Гайдай очень тонко планировал и снимал эпизоды. Каждый раз, когда выкладываю этот разбор, в комментариях непременно кто-нибудь пишет - да ну, притянуто всё, у режиссера случайно так кадры сложились. Или - режиссёр-то сам знал, о чём вы тут рассуждаете? А тут недавно яндекс-музыка подкинула именно этот трек, я решил посмотреть название. А оно вот оно вам какое: - Бег в обратную сторону. Т.е., Леонид Иович не только перед съёмкой эпизод спланировал, но ещё и А.Зацепину объяснил смысл эпизода. И у Гайдая много таких хитростей. А сам эпизод и его разбор - вот, можете убедиться: https://vk.com/video-37557934_456239051
17 сентября 1973 года на экраны Союза вышел очередной фильм Леонида Гайдая, которому предстоит стать шедевром - "Иван Васильевич меняет профессию". Но зрители, в отличие от критиков, фильм оценили не сразу: в устроенной журналом "Советский экран" в 1974 году дискуссии о новой кинокомедии читатели отдали ленте лишь 11-е место.
Леонид Гайдай и Юрий Яковлев в роли Ивана Грозного во время съемок фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
В советском прокате лента заняла третье место, уступив Всаднику без головы и А зори здесь тихие, с очень достойным результатом – ее посмотрели 60,7 млн зрителей. (По другим данным, она не вошла в пятерку лидеров проката). Картина сразу приобрела и международную славу: в том же 1973 году ее показали в Америке, там во время визита Брежнева в июне 1973 года проходил фестиваль новых советских фильмов и новый фильм Гайдая там увидели раньше, чем в Союзе. Кстати, вся прокатная зрительская аудитория гайдаевских фильмов насчитывает более пятисот миллионов человек.
Пьеса Михаила Булгакова, которая легла в основу сценария, была написана им в середине 1930-х. Писатель захотел отвлечься от всех трудностей с главным своим романом "Мастер и Маргарита" и написать что-то легкое, смешное. И у него это реально получилось. Правда, пьесу так и не поставили, а первая публикация была лишь в 1965 года. Тогда-то ее и прочел Гайдай и захотел снять фильм (он еще и на "Бег" замахивался, кстати). И вот, в 1971, основательно перекроив сценарий под эксцентричную комедию, Гайдай приступил к съемкам, взяв из свой основной команды только Шурика - Александра Демьяненко
И Гайдай делает гениальный "мостик", настояв на том, чтобы его жену сыграла именно Наталья Селезнева (пробовались еще две Наталья — Гундарева и Гвоздикова). И получилось, что в новом фильме полюбившиеся зрителю приключения Шурика словно бы получили развитие: вчерашний студент стал инженером и женился на подружке по сдаче экзаменов в "Операции «Ы". С этого счастливого конца и началась новая история.
Шурик и Лида. Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика
Изначально Гайдай хотел работать со своей полной творческой командой. В роли Бунши/Грозного он видел Юрия Никулина. Тот даже прошел фотопробы, но отказался от роли: "Союзгосцирк" запланировал заграничные гастроли с его участием, и это перевесило, видимо, все остальное. Троица распадалась.
Изначально Гайдай хотел работать со своей творческой командой. В роли Бунши/Грозного он видел Юрия Никулина. Тот даже прошел фотопробы, но отказался от роли: Никулин был просто уверен, что фильм по Булгакову не выпустят на экран. Но скорее всего причина была другой, "Союзгосцирк запланировал заграничные гастроли с его участием, и это перевесило все остальное.
Пробы у Евгения Евстегнеева получились очень убедительные
Евгений Лебедев
Георгий Вицин
На роль Бунши/Грозного пробовались Евгений Лебедев, Евгений Евстегнеев и Георгий Вицин. Но всех обошел актер из театра Вахтангова Юрий Яковлев, снимавшийся у Гайдая впервые.
В роли Жоржа Милославского Гайдай видел Андрея Миронова. А пробовались Вячеслав Невинный, Георгий Юматов, Георгий Бурков,, Анатолий Кузнецов, Сергей Никоненко. Но Гайдай остановился на незнакомом для себя Леониде Куравлеве - обаятельный интеллигентный мошенник у него получился гениально.
Из предыдущих картин режиссера на съемочную площадку пришли Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Сергей Филиппов (посол шведский), Наталья Крачковская (жена Бунша), Виктор Уральский (старшина милиции), Эдуард Бредун (спекулянт в магазине).
Режиссером Якиным Гайдай видел Михаила Пуговкина, так и случилось. Точное попадание было и с Владимиром Этушем. Тотнастолько органично вписался в роль ограбленного в картине Шпака, что в 2007 году, когда обчистили квартиру уже самого актера, воры, узнав, кого обокрали, вернули народному артисту похищенное имущество.
И все же возвращаясь к той пятидесятилетней давности дискуссии в "Советском экране", где читатели определили новый гайдаевский фильм лишь на 11 место.
Чтобы понять это далеко не призовое место, надо привести хотя бы неполный список картин, шедших в прокате вместе с Иваном Васильевичем.
В бой идут одни старики, А зори здесь тихие, Калина краснаяШукшина, Как закалялась сталь (с Владимиром Конкиным), Любить человекаСергея Герасимова, Совсем пропащий Данелия, Мелодии Верийского квартала, Земля Санникова, Всадник без головы, Москва-Кассиопея для подростков, Горячий снег по Бондареву, Невероятные приключения итальянцев в России Рязанова, Плохой хороший человек Хейфеца, Про Витю, Машу и морскую пехоту, С тобой и без тебя, Командир счастливой Щуки, Будни уголовного розыска, Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо и еще много, много других замечательных фильмов. Еще и телевидение не отставало, достаточно Семнадцать мгновений весны вспомнить летом 1973-го...
Впрочем, и в другие годы список был ничуть не менее внушительный — просто было великое советское кино и было из чего выбирать.
Кадр и фильма "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого
А замечательный и искрометный Иван Васильевич меняет профессию, да, гениальная, но - всего лишь комедия. Когда надо делать осознанный выбор, он делался пятьдесят лет назад в нашей стране вот таким образом.
СССР без либеральной цензуры - здесь уютно, иногда музыкально и всегда немного грустно: хочется вернуться, а некуда...