал смертности во второй половине 2016 года и весь 2017 год. Возможно, в силу того, что две трети живут в городах (треть в Улан-Баторе), а остальную треть фиг найдешь, происходят такие статистические девиации. С января 2020 года в Монголии сильное падение смертности, хотя ковидный шухер начался у них только в марте и вряд ли тут могли сыграть именно санитарные меры. И, конечно, обвал смертности во время второй волны -- с октября 2020 г. по февраль 2021 г. Объяснений указанных уменьшений фактической смертности относительно прогнозной у меня нет, так как нет открытой информации относительно этой проблематики. Но один интересный аспект появится, ниже...
В целом, тестов к населению 113%, заболевших выявлено 6% к тестам, официальная накопленная смертность от Ковид -- 29 человека на 100 тысяч населения. Короче, мы очень плохо знаем Монголию...
Ну а теперь к родным пенатам)
Страны где Избыточная смертность выше Официальной, сильно. Суммарно 630,60 миллиона населения из 1 714 млн. нами рассматриваемых (37%).
Собственно, здесь вы можете видеть причину, почему я и использовал в первом посте избыточную смертность для понимания реальных уровней заболеваемости и смертности от Covid. Но тогда я еще этого не знал...
Что мы видим в целом -- низкий уровень тестов - 51% к населению, низкий уровень вакцинации - 22% и разницу между официальной смертностью от Covid и избыточной смертностью в 2,5 раза.
Причем накопленная официальная смертность здесь составляет 132 человека на 100 тыс. населения, тогда как у стран из предыдущей группы 206. А избыточная смертность наоборот -- в предыдущей группе она 187 человека на 100 тыс., а здесь -- 328.
Очень странно выглядят на первом графике скачущие вверх-вниз линии соотношения избыточной и официальной смертности у Гонг-Конга и Таиланда. Но ниже на графиках видно, что их фактическая смертность в пандемию не выбивается из тренда. Значит в отношении этих стран мы имеем некорректную именно официальную смертность от Ковида.
И некорректная она, похоже, у всех стран их этого списка. Но глянем поглубже...
Во-первых сильно выбивается из тенденции Казахстан. Резкое падение смертности с февраля по апрель 2020 года., отсутствие второй волны в конце 2020 года. Возможно, это связано с тем, что в первый пик Ковидной смертности она была настолько велика, что захватила максимум населения и осенью уже было некому умирать... Ну и реакция государства на сумасшедший рост смертности как то помогла на время это прекратить. Но с июля этого года все снова повторяется. Также обратил внимание, что траектория линии фактической смертности в Казахстане больше соответствует Монголии.
Теперь к нам -- в черном графике собраны совокупно Армения, Азербайджан, Болгария, Эквадор, Гватемала, Киргизия, Мексика, Монако, Македония, Румыния, Сербия и Южная Африка. Ниже мы и ближайшие соседи.
Как видим, Россия и соседние страны идут практически синхронно. Отличия только у Беларуси -- ее пик заболеваемости во вторую волну был позже на месяц, но в абсолютных цифрах резче -- плюс 64% на максимуме против 42% в России, например. И Беларусь не предоставила фактическую смертность за апрель-август этого года.
У Украины с Польшей и Литвой присутствуют также весенний пик этого года (у Литвы он распался на мартовский и майский), а в России он выражен слабо. Также видно, что одинаковой динамики линии в Польше и Литве опаздывают на месяц от Украины, из чего можно сделать вывод, что их подстегивает по Коронавирусу все же Украина.
Ну а теперь концептуальный вопрос -- какая часть избыточной смертности связана с Covid? На мой взгляд, практически вся. Просто состоит она из двух частей -- смертность вызванная самим вирусом и смертность, вызванная катастрофическим падением эффективности медицинской сферы вследствие Ковида.
Вчера уважаемый @ashmarin89 опубликовал пост, в котором приводятся шокирующие данные о падении в 2020 году диагностированных случаев сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в 4 и 3 раза соответственно. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания являются основными причинами естественной смертности в России. Привести указанные данные диагностики в смертность в реальном времени чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Но мы попробуем понять масштаб проблемы по доступным нам данным.
Возьмем в разрезе Российской Федерации 3 графика -- Разницы накопленных избыточной и официальных смертности, % выявленных инфицированных к тестам, Фактической и прогнозной смертности, Избыточной смертности в РФ и мире. На этих трех графиках есть такой временной отрезок, когда происходило замедление пандемии: март-май 2021 года. В этот период падала избыточная смертность у нас и в мире, разница избыточной и официальной смертности не изменялась, % выявленных заболевших к тестам не менялся. В этом периоде средняя арифметическая избыточная смертность составила цифру 15,7 в месяц на 100 тыс. населения.
Сколько из этих 15 умирало от коронавируса, а сколько от не оказанной вовремя медицинской помощи, мы доподлинно не знаем. Но в этот период по официальной статистике от Covid в среднем умирало 8 человек на 100 тыс. населения в месяц. Мы знаем, что официальная смертность занижена, но тем не менее: 15,7 - 8 = 7,7 человек в месяц на 100 тыс. населения могли умирать от причин, не вызванных вирусом. И да, в период снижения пандемии эффективность медиков, не занимающихся Ковид, выше, а в пики -- ниже. Но пока это единственный ориентир, который мы в состоянии вывести. И этот показатель дает нам от четверти до трети всей избыточной смертности за время пандемии. И да, эти смерти, хоть и косвенно, но тоже вызваны пандемией.
Выводы:
1. Избыточная смертность все же является наиболее объективным фактором, показывающим уровень пандемической нагрузки в той или иной стране. Для некоторых стран, где ведется корректный учет заболеваемости и смертности от Covid, избыточная смертность соответствует эти показателям. Для стран, где существуют проблемы со статистикой зараженных и умерших от Коронавируса, показатель избыточной смертности -- единственный доступный инструмент для понимания ситуации.
2. Уровень вакцинации напрямую влияет на темпы роста избыточной смертности, снижая как количество умерших от вируса, так и количество умерших от побочных эффектов пандемии.
И напоследок немного статистического юмора в этой нерадостной теме. В прошлом посте пикабушники @Coolaz, @Meganar, @Strend132, @Argennon, @AinoLux, @konstboyarov поспорили насчет одной компактной страны)))
Знакомьтесь, короновирусная статистика Тайваня. Это, конечно, лучше, чем ничего (как из Китая), но все же как-то диковато)