Продолжение поста «Антиутопия мертва: Всю жизнь мы пользовались чужим трудом»
Анализ
Теперь, после столь долгой, но всё же необходимой на мой взгляд, расстановки фактов, можно перейти к их анализу. Для начала давайте обобщим какой мир же мир рисует нам Уэллс.
Перед нами критика капитализма. Вообще привыкайте к этим словам, в этом цикле мы будем часто использовать их, что и немудрено, антиутопия критикует настоящее, а большинство антиутопий написаны в эпоху капитализма, так что прямо или опосредованно они будут его критиковать. Итак, присущее капитализму противоречия не только остаются нерешёнными, но продолжают обострятся. Уэллс экстраполирует тенденции, которые наблюдал в викторианском Лондоне 19 века на двести лет вперед. Люди живут в условиях жёсткой социальной иерархии, где богатые становятся ещё богаче, а бедные страдают от нищеты и угнетения. Урбанизация достигла невероятных масштабов. Развитие технологий, не принесло возложенных на них ожиданий, НТП несётся стремительно, но используются только для усиления контроля над населением и увеличения прибыли. Власть сосредоточена в руках небольшой олигархической группы, которая, фактически представляет собой орган управления единственной во всём мире монополии.
Давайте вспомним прошлую часть этого цикла, а именно то, что я из раза в раз повторял: «антиутопия должна содержать подробное описание социального, политического, а иногда и экономического устройства мира произведения, а также причин и обстоятельств способствующих установлению такого социально-политического устройства и его воспроизводству».
За причины и обстоятельства в нашем случае ответственен роман «Спящий пробуждается». В нём автор берёт на себя задачу рассказать вам о том, как мир пришёл к такому состоянию и с это задачей он справляется на ура. С поправкой на фантастическую составляющую (сон главного героя) к произведению нет вопросов, касающихся генезиса, даже без этого допущения, мир постоянно стремится к монополизации.
При этом, за исключением нескольких общих фактов и пары частных случаев, как например «города удовольствия», роман плохо справляется с задачей описания мира произведения, связанно это как с тем, что главный герой – чужд этому миру и ничего про него не знает, так и с тем, что автор смещает фокус внимания на иные элементы. Тут на помощь приходит «Рассказ о грядущих днях», который дополняет «Когда спящий проснётся» как два кусочка пазла: практически полностью лишённый описания генезиса мира он в подробностях и исчерпывающе описывает его современное состояние, задевая все слои общества и даже захватывая области, выходящие за рамки норм этого общества.
Таким образом для полного понимания одного произведения, вам крайне желательно ознакомится с другим. С «Машиной времени» ситуация не столь однозначная, она не нужна для понимания, она не связана с двумя другими произведениями прямо, но описанное в ней вырождение придаёт завершённости идеям этих произведений и высказываниям автора. Имея наше с вами общество (или общество времён Уэллса, не столь важно), как отправную точку, общество «Спящий пробуждается» - промежуточной, а элоев и морлоков – финальной, не составляет труда достроить промежуточные этапы и осознать опасения автора.
Как художественное произведение.
Для начала давайте оценим рассматриваемые произведения как художественные произведения вообще.
Лидером по художественной ценности, без сомнения является “Машина времени”. У произведения есть изъяны, главный из которых, безусловно, тупость протагониста. Путешественник совершает дурацки поступки на протяжении всей истории, считайте: отправляясь в путешествие в будущее не взял с собой ни минимальной провизии, ни снаряжения (понятно, что он надеялся что попадёт в золотой век цивилизации, но ведь никто не исключает, что в золотом веке на месте его мастерской - поля полей и до ближайших людей идти 3 дня); об опасности материализоваться в стене подумал тогда, когда поделать ничего уже было нельзя; потеряв машину времени, и не зная сколько он проведёт времени в будущем, бездумно тратил единственный источник огня для развлечения местных полоумных (вот ему повезло что он попал в жаркий период туда, а что если бы ему там пришлось быть до зимы, сейчас все хорошо, есть еда и тепло, а вот зима: элои в спячку, а что, мало ли какая у них анатомия спустя 800000 лет, еды нет, тепла - нет); в принципе отложил поиски самого главного - машины; в тёмное подземелье морлоков спустился только со спичками в качестве освещения, да даже если про морлоков забыть, спички кончатся и останешься в темноте навечно; уставший и долгое время не спавший попёрся на ночь в путь, вместо того, чтобы обеспечить себе убежище и отдохнуть; в жарком климате, где за неделю его прибывания не было дождей, в лесу, развёл костёр и потом удивлялся пожару; в очевидную ловушку морлоков пошёл не то что без подготовки, даже спички не проверил; прыгнул во времени из неизвестного места (Помните проблему с материализацией в стене? Так вот морлоки перенесли машину времени в другое место, прыгая вперёд, шанс того, что на этом месте что-то будет относительно невелик, это все ещё будет или внутренности сфинкса, или уже пустошь, оставшаяся после его разрушения, но ведь наш герой и обратно прыгнул не перемещая машину, ему только чудом повезло, что он оказался в другом конце лаборатории, а не в её стене.
