Ответы к посту
Старение программистов

Ответ на пост «Старение программистов»

Привет всем! С вами говорит педагог по образованию, который хотел стать учителем, но ушел в бизнес за пару лет до того, как об этом сказал наш великий теперь уже бывший премьер-министр.

Я не только на своей шкуре испытал все реформы образования, выпавшие на мое время учёбы, но и знаю, как работает эта система на уровне теории, поскольку в свое время защитил диссертацию по теории и методике профессионального образования, и поэтому мне есть, что сказать.


Как вы знаете, СССР был признан неэффективным, и его было решено демонтировать, приватизировав его производственные мощности, поставив во главе предприятий эффективных собственников. Плохо это было или хорошо - неважно, важно вот что: без плановой экономики производственные мощности оказались не востребованы, соответственно "не вписались в рынок" и кадры, а за ними - образование, которое все ещё готовило специалистов по советским стандартам. Готовило хорошо, ведь советская система образования ещё со школы закладывала фундаментальные знания, поэтому люди с природной предпринимательской жилкой легко находили себе применение как в профессиональной сфере, так и вне ее. Тем более что границы открыты, а бизнес по ту сторону с радостью встречал качественные советские кадры, особенно если те приезжали со своими (некоторые даже с чужими) разработками.


Звучит это все вроде неплохо. Бизнес начал расти как на дрожжах, используя в своих целях почти бесплатно доставшуюся производственную базу и почти бесплатно подготовленные кадры с фундаментальными знаниями. Одновременно с этим росла поначалу незаметная, но не менее важная проблема: людей, способных самостоятельно освоить новую для себя сферу, всегда было немного, и для растущей потребности бизнеса в кадрах этого было явно недостаточно. Конечно, в свое время подсуетились экономические факультеты и другие заведения подобного толка, наводнив рынок экономистами и менеджерами, но палка ударила с другого конца - в таком количестве они были просто не нужны. Да и чему могли научить замшелые преподаватели, заточенные под устаревшую советскую идеологию, верно?


По результатам этого периода стало ясно: с профессиональным образованием надо что-то делать. И тут очень удачно подъехали ЕГЭ, который, несмотря на очевидные недостатки, позволил сотням тысяч, если не миллионам абитуриентов, поступить в вузы, о которых раньше они даже мечтать не могли, и Болонский процесс, направленный на гармонизацию (то есть на приведение в соответствие) систем высшего образования в Европе. Началась активная разработка новых стандартов и программ образования. Если кто не знает - в основе современных госстандартов лежит компетентностный подход, то есть цели обучения формулируются не в знаниях, умениях и навыках, а в компетенциях, которые представляют собой интегральную характеристику личности. Стандарты, как мы знаем, получились как минимум размытыми, чересчур общими. Настолько общими, что преподаватели до сих пор вынуждены самостоятельно формулировать конкретные требования к своим студентам. Но в этом есть и свое преимущество - это открывает представителям бизнеса возможность принимать участие в разработке учебных программ и требований к выпускнику, которого они взяли бы на работу. С другой стороны, у преподавателей в связи с этими модернизациями прибавилась такая куча бумажной и умственной работы, что заниматься непосредственно со студентами им стало просто некогда.


Параллельно с этим шел еще один веселый балет, который связан с воспитанием "квалифицированного потребителя", и этот балет состоит из двух частей.

Часть первая. Государство понимает, что не способно поддерживать доставшуюся от СССР систему образования, поэтому срезает (или как минимум не индексирует) зарплаты, финансирование и материальную базу, закрыв при этом огромное множество школ. Кроме того, в школах, а затем и в заведениях других уровней, была введена система стимулирования, из-за которой реальная зарплата учителя упала (насколько точно - не знаю), а нагрузка наоборот, выросла. В результате быть учителем стало себе дороже, поэтому в педагогические вузы стали поступать придурки-энтузиасты вроде меня, или люди, которых никуда больше не возьмут. Думаю, излишне говорить о том, как это способно отразиться на качестве школьного образования.

