Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска»

Сегодня состоялся первый огневой тест серийного двигателя Raptor 3 и красивый срач между главами ULA и SpaceX.

На выходных Тори Бруно из ULA на анонс Raptor 3 написал, что мол негоже публике показывать «частично собранный двигатель» без множества других компонентов:

Tory Bruno:
— Они (SpaceX) проделали отличную работу, сделав двигатель более простым и технологичным. Таким образом нет необходимости преувеличивать это, показывая частично собранный двигатель без контроллеров, управления подачей топлива и систем управления вектором тяги, а затем сравнивая его с полностью собранными двигателями, которые были у них до этого.

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Ракетный двигатель, Raptor, Starship, Испытание, Видео, Видео ВК, Ответ на пост, Длиннопост

На что Гвинн Шотвелл выложила фотографию с работающим (по словам Бруно без контроллеров и управления подачей топлива!) раптором и подписью про довольно хорошую работу для «частично собранного двигателя» (Маск тоже в долгу не остался).

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Ракетный двигатель, Raptor, Starship, Испытание, Видео, Видео ВК, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Ракетный двигатель, Raptor, Starship, Испытание, Видео, Видео ВК, Ответ на пост, Длиннопост

Кажется, это фиаско, Тори...

Elon Musk:
— Сегодня состоялся первый огневой тест двигателя Raptor 3

— Части, которые кажутся белыми, на самом деле чёрные, но просто покрыты инеем.


— Все мелкие трубки и элементы пришлось удалить или включить в основную конструкцию, поскольку у Raptor 3 не будет теплозащитного экрана. Кроме того, детали должны каким-то образом активно охлаждаться, поэтому мы добавили регенеративное охлаждение там, где отсутствовал поток жидкости или газа.

Согласно кадрам с камеры NSF, продолжительность теста на испытательном стенде в МакГрегоре составила 30 секунд.

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Ракетный двигатель, Raptor, Starship, Испытание, Видео, Видео ВК, Ответ на пост, Длиннопост

Если бы не залапанное сопло то выглядел бы как рендер - настолько чистая и зализанная конструкция...

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Ракетный двигатель, Raptor, Starship, Испытание, Видео, Видео ВК, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Ракетный двигатель, Raptor, Starship, Испытание, Видео, Видео ВК, Ответ на пост, Длиннопост



Одновременно с этим SpaceX заявили о технической готовности к следующему полёту Starship

SpaceX:
— Starship и Super Heavy для Flight 5 готовы к полёту, ожидаем одобрения регулирующих органов.
В ближайшее время планируем провести дополнительные испытания для подготовки к ловле ускорителя и тесты прототипов для Flight 6 в ожидании разрешения на 5-й полёт.

Таким образом, Spin Prime тест двигателя прототипа Starship S30, прошедший накануне на площадке Мэсси будет заключительным испытанием для следующего лётного корабля и нового огневого теста с ним не планируется. В эти минуты прототип уже возвращается обратно на производственную площадку.
Одновременно с этим, слова компании намекают на огневой тест ускорителя SH B13 для 6-го полёта Starship. Что же касается следующего корабля - S31, то на нём недавно начали менять плитки теплозащиты на новые, по аналогии с тем, как это уже было сделано на прототипе S30.

И бонусом - красивый тест двигателей Raptor предыдущего поколения на прототипе S30:

Показать полностью 6 2

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска»

Раптор конечно, хорошие двигатели, параметры с виду шикарные, но есть нюансы:

  • Масса какая указана? Полная или сухая?

  • Тяга какая указана? В вакууме или атмосферная, на уровне моря?

Разница может быть существенной. Сравнивать ракетные двигатели надо не по массе и тяге, а по тяговооруженности. Тяговооруженность это отношение тяги в кН), на вес. Чем больше число, тем лучше и эффективнее двигатель на единицу собственного веса.

Тогда получается следующая картина:

  • Raptor 1 - 3630 кг. Тяга 185 тс. Тяговооруженность: 47

  • Raptor 2 - 2875 кг. Тяга 230 тс. Тяговооруженность: 74

  • Raptor 3 - 1720 кг. Тяга 280 тс. Тяговооруженность: 150

Безусловно есть прогресс! Таким образом, Raptor 2 чутка уступает российскому РД-180, у него 77,3. А Raptor 3 наконец превозмог НК-33 с тяговооруженностью 136, но чутка не дотянул до РД-253, у которого тяговооруженность 159.

Но вот какая штука:

  • НК-33 разработан в 1964 году (для советской лунной программы, в частности ракеты Н-1).

  • РД-253 разработан в 1963 году (для ракет семейства Протон/Протон-М).

Инженеры Илона Маска наконец приблизились к уровню советских инженеров 60-х годов прошлого века. Да, это великое достижение!

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска»

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Бизнес, Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Тренд, Будущее, Ответ на пост

Мерседес.

Ответ на пост «Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска» Бизнес, Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Тренд, Будущее, Ответ на пост

Копеечка.

Показать полностью 1

Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска

Двигатели Раптор 1 -2 и 3 от Илона Маска Бизнес, Илон Маск, SpaceX, Космос, Инновации, Технологии, Тренд, Будущее, Raptor

Вес двигателя и тяга:

Raptor 1 - 3630 кг. Тяга 185 тс.

Raptor 2 - 2875 кг. Тяга 230 тс.

Raptor 3 - 1720 кг. Тяга 280 тс.

Команда инженеров Space X (проект Илона Маска) - молодцы. Тяга растет, вес падает, конструктивно (на мой взгляд профана) становится проще конструкция.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!