И это всё только то, что я сумел вспомнить. Есть ли в произведении что-то, что могло бы компенсировать эти тупняки? Да. В романе хорошая описательная часть, особенно в отношении всех столкновений с морлоками. Действия персонажа, когда он не тупит, реалистичны и продуктивный: он и контакт какой-никакой наладил и оружие раздобыл и место нахождение машины определил быстро. Размышления героя также хорошо переданы: персонаж описывает что-то, пытается обосновать это, и большая часть вещей выглядит реалистично, а та часть которая вызывает вопросы объясняется с выявлением новых фактов. Ну и конечно же сама идея - хороша, да что там он даже сейчас читается интересно.
Однако, помимо того, что роман хорош сам по себе, он имеет просто гигантское культурное влияние: тут вам и появление направления хронофантастики, и сам термин “машина времени” в широкие круги ушёл, и про морлоков и элоев слышали даже те кто книгу не читал.
Собственно, предлагаю вам для ознакомления несколько отзывов других читателей, с которыми я в целом склонен согласиться (Отзывы взяты с FanLab):
А вот негативный отзыв, содержащий, в целом, адекватную критику. Предложения автора комментария, конечно, чистой воды чушь, но то что морлоков вообще никак не раскрыли – факт.
Дальше ситуация уже не столь однозначна. «Когда спящий проснётся», может похвастаться многим: неплохими описаниями, как я уже говорил Уэллс вообще хорош в этом, активным героем, реакция которого на внезапно свалившееся на него богатство и статус, в целом логично и реально: вот он просто балуется и веселится, доверив всё приближённым, тем более что донесения в один голос твердят, что жить стало лучше, жить стало веселее, вот он узнаёт, что всё не так радужно, как ему говорили и начинает интересоваться реальной ситуацией, а вот уже он в конфронтации с предателем и ведёт своих людей на баррикады, интересны и отдельные изобретения описанные в мире, который, к слову выглядит живым, даже при том, что мы мало про него узнаём.
Однако минусов тут тоже более чем достаточно: во-первых, местами история действительно затянута, более того её содержание обеспечивает её репетативность: некоторые элементы повторяются на протяжении истории; во-вторых, главный герой неплохо прописан, особенно для человека про которого мы ничего не знаем, но вот беда – герой тут один, все остальные персонажи, которых можно пальцами одной руки пересчитать (старик, Острог, Элен) – болванки, более того роман читается как что-то недодуманное до конца, брошенное на половине пути и законченное лишь для галочки, в чем признавался и сам автор.
С другой стороны располагается «Рассказ о днях грядущих», который намного бодрее, имеет больше чем 4 персонажа, причём они все объёмней и более прописаны чем герои «Спящего», мир не просто хорошо показан и живёт – он разобран чуть ли не на винтики. Из минусов могу указать лишь то, что для истории практически не нужна вся первая часть с гипнотизёром, а вся последняя часть нужна лишь для обеспечения счастливого финала для главных героев.
А отзывов не будет их нет почти, да и те что есть тухлые.
Как итог, на мой личный вкус, «Рассказ о грядущих днях», дарит нам прекрасную экскурсию в страшный, но интересный и проработанный мир, и эта экскурсия, представляет гораздо больший интерес и ценность, чем «Спящий пробуждается», который, хоть и является более слабым тоже является интересным. Вместе же, и только вместе, эти два произведения обладают ценностью сопоставимой с «Машиной времени».