Часть вторая. Всем известно, что фундаментальные знания и целостная картина мира нужны были для устаревшей советской модели "человека-творца", а "квалифицированному потребителю" достаточно иметь доход, а также уметь считать и читать (даже писать необязательно). Под это дело потихоньку сокращаются часы на фундаментальные дисциплины, а взамен вводятся безумно ценные предметы вроде основ православных культур и светской этики. Кроме того, старших классах доминирующее положение занимают подготовка к ГИА и ЕГЭ. Как проходит подготовка? Да очень просто - гоняем школьников по заданиям прошлых лет. Не забываем, что качество педагогов упало, поэтому выйти за рамки того, что написано в инструкциях, большинство молодых учителей неспособны, да и сами инструкции составлены так, что сам черт ногу сломит.


В итоге мы получили систему высшего образования с невнятными требованиями к выпускникам, где учатся квалифицированные потребители без фундамента, на котором можно было бы построить профессионала.


Но причем тут бизнес, спросите вы? А вот причем: бизнесу удобны были и перестройка, и крах СССР - бизнес без всякой оглядки использовал наследие СССР, не заботясь о создании условий на будущее. Ему было удобно, когда учителя последний *** без соли доедали, ведь это их не касалось. Ему было удобно, когда можно было на халяву получить предприятие и просто продать большую часть станков на металлолом, выкинув оставшиеся не у дел кадры на мороз - это приносило легкую прибыль. Бизнес не стал принимать участия в реформах образования, решив, видимо, что "на наш век хватит". Бизнес не стал помогать вузам формулировать требования к выпускникам, решив, что все равно найдет нужные кадры, и чем менее подготовлен будет человек, тем меньше зарплату ему можно платить.


Кто у нас владеет средствами производства? Бизнес. Кто определяет цели своего развития и объемы производства? Бизнес. Поэтому кто должен не просто формулировать требования к соискателям, а принимать активное участие в формировании благоприятной среды для своего развития? Бизнес. Вот и займитесь этим, и не надо ныть, что кадров не хватает. Ну или найдите себе другую нишу, в которой можно было бы процветать в условиях существующего предложения рабочей силы. Как там у нас модно говорить? Начни с себя?

Показать полностью

Ответ на пост «Старение программистов»

Нанимаю людей в сферу вот прямо сейчас. Все что написано в статье обычный субъективный бред, который вообще не сходится с реальностью. И занимаюсь этим уже лет 5 по профессии.


Самые толковые и адекватные ребята для регуляров - ребята до 30. Джуны вообще с 18ти. Да они могут не иметь твёрдых знаний - но их обучаемость просто предел мечтаний и знания они впитывают как губка, не имея при этом глупых амбиций и запросов. Более того у них у всех в разы лучше софтскиллы, чем раньше.


Для сеньоров - 27-35 лет стандартный возраст. Очень часто в этой категории толковые спецы с хорошими софтскиллами и базой знаний. Правда все больше и людей с неоправданными амбициями.


Самая помойка кадров все люди после 40. Это какой-то трындец. Ни одного адекватного специалиста умеющего писать код, умеющего думать в команде, знающего современные подходы в программировании и современные технологии. Куча пафоса, куча обидок на весь мир, полное нежелание развиваться. Это какая-то беда.


Что реально изменилось - увеличилось число толковых претендентов женского пола. Меня это очень радует. Девчонки идут часто более толковые, чем парни. Года 3-4 даже избегал их брать. Сейчас эмансипация какая-то естественная.


Это касается, если что региона СНГ и веб разработки, девопса, тестирования. Может в каких то других сферах все по другому. Например у желтого сраного 1са по другому. Потому что он уже на хуй никому не нужен в современном мире. Вот и не обновляются кадры.


