На примере Пирамидоголового.
Пирамидоголовый, пожалуй, стал одним из ярчайших и узнаваемых образов за последние 20 лет.
Настолько, что эксплуатация этого жуткого создания вышла за грани дозволенности (о чем, кстати, говорит и создатель ПХ - Масахиро Ито). Изначально Пирамидоголовый был тесно связан с главным героем Silent hill 2 - Джеймсом Сандерлендом. Образ настолько запомнился игрокам, что ПХ перекочевал в дальнейшие игры серии, и даже в фильм 2006 года.
Ремейк игры Silent hill 2 возвращает нас к изначальной концепции монстра, дополняя и расширяя представление о его роли.
Хочется поделиться некоторыми эмоциями и личным восприятием Пирамидоголового - ведь единой и верной трактовки нет - все строится на наших глубинных эмоциях и ощущениях, по завету дедушки Линча. Далее, конечно, бескомпромиссные спойлеры и, возможно, немного душно.
Сразу, для контекста: главный герой, Джеймс, приезжает в Сайлент Хилл в поисках своей жены Мэри, от которой получил письмо, где сказано, что Мэри находится в туманном городе. Но есть нюанс - Мэри умерла 3 года назад.
В дальнейшем Джеймс переживёт множество страшных и травмирующих событий, погрузится в настоящий ад и встретит на своём пути несколько персонажей с трагичными судьбами. Одной из них окажется Мария - сексуальная и раскрепощенная блондинка, которая отдалённо напоминает Джеймсу его жену.
В финале мы выясним, что Мария - плод воображения Джеймса, сексуализированный образ его собственной жены, скопление его тайный желаний и фантазий. Мэри же 3 года назад стала жертвой неизлечимой болезни, и на протяжении 3х лет подавляла главного героя как физически, так и морально. Смесь ненависти и любви, желание освободиться от тяжкого бремени и стыдливое, томительное ожидание смерти жены, приводит к трагическим последствиям - Джеймс убивает Мэри, укладывает тело на заднее сиденье автомобиля и приезжает в Сайлент Хилл, где когда-то прошли их счастливые совместные дни. Место, куда Джеймс обещал вернуться вместе с Мэри.
Да, Silent hill 2 вдохновлен огромным количеством различных мировых произведений, культурами, религиями, мифологией, оккультизмом. Важнейшее влияние на авторов оказал и Фёдор Михаилович Достоевский с его "Преступлением и наказанием". Внутренние страхи и самообман, чувство вины, путь к искуплению - все это находит отражение и в Silent hill 2. Если же начинать рассматривать произведение и сюжет со всех ракурсов, то на полное обсуждение придётся потратить пару десятков часов - огромное значение имеют образы из оккультизма, тарологии, алхимии с одной стороны и психологизм Фрейда, учения Юнга с другой.
А посередине остаёмся мы с персонажами, их эмоциями, болью, страданиями и рассуждениями на табуированные темы (домашнее насилие и инцест, например).
Так при чем тут все это, если разговор начинался о Пирамидоголовом?
Если говорить очень грубо, то Пирамидоголовый - это чувство вины главного героя, метафизическое воплощение желания быть наказанным за убийство жены.
При этом, вплоть до самого финала, Джеймс движется по городу в поисках ответа, постепенно погружаясь все глубже (в прямом и переносном смысле) в свое подсознание, открывая заблокированные воспоминания. Всё окружение даёт прямые намёки на то, кем был главный герой, что он совершил и что переживает внутри. Мы вместе с Джеймсом проваливаемся в новые слои подсознания, не понимая общей картины происходящего, поэтому появление Пирамиды всегда воспринимается как прямая угроза и вселяет первобытный ужас.
Впервые мы увидим ПХ за решёткой, безмолвного, неподвижного, почти в самом начале истории - чувство вины отделено от героя преградой, маячит вдалеке, но уже вселяет тревогу, закрадывается в наше подсознание, после чего вмиг пропадает.
Я думаю, что каждому знакомо подобное чувство, в той или иной степени. Как часто мы пытаемся задвинуть подальше собственное чувство вины, вступить в сделку с внутренним я?