Как антиутопия.
Итак, теперь предлагаю вам рассмотреть как произведения справляются с тем что быть антиутопией, для чего опять возвращаемся к прошлой части:
Т.е. хорошей антиутопией я буду называть ту, которая:
1) Определяет происходящие во время её написания процессы, качественно описывает и критикует их возможное развитие. В идеале, если в истории можно будет найти достаточно приближенные к описываемым автором ситуации.
2) Создаёт грамотный и непротиворечивый мир, в котором понятно как такое мироустройство было создано, функционирует, поддерживается и воспроизводится.
3) Оказала серьёзное влияние на жанр и культуру в целом.
Итак, какие же темы, процессы и явления описывают и критикуют данные произведения?
Социальное расслоение. Ну давайте начнём с того, что более всего бросается в глаза. Бедственное, на грани выживания положения рабочих, вынужденных ютиться в темных, скрытых от солнечного света нижних районах, и, купающаяся в роскоши элита, которая по меткому замечанию героини «Рассказа о грядущих днях»: «всю свою жизнь пользовались чужим трудом». Экономические различия постепенно перерастают в культурные и вот уже в «Рассказах о грядущих днях» жители верхних этажей не понимают половину слов из лексикона жителей низа. А со временем они перерастают и в биологические различия, пока на земле не остаётся единого человечества. На их место придут элои и морлоки.
Интересен комментарий другого автора антиутопии Евгения Замятина, который так прокомментировал «сказочные племена морлоков и элоев — это, конечно, экстраполированные, доведенные в своих типических чертах до уродливости два враждующих класса нынешнего города… [Уэллс] видит будущее через непрозрачную завесу нынешнего дня. Здесь не мистика, а логика, но только логика более дерзкая, более дальнобойная, чем обычно».
Можем ли мы найти в истории примеры таких ситуаций? Ну про экономическое расслоение и говорить не стоит, гораздо интересней ситуация с подземельями, ведь это не выдумка, а личный опыт Уэллса.
Основываясь на личном опыте и детстве Уэллса, рабочий класс в буквальном смысле проводил много времени под землёй. Его собственная семья проводила большую часть своего времени на кухне в тёмном подвале, когда не была занята в магазине их отца, о чём он рассказывал в некоторых своих переписках. В раннем подростковом возрасте Уэллс стал учеником портнихи, ему приходилось часами работать в подвале.
Позже его мать работала экономкой в доме где персонал и прислуга жили в подземных помещениях. В 1905 году даже было опубликовано исследование в медицинском журнале, в котором говорилось, что «в высшей степени удручающие жилые помещения для прислуги в плохо вентилируемых темных подвалах, где рассеянного света хватает всего на несколько часов в день даже в середине лета, объясняют анемичный вид столь многих работающих в богатых домах».
Потому, оценивая успешность его предсказания, я бы сказал, что оно было абсолютно логичным в его время, но оказалось больше провальным, отчасти из-за деиндустривализации многих регионов.
Социализм и революция. История отражает собственные социалистические политические взгляды Уэллса, его взгляд на жизнь и изобилие, а также тревогу по поводу производственных отношений.
Народ в «Спящем» и «Рассказе» - угнетён и страдает, но терпит, ждёт спасения от Спящего, который быть может никогда не проснётся, доверяется лидерам наподобие Острога, предающих своих последователей, и захлёбывается в крови в стычках с вызванной с другого конца мира полицией (Сколько отзывов на «Спящего» не видел, никто не оценил иронию того, что англичанин Уэллс, живший во времена когда Британская империя была ещё сильна и могуча и её полиция кошмарила поднимающих восстания за независимость и свободу в Индии и Африке, описывает как чернокожая полиция из Африки была вызвана чтобы кошмарить поднявших восстание англичан).
Что это: призывы к самоорганизации и осознанию себя как силы, иллюстрация предрешённой обречённости революции, или простое описание краха и предательства революции – решайте сами. (Сам Уэллс в революцию не верил). Но примеров, опять же более чем.
Что касается «Машины времени», один социалист, к которому у Уэллса было не лучшее отношение, говорил, что «буржуазия… производит прежде всего своих собственных могильщиков».
