Ответ на пост «Эстетика Японии привлекательнее эстетики Китая?»
Когда мы говорим про эстетику, в первую очередь мы должны дать себе отчет, что есть эстетика? в чем она заключается? Какой мы вкладываем смысл в это слово. Эстетика у всех народов разная, и у всех она своя. Что в эстетическом плане принято в Индии как верх эстетики, в Европе было бы не приемлемо, так же и эпоха и веянея играют свою роль в нашем восприятии эстетики. Как Борокко и викторианский стиль был верхом эстетики в свою эпоху, сейчас выглядит крайне вычурно и неуместно.
А так же утверждения автора, что японская архитектура и эстетика более сдержана и менее пестрая чем китайская, конечно же ошибочны, давайте приведу пример, и проведу небольшой исторический экскурс, и расскажу что к чему, и как Китай дошел до нас в том виде, в котором многие его знают.
Начнем с эпохи Тан(618г — 907г), золотой век Китая. Многие противники повержены, тюрки подчинены, китайский имепратор получил титул Кагана, идет рассвет культуры, архитектуры, искусства и военного дела. Всего этого становится настолько много- что Китай начинает экспортировать свою культуру в соседние страны, одни из этих стран это Корея, а из Кореи, китайская культура просочилась в Японию.
Японская архитектура представляла собой в основном такие вот домики и землянки.
Когда как в Китае, в столице династии, городе Чанъане уже было центральное управление по городскому планированию, и архитектуре.
И вот в этот период, Япония начала активно копировать Китай во всех возможных аспектах, начиная с письменности, заканчивая архитектурой и религией. К слову о религии, те же знаменитые синтоистске врата тории, родом из Танской династии, просто видоизмененные, и сильно упрощенные в виду того- что в Японии не было достаточно квалифицированных плотников.
Сверху Китайские 衡门 Хэнмен. Снизу Тории
Даже изогнутый главный вход, который обывательь считает отличителььной чертой только Японии родом из Китая.
И вот, спустя время, династии, войны, интервенции и прочее, китайская культура постоянно претерпевала изменения, и преобретая новые формы. Если Японию называют холодильником китайской культуры, так как с эпохи Тан почти ничего не изменилось, в Китае за этот период сменилось множество династий, было две не китайских, и это оставило след в их культуре. И тут мы подходим к главному, новое время, то как мы воспринимаем Китай.
У огромного числа людей, традиционный Китай изображен как человек, с выбритой головой, и длинной косичкой. Одет в красный колпак, и чанпао. Это не далеко от истины, но только для последней династии, самой ненавистной китайцам, и самой мало приятной в плане современной эстетики людям. Да, я про маньчжурскую династию Цин.
Это династия завоевателей династии Мин, некогда кочевое племя спустя два поколения полностью утратила свои корни, и смешавшись с ханьсской культурой стала такой какой мы знаем династию Цин.
Именно эта династия и оставила отпечаток и представления о Китае и китайцах. Начиная с причесок, заканчивая утварью, предметами искусства и архитектурой
Прически от Ся до Мин, и от Цин до Республики. Можно заметить что у Цин был странный вкус в прическах.
Хотя на кое что другое любители эстетики не обращают внимания.
Почти все ханьфу были запрещены, прически тоже, многие ритуалы и традиции поводились тайно, и тому подобное, были попытки замещения ханьской культуры маньчжурской.
Чанпао династии Цин. От этих образов появились знаменитые Цзянши
Если красиво все приподнести, то даже такие одежды могут выглядеть красиво в современной попкультуре.
Запрещенные в те годы Ханьфу династии Мин
Мебель Мин. Эргономика и минимализм
Мебель Цин. Монуметнализм и сложность форм.
И все бы могло так и закончиться для китайской культуры, если бы не имератор Канси. Во время его правления, ханьцам было разрешено сохранять и развивать свою культуру, традиции, и носить традиционную одежду, которая считалась важной частью их идентичности. За что он считается самым любимым императором династии Цин для ханьцев
Кроме того, Канси поддерживал развитие конфуцианства, важной части культурного наследия ханьцев, а также привлекал в администрацию ученых и чиновников из их среды, что способствовало укреплению единства империи и доверия к власти.
Период Канси:
Эстетикой императора Канси считается причудливый стиль литераторов, он любил простые цвета и простой декор, и в то же время изучил западный стиль Баранта, который делал фарфор периода Канси одновременно свежим и элегантным.
Период Юнчжэн:
Эстетика императора Юнчжэна тяготела к минимализму, он предпочитал монохромный глазурованный фарфор и особенно хорошо демонстрировал минималистскую эстетику на сплошной глазури, используя такие цвета, как лунный белый, чернильный алабал, зеленый бамия, сливовый зеленый и т. д., с яркими цветами и простотой.
Период Цяньлун: Эстетика императора Цяньлуна, как правило, была чрезвычайно максимальной, он любил смешивать различные элементы и цвета вместе, делая фарфор периода Цяньлун великолепным, а эстетика стиля «фермерский дом» широко обсуждалась, но также есть мнения, что это воплощение богатой и благородной эстетики императора Цяньлуна.
И вот эстетика Цзянлуна и закрепилась у последующих 5 императоров(Хорошо это или плохо, решать вам) Но именно максимализм и детальность Цзянлуна, отразились на будущих постройках, мебели, и прочих элементах Китайской культуры, которая дошла до нас в 19-20 веках.
И тут пошло поехало
Эстетика Сянфэня.
И вот мы подобрались к главному, наши дни. Хоть в Китае и множество элементов последней династии, так как по времени она ближе всего, но молодежь все активнее возвращается к эстетике минимализма Мин, Тан, Сун.
Так что, пройдет время, и эстетика Сянфэня в будушем будет чем то модным, на что люди будут обращать внимане, как это сейчас происходит с минимализмом.