Что касается подхода нанять 10 новичков, получить неслаженную команду и потом охеревать со сломанной базы и потерянных данных, то тут есть еще одна тенденция на рынке. Овер до хуя на рынке труда тупых и долбанутых начальников и руководителей разработки на рынке. Как раз из тех 40лет.


Которые не понимают, что рынок уже совсем другой и под другие масштабы и потребности. И риски 10 лет назад и сейчас это совершенно другие масштабы трагедии и потерь для бизнеса. И продолжают старые подходы к управлению командой, когда лишь бы как бы, раньше же прокатывало.


И проблема именно в этом. Я не знаю, каким нужно быть кретином, чтобы поставить группу новичков без контроля (пусть даже опытных, но неслаженных) и ожидать другого результата. Это не работало никогда. Вот просто - никогда. И таких уебских проектов, которые написаны на скорую руку, сейчас до хера и их невозможно саппортить и развивать.


Так что статья не более чем субъективщина. При чем довольно тупая.


Ребята не опускайте руки. Вы охеренное поколение и нормально у вас все и с образованием и мозгами. У вас намного лучше с софтскиллами, вы вытесняете стариков. И не бойтесь идти в профессию. Ваши мозги и руки очень будут полезны для мирового рынка разработки.

Показать полностью

Ответ на пост «Старение программистов»

Чет почитала я этот опус... конечно, он полон нытья про плохих работодателей, вот они такие дурачки уволили весь продвинутый штат и поставили студентов. Которые все испортили. Не будем судить сию котоламповую историю, замесу только:

- скорее всего это ошибка конкретного руководителя. Может конкуренции опасался, может просто дурочек, как и пишет ТС

- ни один работодатель в здравом уме не будет шатать труба и ломать статус-кво: работает? Не трогай! Нужны веские причины, например, финансовый кризис внутри компании, что бы экономить на зарплатах ведущих ИТ.


Рассмотрим постулат «молодёжь тупая, одни старички кругом». Я работаю в крупнейшем ИТ-интеграторе России. Почти 5 тыс человек одних сук айтишников.

Так вот 40 и больше лет - не так-то и много. Да, они руководители - линейные, среднего звена. Однако и моложе 30 среди руководства хватает.

На счёт глупости молодежи... ну это как кого отбирать на рынке, как с кадрами работать и тд. Часто поселяющая ИТ- конференции, особенно по хайповым темам - искусственный интеллект, ML и прочая BigData я вижу там людей до 30 лет. И руководителей постарше, которые пытаются схантить кого-нибудь.


Тут скорее надо смотреть на специфику бизнеса и ИТ процессов. Если у вас поддержка legacy, дельфи всякие, продуктовая разработка, администрирование железа, сетей. Да, там выгодней держать стабильный персонал, 35+ с опытом работы, что бы одной левой... ну вот представьте, вы администрирование циски на в компании с 5000 человечками посадите студента... а там КИ (критический инцидент) и что он сделает? У него ни опыта решения таких проблем и мудрости не обосраться сразу нет!

Однако разработка, быстрое прототипирование, дизайн, хайповые темы всякие... нууу, программисты с опытом 20+ лет тут скорее редкость - слишком мозги уже заточены под задачки, которые они делали эти 20+ лет! Слишком медленно переучиваются.

Не, ну всегда есть исключения, и у нас есть звёзды, которые любую технологию за несколько вечеров и потом такое выдают - команда из стартапа бы месяц пилила.

Но помните, да? Ошибка выжившего, исключение из правил.


А теперь, что бы не ограничиваться голословными утверждениями, как ТС. Немного статистики.


Берём московский регион, на HH (вы и сами можете поиграть со статистикой, это не сложно и интересно) https://stats.hh.ru/moscow

Ответ на пост «Старение программистов» Программист, Обучение, Работа, IT, Работа HR, Ответ на пост, Длиннопост

Для начала рост вакансий за год. Это показательно.