Не знаю, что по этому поводу сказал бы Уэллс, но в каком-то смысле так и произошло, высшие слои общества сами довели себя до состояния скота, а низшие слои – до своих погонщиков. С другой стороны это стало возможно не только благодаря слабости будущих элоев, но и из-за описанной ранее неготовности к бою самих будущих морлоков, ведь судя по всему, до того как поменяться ролями, морлоки, многие годы продолжали подчиняться, даже будучи загнаны под землю и несведённые до полуживотного состояния.
Урбанизация и проблема соотношения города и деревни. У урбанизации есть реальные проблемы. Уэллс видел их своими глазами: приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем. Как итог у нас одной стороны вымирание сёл, которые должны кормить город, а с другой стороны в городах безработица и рост преступности, потому что людей слишком много.
Далее эти люди переехали в город, но это не меняет их уклад жизни. Например, в селе хорошо иметь много детей, потому что каждый ребёнок – потенциальный работник. В городе не нужно так много детей, потому со временем рождаемость падает, происходит демографический переход, но это происходит со временем, а пока это не произошло и без того перенасыщенные города взрываются небывалым приростом рождаемости.
Проблемы серьёзные, но они рано или поздно разрешаться, возможно даже естественным путём, да будет много жертв, детский и женский труд по 12 часов, низкая заработная плата, штрейкбрехеры, но история показывает, что это устаканиться.
А вот что делать с противостоянием города и деревни – люди до сих пор не знают. Вводные простейшие: вот село, оно должно производить много с/х продукции, чтобы хватило и на себя и на город, а вот город – тут много народу, промышленность – они должны снабжать села товарами. Но вот беда, город – это сосредоточие людских, финансовых, промышленных и культурных ресурсов. Они такие, потому что они большие, там выгодно и логично размещать культурные и торговые центры, так как они охватят огромное количество людей. А село – умирает. Умирает, потому что там нет перспектив и все тянутся в город. А перспектив нет, потому что по природе своей село не может быть большим – земли не хватит. Село должно иметь население 500 человек и обрабатывать огромные площади вокруг себя – увеличь население, будет избыток рабочей силы, а расширение площадей под новые силы приведёт к тому, что обрабатываемые поля будут настолько далеко, что легче ещё одну деревню основать чем туда добираться на работы. Размещать культурные и торговые центры в населённом пункте на 500 человек… я думаю вы понимаете почему село вымирает. Но люди ищут решение и одним из таких были идеи агрогородов.
Если кратко - мы берём делаем город, маленький, тысяч на 10 человек, но для сельскохозяйственного населённого пункта – это очень много, в котором всё население – агропромышленные рабочие и они должны обрабатывать огромные, нет гигантские площади. Смотрите верхний абзац и поймёте почему не выгорело. Но вот в мире Уэллса могло выгореть, да что там, в мире Уэллса, с его невероятно развитой транспортной системой у него и обычные сёла могли выгореть.
В описываемом им мире, действительно должно быть несколько гигантских городов, а вся территория за их пределами – поля, сады и леса, в центре которых находятся хозяйственные постройки, к которым прибывают рабочие, или наоборот в которых живут рабочие и которые отправляются в города на отдых.
В целом, Уэллс правильно передал проблему и логично описал её исход. Единственное, что я не совсем разделяю его пессимистичную оценку этого исхода.
Пропаганда и реклама. Элита может манипулировать населением путём угнетения, с одной стороны, и предоставления мелких радостей – с другой. Причём, так как второй вариант менее кризисный, он предпочтительнее. Так было всегда и так было и во времена Уэллса: так тут небольшая забастовка, просят мало – ладно пойдём на уступку, потом откатим всё как было, а вот тут заварушка серьёзная, может создать неприятный прецедент – разогнать. Уэллс весьма хорошо показал, что вот тут людей сдерживают «городами удовольствий» и продолжают давить и давить, а когда пряника недостаточно – в ход идёт кнут чернокожего полицейского.
Мораль. Знакомьтесь ещё один наш вечный друг в этом цикле. Я наверное должен был сказать об этом в первой части, но там не нашлось места: иное общество не есть антиутопия, тонкая грань проходит между просто другим временем, а также культурой и антиутопией, последняя должна показывать конкретный вред.
