Ответ на пост «Стоимость бесплатного проездного»
Пост напоминает анекдот- сама придумала, сама обиделась. Нет уже давно никаких бесплатных проездных. Как минимум с момента монетизации льгот. Ну а шире -с 91 года когда законочился социализм. И никто не утверждает, что есть. НО- есть меры социальной поддержки, для различных категорий имеющих право на такую помощь со стороны гос-ва. То есть это карта для "льготного проезда".
Работает это так: Перевозчики(обычно коммерческие компании) оказывают по проездному услугу. Потом передают информацию- кто и с каким проездным на какую сумму совершал поездки.. Технически всё сложней- но в первом приближении так.
И перевозчик просит гос-во покрыть выпадающую прибыль. А дальше есть две кубышки- одна с суммарными пополнениями . А вторая- на остаток (разница между рыночной стоимостью поездок и тем сколько заплатили за проездные)- как раз субсидия из бюджета. На оставшиеся деньги. Заплатил льготник, условно на 810 руб, а наездил на 2 тыс- гос-во, покрывает эту радзницу. Может конечно и на 400 наездить, но таких всего несколько процентов -народ всё же не настолько дурной и понимает как часто ездит. Максимальные суммы которые я встречал- это 12-14 тыс в месяц. На федеральных льготниках. Там поездки по пригороду и иногда межгороду входят (формальный критерий -50 км между границ муниципальных образований , то есть города спутники входят ). Я присутствовал на разговорах с такими рекордсменами. одна говорит- езжу огород поливать на дачу утром и вечером. Каждый день. Другой носится по городу из конца в конец- говорит, что частник- сантехник. Коллега посмеялся- "он что в австобусах прямо унитазы чинит"ю Третья явно курьером между населенными пунктами работает, судя по систематичности поездок и их количеству. Формально что то предъявить сложно. но отдельным "бизнесменом" вполне выгодно для разьезной работы искать курьеров с льготным проездным, а не оплачивать полную стоимость проезда им.
Но это редкие случаи.- гистограмма распределения там вполне близка к нормально была. BI систему подрубал и игрался и по кол-ву поездок крутил. и в разрезе льгот, и в деньгах и в транспортной работе (пассажирокилометры). Цифр по рукми нет, да и были не стал бы выкладывать, т к в некотором роде служебная информация. Но суммарно выходят вполне значимые суммы. И гос-во каждый месяц платит эти деньги. Точно помню, что у мин соца отдельные были отчёты по инвалидам и ветераном ВОВ (там и дети инвалиды, и ветераны войны и труженики тыла). И где, то подозреваю эти цифры выложенны.
Из интересного- ещё была льгота в 50% на электричках (там распределение отдельно шло). А ещё смешанные поездки. Есть два муниципалитета на границе регионов. Меньше 50 км от конча одного до начала второго. И поездка получается одновременно пригородной. И межубьектной. Но поскольку проездной получен только в одном регионе и этот же регион оплачивает поездку, пассажир получает билет до кардодна между о регионами, и сразу же покупает второй билет- уже на общих основаниях от границы к месту куда едет.
Было ещё несколько историй с мошеничеством со стороны кондукторов и перевозчиков. Когда брали карты знакомых/родных и нащелкивался кучу поездок. Но это выявлялось. Часть отсекал я (написал несколько питон скриптов которые аномалии такие выявляли). Часть - на уровне коллеги которая отвечала за отчеты по распределению денег. С кондуктарами, помню один из перевозчиков (адекватный дядька) что бы приучить их пробивать электронные карты сделал премии с сумм. Иначе бы ленились к бабушкам подходить- ведь денег они не заплатят и доп копеечку кондуктор не получит). Ну а потом кондуктора прочухали это. Разобрались. Транзакции аннулировали.
Конкретные возможности льготника зависят от региона. И льготы. К примеру ребенкв инвалид или инвалид первой группы могут возить сопровождающего. Федеральные льготники могут ездить и на городе и на пригороде. Ветераны труда- зимой только на городе, а в дачный сезон -и на пригороде. Ну а муниципальные льготники (студенты..) -только в границах муниципалитета. Самих категорий порядка 20 шт. Там и чернобыльцы. И даже блокадники леннинграда (тех кто ездил по льготным проездным нашлось несколько лет назад в нашем городке милионике в центре росссии 12 человек). А с регионом- законодательсво от субъекта к субъекту федерации меняется. Может, к примеру, быть даже "20 бесплатно или с доплатой но хоть 100)". Федеральные льготники в теории бесплатно должы ездить везде, но частенько бывало. что платит за них не фед бюджет а субъект федерации. И льготников тоже возит только своих. Ну или хотя бы со своей регистрацией. Да и технически системы (карточные) не совместимые между собой. Нет рединных открыт форматов, что бы приложении разных лендроверов работали вместе. Да и единой базы карт федеральных льготников тоже не (т к по регионам есть куча разных операторов, у каждого своя база данных). Хотя и проблема решаема -принимает же банкомат втб карту сбера. С нюансами, конечно (к примеру, в силу того что терминал в транспорте в оффлайн режиме обычно и списание средств отложено), но тем не менее. Утрированно- корневой сертификат мин фина удостоверяет подлинность сертификатов региональных эмитентов транспортных карт. С межбюджетным трансферами догворитьлся куда сложней будет. И то- не сказать, что прям для многих.