Продолжение поста «Крик души»
А хотите немного расскажу о "мастерской", где такие "кухни" собирают? А я всё равно расскажу.
1. Начинается всё с хорошей идеи: переход на электронку избавляет от бумаг (дешевле снабжать и хранить архивы), делает прозрачным и доступным, позволяет быстро и точно собирать статистику.
2. Объявляется грант на разработку. Грант получит тот, кто пообещает больше за меньшие деньги.
3. Встречаются "два прекрасных человека": один хочет чё-то такое, второй обещает сделать это за минималку. Дальше начинаются проблемы, потому что у первого нет технического задания (ТЗ). Он вообще не знает, как надо оформлять ТЗ, он знает как журнал заполняется и хочет видеть это на экране. В этот момент должен появиться аналитик (от исполнителя или наёмный) и собрать требования, систематизировать их, задать уточняющие вопросы, выстроить ТЗ для разработчиков. В идеале тут ещё архитектор нужен, чтобы выработать оптимальное решение, нюансы последующего сопровождения. В реальности заказчик про них не знает, а исполнитель не хочет лишних расходов и траты сроков.
4. Исполнитель идёт по пути наименьшего сопротивления: найм подрядчика (ещё более дешёвого, чем он сам) или применение знакомых (а не подходящих) инструментов (быстро, некачественно).
5. В известном мне варианте развития событий, исполнитель нанял на разработку подрядчика, тот сделал портал, а на ошибки при тестировании заявлял: в нашем договоре этого нет, давайте денег - исправим. Нормального договора не составили - это ж расходы на юриста. В итоге тестировщики и аналитики выявляли косяки, разработчики что-то исправляли, что-то ломали, пользователи от заказчика на череде показов медленно теряли терпение.
6. Хэппи_энд.жпг - звёзды подвинулись, внедрение проекта отменилось. Пилотные школы помучались и вернулись к прежнему состоянию (до следующего такого проекта, возможно, с которым вы сейчас мучаетесь).
Фирма-исполнитель вошла в состав Ростелекома и продолжает "создавать для своих Клиентов лучшие цифровые решения". Теперь у них гарантированный поток заказов от Ростелекома (а значит и Государства), гарантированное внедрение результата и контракты на сопровождение. Владельцы фирмы-исполнителя стали незаменимыми, непотопляемыми, нулевая ответственность. Они платят копейки, большая текучка кадров, нежизнеспособные KPI, как следствие - низкое качество и компетенции кадров.
Тысячи писем в техподдержку не дали результата.
Ошибки регистрируются, исправлять некому. Что исправляется - не тестируется (некогда, некому), поэтому после внедрения разваливается в другом месте.
"учётная запись ребёнка или родителя не привязывается к госуслугам"
Подвяжут. А потом будет очередная история про утечку данных с ГосУслуг, потому что привязку-то сделают, а до проработки безопасности дело не дойдёт. Нет стандартного решения по безопасности для всех продуктов фирмы, каждое изделие барахтается само по себе, начинается с нуля и проходит собственный путь. Максимум - это интеграция с уже имеющимися модулями вроде файлового хранилища. Но там может быть отдельный грант с другим исполнителем, а значит, ответственных за результат в целом не найти.
Итого: мне нечем вас обнадёжить, со временем станет немного лучше, но "нормально" не будет. Для "нормально" или "хорошо" заказчик должен обладать решимостью выбивать результат из исполнителя. Вплоть до привлечения проверок по фактам растраты. Таких людей везде мало. И им самим надо какие-то журналы заполнять, отчёты составлять. И если у самого достаточно решимости не ставить подпись под согласием на внедрение, то у руководителя такой решимости может не оказаться - как так, в его вотчине что-то не получилось?! Кстати, это не особенность чиновников, в бизнесе точно такие же люди. И не особенность страны, в вопросах отчётности перед руководством, инвесторами, избирателями все в "цивилизованном мире" ведут себя одинаково.
Просто знайте, вы - не одни. Другие вас понимают и готовы поддерживать по мере возможностей.