В последнее время, на фоне новостей о болезни владельца Фли появилось много обсуждений пиратства, жадности потребителей (авторов), но не так уж много посвящено платным сервисам, ценность которых вызывает мягко говоря сомнения.
Ниже будет про литрес, как самый популярный ресурс с электронными книгами, но и остальные ничем не лучше.
1. Проблемы с контентом
Думаю, многие здесь, в курсе про то, что в скором времени выйдет новое творение Ubisoft в атмосфере средневековой Японии. Ну с этим, самураем, который не самурай. Вот ты почитал срач по поводу Ясуке и решил попробовать самостоятельно разобраться в вопросе. Открываешь ты такой литрес, вбиваешь Нобунага. И как баран смотришь на "Ничего не найдено". Про объединителя Японии, учителя Хидэеси и Токугава книг... просто нет. Ладно, пойдем дальше и поищем Хидэеси - ну это ж просто потрясающая история, эдакий Меньшиков от ашигару, хм про второго объединителя Японии снова ничего. Лаадно, говоришь ты и вбиваешь Токугава. Одна книга! Одна! За авторством Александра Прасола, у которого внезапно есть книги и про Нобунагу, и про Хидэеси, но на литресе их конечно же нет.
Я охотно верю, что сервис не смог договориться с конкретным автором, но ведь по истории японии есть сотни книг. Я уж не говорю про то, чтобы подкрутить алгоритмы, добавить поиск внутри книг, проанализировать запрос и подкинуть что-то похожее?
И вот тут мы переходим ко второй проблеме.
2. Поиск
Почему на запрос по Хидееси я получаю книги авторства некоего Хидэаки, а не книгу про сегунат Токугава, который очевидно ближе к искомому? Почему вообще сервис предпочитает поправить меня, а не попытаться выполнить мой запрос?
Ладно, не любят на литресе Японию, давайте обратимся к Корее. Запрос Седжон опять пустота. Но ведь на литресе лежит книга 'Корея Южная и Северная. Полная история' у которой в бесплатном фрагменте ван Седжон конечно упоминается. И самое смешное, что гугл справляется найти на литресе то, что сам литрес у себя найти не может. Фильтров для поиска опять же нет.
И нет, это более чем посильная задача, например Steam отлично ее решает, по запросу Токугава выдается 4 результата связанных со средневековой Японией, но не имеющих в названии ничего похожего. В конце концов, просто пересылайте пользовательские запросы в гугл с фильтром по сайте и то будет больше пользы. Кстати об этом:
3. Знай своего клиента
Контекстная реклама - основа современного сетевого маркетинга. Если ты ищешь в магазине что-то чего он не может тебе дать (да и если может), он должен завалить тебя схожими предложениями. После 5 запросов, которые легко можно идентифицировать по теме, литрес предлагает мне... Пелевина. Вроде очевидно, что область интересов связана с историей, причем конкретно с восточной азией и со слегка попсовым уклоном (ведь ищем личностей, а не исторические периоды). И что, где книги про Бусидо, Конфуция, Цинь Шихуанди и Ангкор Ват?
4. Сервис
И вот это наверно самая позорная часть. Обратимся опять же к стиму - для игр, особенно популярных есть фан сервис. Есть карточки, ачивки, фанатский контент, блоги и т.д.
Так где мои карточки по условному Лукьяненко? Где сообщество, фан арты? Где ачивки типа знакомства с персонажами, позволяющие усилить впечатления за счет ожидания, где тесты с ачивками за "внимательность"? Где работа сервиса, кроме того, что он работает тупо витриной? Даже в качестве витрины можно было бы улучшить пользовательские впечатления:
Найти книгу по сюжету? Ну хотя бы по именам персонажей? А ведь еще до всяких Chat GPT был, например, сервис Акинатор с угадыванием персонажа по сравнительно небольшому набору вопросов, расширить его, добавить анализ текстов, и предложить как сервис?
Сделать интеграцию с каким-нибудь midjorney и делать слайд шоу к книгам? Добавить встроенные словари редких слов? Нет, это не про нас.
5. Цены
И наконец, мы дошли до жадности читателей. У цены есть всегда две стороны - сравнение с аналогами (то есть сколько будет стоить альтернатива для потребителя) и стоимость производства, которые соответственно образуют верхнюю и нижние планки
Вернемся к уже упомянутой 'Корея Южная и Северная. Полная история' - 479 рублей за книгу. Много это или мало?
Объем книги - 329 страниц, то есть при скорости страница в две минуты (все таки не совсем худ лит) получим 600 минут, то есть 10 часов удовольствия. А условный Old World, в котором судя по статистике я наиграл порядка тысячи часов стоил мне порядка двух тысяч рублей. Ладно, допустим пошаговые стратегии здесь плохой пример именно в силу перепроходимости, то третий ведьмак в стиме стоит три тысячи рублей (пять с длс) и расчитан примерно часов на 50-100.
Для сравнения добавим худ лит, топ популярного - Пелевин, Круть, 600 рублей за 334 страницы художественного текста (5 часов).
Подведем итоги
Ведьмак 3 - 30-60 рублей за час
OldWorld - 2 рубля за час
Корея Южная и Северная. Полная история - 48 рублей за час
Круть - 120 рублей за час
Теперь обратимся к другой стороне вопроса - производство. Ведьмак 3 - 48 месяцев разработки, 32 млн долларов потраченных на разработку. Правда ли 'Корея Южная и Северная. Полная история' потребовала 4 года разработки с подобным бюджетом?
Конечно у книг другой охват. Или нет? Возьмем например Гарри Поттера и посмотрим на объем продаж. Первая часть продана тиражом в 125 млн экземпляров, а тираж третьего ведьмака - 50 млн. И это без учета рисков - посмотрим на условный Concord, где при бюджете 400 млн дохода по итогу просто нет.
6. Итого
Я сам долгое время пиратил игры. И законопослушного гражданина из меня сделали не блокировки торрентов, не пропаганда, а удобные сервисы, которые решили проблемы с патчами, улучшили вовлеченность за счет ачивок, статистики, адекватной контекстной рекламы и предложили вполне реальные ценники (по-крайней мере если не гнаться за новизной). Почти все игры, которые были мною спирачены, были в итоге куплены.
Пиратство - это плохо. Здесь нет смысла спорить. Но одна из главных причин пиратства - это то, что электронные магазины книг просто ничего не предлагают по сравнению с пиратскими. Если нет разницы - зачем платить больше. Хотите победить пиратство - начните работать, а не гоняться за милионным зеркалом Фли.