Каждое последующее появление Пирамидоголового становится все более явным и агрессивным, но происходит неочевидная вещь, которую невозможно разглядеть сразу - ПХ помогает главному герою найти путь и прийти к искуплению.
Главный ужас становится проводником и, в какой-то степени, ангелом. А ангелы, как мы знаем, на самом деле не такие уж и святые существа, что особенно сильно любят использовать японцы в своих произведениях.
Главный герой в тупике перед пропастью? ПХ враз сбросит Джеймса в эту самую пропасть, позволив оказаться в нужном месте и продолжить путь.
Нет дальнейшего пути? Пирамида проложит его своим огромным ножом (или половиной ножниц, а, Фрейд?).
Ангелы должны противостоять тёмным сущностям и здесь по всем параметрам подходит Мария - сотканная из пороков и подавленных сексуальных потребностей Джеймса, она раз за разом становится жертвой Пирамидоголового.
Трижды смерть от руки Пирамиды настигает ее, и трижды она возвращается.
Число 3 нередко всплывает на протяжении всей игры и притянуть сюда можно что угодно: в алхимии три важнейших вещества - сера, ртуть, соль символизируют дух, душу и тело; Аристотель называл тройку символом законченности; в философском плане это символ диалектики и борьбы противоположностей, а уж говорить про религиозные подтексты "триады" бессмысленно. Многие действия в Сайлент Хилле нужно совершить трижды (найти 3 ключа, пройти через 3 двери, собрать 3 предмета или из 2х предметов получить третий) - такое внимание к деталям и понимание собственного произведения просто поражает.
Кто-то считает, что убивая Марию, Пирамидоголовый обрекает Джеймса на новый виток страдания в этом персональном туманном аду, но меня впечатлили детали каждой смерти Марии, которые могут говорить о несколько другом символизме.
Например, первая смерть наступает, когда Джеймс и Мария бегут к спасительному лифту от Пирамиды. Джеймс оказывается внутри, двери лифта медленно закрываются, а герои отчаянно пытаются их удержать по разную сторону. В итоге, Марию пронзает огромный тесак и двери лифта закрываются. Внезапное разделение персонажей и непреодолимая преграда вполне может соответствовать тем чувствам, что между собой испытали Джеймс и Мэри, после новости о неизлечимой болезни. Напряжение, отдаление, боль, чувство вины, беспомощность - в абстрактной форме происходит повторение событий (эмоций?) прошлого. Нужно сказать, что до этой сцены случается эпизод, где Мария начинает плохо себя чувствовать и ложится на больничную кровать (об этом позже) - не так ли проявлялись первые симптомы болезни Мэри, которым Джеймс не придавал значения?
Вторая смерть Марии происходит на куда более глубоком метафизическом уровне, в месте, где не действуют законы логики. Пространство искажается и действие переносится на совершенно другой план бытия и подсознания.
С этой смертью все просто - мы находим тело Марии на больничной кровати, истерзанную, с лицом, покрытым гематомами и ссадинами.
Данная сцена (как окажется вскоре) резонирует с финальными воспоминаниями Джеймса о роковом дне - дне убийства своей жены. В этот день её лицо покрыто язвами и ссадинами абсолютно такой же формы, что должно подтолкнуть Джеймса найти путь из глубин подсознания к признанию и раскаянию.
Ну какая же классная синергия между событиями: воплощенное чувство вины и страдания раз за разом убивает воссозданный ложный образ Мэри, для того, чтобы натолкнуть главного героя на сокрытые воспоминания, убить в нем отрицание и привести к принятию и смирению.
Ну, далее Джеймс находит огромный нож Пирамидоголового и с трудом тащит на себе эту ношу через своеобразные врата очередного круга ада, но уже наверх, по лестнице подсознания, выбираясь из самых потайных глубин, наконец-то находя верный путь, который приведёт его к финальному испытанию. Путь, который указал проводник.
Что помогает нам в создании иллюзий и проекций?
Считается, что чувство безопасности, защищенности, стабильности, предопределенности может способствовать силе внутренних проекций. Обратный эффект на нашу психику оказывает, напротив, страх, отсутствие безопасности, рисковые ситуации, чувство уязвимости и неопределённости с множеством вариантов событий.