Многие элементы кочуют между утопиями и антиутопиями взад-вперёд и касаются они в основном современной нам морали, которая видится нам вечной, хотя является, очевидно преходящей, а потому в зависимости от позиции автора и читателя такие вещи как: общественное воспитание детей или свободный секс – будут то благом, то полной моральной деградацией и разрушением «вечных» институтов.
Стоит сказать, что есть не только моральные, но и материальные вопросы, которые вечно скачут из утопий в антиутопии, например, искусственная еда. Но их гораздо меньше.
Но отойдём от этого отступления и заметим, что к моему сожалению, в работе Уэллса много апелляций к моральной стороне вопросов. Нет, некоторые аспекты описываемого мира он рассматривает беспристрастно, например, самодвижущиеся дороги, коммунальное жильё, моду того времени, купол над городом, даже воспитание детей в яслях он не называет демонопоклонничеством. Но вот другие: коммерциализация церкви – никогда такого не было и вот опять, «города удовольствий» - плохо, просто потому что плохо, эвтаназия – плохо… А где демонстрация вреда от этого? Нет её.
Но самый большой для меня вопрос это элои и морлоки. Давайте честно, элои – милый, маленькие и прикольные, а морлоки – страшные, волосатые и пугающие, но если смотреть объективно: элои – по всем признакам животные, а морлоки, хоть и невероятно деградировали, сохранили человеческие черты: они умеют пользоваться инструментами, они проявляют разум, они додумались и сделать ловушку и спички украсть, да даже рай элоев они до сих пор обслуживают. Но их с лёгкой руки автора, персонаж убивает без зазрения совести.
О непротиворечивости мира и его генезиса я уже говорил: понятно как этот мир стал таким – капитал спящего и монополизация; как он функционирует; как он поддерживается – полиция и города удовольствия.
Со вкладом в культуру и жанр сложнее. Мы отставим в сторону «Машину времени», с её неоспоримым вкладом в культуру, потому как она тут больше в нагрузку.
На первый взгляд, «Спящий пробуждается» и «Рассказ о грядущих днях», не оставили большого следа в культуре, некоторые люди о них даже не слышали («Мы» - первая антиутопия и неважно, что даже между «Спящим» и «Мы», найдётся ещё несколько антиутопий, например «Меккания»), но это на первый взгляд. Влияние есть и я сейчас не про пародию в Футураме, речь про более тонкое влияние. Чуть ли не половина тем, поднятых Уэллсом, случайно или намеренно поднималась в других антиутопиях, в том числе в таких мастодонтах жанра как «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли (например, социальная стратификация, общественное воспитание детей) , и «1984» Джорджа Оруэлла (в меньшей степени, у этого парня были другие источники вдохновения). «Спящий» и «Грядущие дни» оказал неоспоримое влияние на антиутопию, это первое серьёзное произведение в жанре, создавшее основы жанра.
Итоги.
Важно отметить, что Уэллс, один из немногих авторов антиутопии, который подошёл к рассматриваемому вопросу не только с этической и моральной точки зрения, но и рассмотрел материальные и в первую очередь экономические основы. Что и сделало его мир живым, возможным и достаточно реалистичным.
Лучшие антиутопии – те в которых и персонажи внутри мира и читатель видят плюсы.
И тут автор справился на все сто. Да, есть жуткое социальное расслоение и угнетение, есть нарушение привычной нам морали, но объективно: НТП идёт небывалыми темпами, медицина достигла серьёзных успехов, и, несмотря на грядущий ужасный финал, как сказал Путешественник: «Богатый знал, что его благосостояние и комфорт обеспечены, а бедный был уверен, что ему обеспечены работа и жизнь.»
Но всегда стоит помнить, что если всю свою жизнь вы пользовались чужим трудом. Рано или поздно придёт ваша очередь…
Это был тяжёлый текст, следующий обещает быть не легче. А потому, если я где-то что-то упустил или выразился сумбурно и у вас остались вопросы – милости прошу в комментарии, также можете предполагать, какая работа будет рассмотрена следующая в цикле (Это ни разу не байт на активность в комментариях). А я пойду писать следующее эссе, скорее всего, возьму небольшой перерыв в цикле и напишу парочку небольших простеньких эссе на отвлечённые темы.