То есть в ближайшие пару тройку лет нам, айтишникам, безработица не грозит и можно плюя в потолок получать овер 300к в день (ну люди вне сферы же думают, что это так, это ж не в шахте уголь добывать, работа вообще херня, так ведь?!)


Кстати о зп. Год назад у них можно было и структуру зп по переложениям/спросу посмотреть по отраслям, а сейчас закрыли. Ну пофиг. Все и так ЗНАЮТ.


ПОРТРЕТ СОИСКАТЕЛЯ

Ответ на пост «Старение программистов» Программист, Обучение, Работа, IT, Работа HR, Ответ на пост, Длиннопост

Вот более показательная картинка. Где тут студенты ищущие работу тысячами?

Нет, нормальное распределение - 1-3 года -  джуниоры. Основная масса 3-6 лет -  нормальные, состоявшиеся сотрудники. Ну и дальше, с приличным опытом работы и тд.


Наиболее активная масса сотрудников ищущих лучшей жизни.

Жаль нельзя посмотреть портрет работодателя, кто ж там что ищет. Но картинка думаю будет примерно обратная.


Изучайте открытые источники, сопоставляйте информацию, думайте!

Показать полностью 2

Старение программистов

Работаю в сфере, близкой к ИТ. А знаете, с чем столкнулась эта отрасль к 2020 году? Неожиданно, но обозначилась чёткая тенденция к увеличению среднего возраста программистов. Работодатели, привыкшие набирать юный и активный персонал занедорого, с удивлением обнаружили, что те почти нифига не умеют. Да, есть диплом, желание расти, в том числе в плане зарплаты, базовые знания, но современные системы усложнились настолько, что для эффективной работы недостаточно тоненькой методички, нужен большой практический опыт. Или несколько узкоспециализированных программистов, к чему работодатели тоже пока не готовы с финансовой точки зрения.
Пруфов предостаточно. Например, на днях большой жёлтый разработчик ПО, требующего непрерывной поддержки программистов на стороне заказчика, на тематическом ресурсе создал открытый тред, буквально крик души, на тему "почему увеличивается возраст кодеров, почему так мало молодёжи среди профессионалов?".
На моей прошлой работе управленцы, памятуя о том, как здорово и почти забесплатно в 90-е студенты возились с компами, решили выдавить состоявшихся программистов. Которые, по их мнению, слишком обнаглели, потому что хотят большие зарплаты, оплату переработок и уважительного отношения. И вообще неожиданно прежним составом не справляются с постоянным увеличением количества задач.
Выдавили, можно сказать, психологическим методом. Не сокращать же. Поставили им в начальники исполнительного дурачка (хотел передать привет Павлу Сергеевичу, но не буду, а то все поймут, кто дурачок). Который требовал невозможного, в сложности не вникал, подчинённых откровенно унижал незаслуженными обвинениями в непрофессионализме. Разумеется, народ разбежался, благо вакансий, причём с лучшей оплатой, хватает.
Набрали студентов, дообучили на двухнедельных курсах, и приготовились ждать чуда.
Случилось "ожидание и реальность". Всё посыпалось. Нет, не так. ВСЁ РУХНУЛО НАХРЕН! Оказалось, что само, без квалифицированного сопровождения ничего не работает. Апофеозом стал крах шины данных с потерей наработок конторы за много нет. Сейчас ИТ-направление там откровенно бьётся в конвульсиях.
Какой же выход у работодателей? Перестать искать "опыт разработки всего не меньше 20 лет" у специалиста "не старше 25 лет". Начать готовить своих узкоспециализированных кодеров, вкладывать в обучение. Бизнес - это вложения в том числе. Осознать, что ИТ-направление развилось настолько, что сейчас "программист" - уже не профессия, а квалификация. По аналогии с инженером: не бывает просто инженера, бывает инженер-технолог пищевого производства, инженер электрооборудования и т.д. и т.п.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!