Вечное противостояние вымысла и реальности - одна из ключевых тем Silent hill 2.
Главный герой Silent hill 2 пребывает в иллюзорном состоянии, проекции имеют власть, управляют им. Силуэт Марии появляется в тумане, становится все более явным и вот, Джеймс следует за ней без оглядки. Мария указывает путь, привязывает к себе, окутывает и соблазняет, пытаясь вытеснить прошлые воспоминания Джеймса, концентрирует все его внимание на себе.
Пирамидоголовый же погружает главного героя (вместе с нами) в абсолютно неуютное, грязное пространство, с множеством развилок и неопределённостей, планомерно отбирает чувство безопасности, пугая и погружая в состояние стресса. Цель проста - Джеймс должен избавиться от иллюзий, отвергнуть проекции, заглянуть внутрь себя, пройти путь принятия и встретиться лицом к лицу со своим чувством вины.
Это ведёт нас к третьей смерти Марии.
Мы находим перед самым финалом истории, в окружении ДВУХ Пирамидоголовых с копьями, привязанную к металлическому каркасу, (судя по всему - больничной койке), будто распятую, висящую вниз головой.
Лично у меня сразу возникают ассоциации даже не с перевернутым крестом и сатанизмом, а с крестом Святого Петра, да и перевёрнутый крест изначально в религии применялся как символ смирения, что очень хорошо подходит происходящему. Копья ПХ же связаны с судом, находили свое место на протяжении всей истории. Да и чем это не своеобразное копье Лонгина?
Только после третьей смерти, Джеймс осознает, что Пирамидоголовый служит его чувством вины, его наказанием за содеянное, напоминанием об убийстве. Глядя правде в глаза, Джеймс более не нуждается в Пирамидоголовом, герой прошёл нелёгкий путь и освобождается от иллюзий. Пирамидоголовые вонзают копья в землю и самостоятельно падают головой на острие.
Появление второго ПХ, обусловлено, видимо, новым чувством вины Джеймса, но уже за Марию, которую убивали у него на глазах раз за разом. Абсолютно беспомощный перед неизлечимой болезнью, он оказался не в силах сохранить и Марию. На это намекают предметы, что держат в руках мёртвые Пирамидоголовые - кроваво-красное яйцо у одного и ржавое яйцо у другого. С их помощью можно открыть две абсолютно одинаковые двери, выбрав цвет яйца и установив его в специальный паз. Обе двери, в конечном итоге, приводят к одному пути и одному из предсмертных диалогов-воспоминаний между Джеймсом и его женой. Но все таки сам факт выбора той или иной двери влияет на финал истории, что очень круто.
Таким образом, Пирамидоголовый - нечто большее, чем просто запоминающийся образ монстра. Рассматривая под разными углами, мы можем принять его и за наказание, суд, и за проводника-наставника в концепции мономифа, проявление бессознательного, что пытается сломить иллюзию и вернуть героя в реальность.
А теперь вспомните, что нам пытаются продать каждый месяц в очередном "Астрале", например.
Только самостоятельно пройдя этот путь, можно ощутить все величие сюжета Silent hill 2. На протяжении уже более 20 лет фанаты, пытаясь разложить историю по полочкам, так и не пришли к единой интерпретации происходящего. Мой же рассказ - всего лишь вершина айсберга, ведь огромное количество событий я просто опустил.
В этом вся прелесть: каждый сможет найти собственную историю, прочувствовать события через призму личного опыта. И все ваши мысли не будут чем-то неправильным, никто не упрекнет в СПГС, ведь эта история - живая.
Это не очередная сказка про спасение мира, не жуткий хоррор про страшных монстров - это, к сожалению, наша с вами жизнь. Со всеми ее страхами, тревогами, низменными желаниями, стыдными мыслями и ужасающим, болезненным опытом.
В моих беспокойных снах я вижу этот город.
Сайлент Хилл…
Спасибо всем, кто добрался до этих слов через поток мыслей, возникших после моего знакомства с SH2.
Буду безгранично рад вашим комментариям и подпискам!
Ну и забегайте в телеграм канал https://t.me/twentyeightpostslater - там основная часть рецензий, обзоров и эмоций.