Всем привет, и снова с вами я с очередной порцией ничем не подтвержденных, высосанных мной из пальца злобных обвинений в адрес spacex.
Интересной особенностью предполагаемого 7 испытательного полета должна стать новая версия starship с увеличенным объемом топлива и первый запуск испытательной нагрузки, что безусловно очень здорово, но скучно. Нужно срочно придумать порочащую теорию заговора и вот она ниже.
Первый запуск имитации полезной нагрузки, в количестве 10 штук, предположительной массой 15-20 тонн, производится в первый раз только сейчас, потому что только сейчас новая версия starship с увеличенным баком смогла достигнуть положительной грузоподъемности и вытащить на суборбиту не только себя, но хотя бы 15-20 тонн груза.
Грузоподъемность starship-booster по прежнему остается не известной величиной, но что явно очевидна, что она значительна меньше, возможно в разы, чем заявленная/требуемая для коммерчески успешной системы.
Что-то по теме SpaceX совсем затишье, а новостей тем временем - что прошлогодних, что грядущих - намело немало, и все связаны друг с другом:
В 2024 году SpaceX вывели более 90% всей полезной нагрузки планеты, запущенной в космос - почти 1500 метрических тонн из 1645 тонн запущенных всей планетой. Достичь такого результата им удалось благодаря 134 пускам Falcon 9 и Falcon Heavy в общем, работавшим в конвейерном режиме.
И так как основной полезной нагрузкой данных пусков были спутники Starlink, на данной программе это так же напрямую отразилось: количество абонентов спутникового сервиса SpaceX за 2024 год увеличилось на 2,6 млн, и теперь составляет более 4,6 млн. Потенциальный охват сервиса - 2,8 млрд человек. За три последних месяца 2024 года Starlink стал доступен на Самоа, Вануату, Кабо-Верде, в Восточном Тиморе, на Науру и в Косово - 118-м рынке. За прошлый год спутниковый сервис SpaceX стал доступен в 27 странах и территориях мира.
Из 134 запусков SpaceX в 2024 году - 89 (66%) были специальными миссиями по запуску спутников Starlink + 1 совместная миссия. В их рамках на орбиту были запущены 1982 спутника Starlink, которые добавили ~200 Тбит/с к пропускной способности Сети компании, которая теперь составляет более 300 Тбит/с.
"Скоро Starship запустит наши спутники Starlink V3, которые добавят 60 Тбит/с пропускной способности сети за один запуск — более чем в 20 раз больше, чем за один запуск на Falcon 9" - SpaceX.
Согласно первой статистике реального применения технологии Direct-to-Cell в пострадавших от ураганов районах США, в день фиксировалось ~27 000 соединений мобильных устройств со спутниками Starlink и передавалось 250 000 sms-сообщений. Сервис по прямому доступу немодифицированных мобильных телефонов к спутникам уже стал доступен в Новой Зеландии, было анонсировано его появление в Украине.
"Группировка спутников Starlink с Direct-to-Cell почти в 10 раз больше (~350 рабочих спутников), чем у всех остальных операторов развёртываемых в данный момент подобных сервисов вместе взятых", — SpaceX.
Шотландские поезда самой северной железной дороги Великобритании (Far North Line) будут оборудованы Starlink, Катарская авиакомпания Qatar Airways начала установку Starlink на борту своих лайнеров Boeing 777, Starlink использовался участниками гонки по бездорожью Baja 1000, которая проходила на территории штата Нижняя Калифорния в Мексике.
Но помимо этого SpaceX предложила NASA "Marslink", адаптацию спутниковой сети Starlink для обеспечения доступа в Интернет на Марсе. Высокоскоростная система ретрансляции данных способна передавать данные со скоростью 4 Мбит/с и более, на расстоянии 1,5 а.е. с минимальной задержкой (при этом она физически не может быть меньше 3-х минут). Концепция предусматривает размещение на орбите Марса нескольких спутников, использующих передовую технологию лазерной связи Starlink.
Elon Musk: — Это всего лишь первый шаг. Земле и Марсу в конечном итоге понадобится соединение на скорости > Пбит/сек.
Самое ожидаемое: вместе с роликом по прошедшим шестым лётным испытаниям SpaceX выпустили анонс седьмого с целой тонной изменений:
В рамках предстоящего 7-го лётного испытания системы Starship, команды SpaceX собираются: запустить корабль Starship S33 нового, второго поколения со значительными улучшениями; провести тест развертывания полезной нагрузки с борта корабля; проверить множество обновлений для возврата, ловли и повторного использования корабля, а также попытаться вновь поймать ускоритель Super Heavy.
Существенные обновления корабля Starship принесут значительные улучшения его надёжности и производительности. Передние крылья корабля были уменьшены в размере, смещены к носу и отнесены от теплозащитного экрана, что должно значительно снизить их нагрев при входе в атмосферу, это также позволило упростить их механизмы и теплозащиту. Были сделаны изменения и в конструкции двигательной системы корабля, включая увеличение объёма топлива на 25%, новую систему подачи топлива для двигателей Raptor Vаc и улучшенный модуль авионики двигателя, управляющий клапанами и датчиками - всё это призвано улучшить характеристики корабля для более длительных миссий в будущем. Теплозащитный экран корабля также будет использовать плитки последнего поколения и дополнительный резервный слой защиты, который призван защитить корпус корабля от отсутствующих или поврёжденых плиток.
Starship S33 для седьмого лётного испытания
Авионика корабля была полностью переработана. Была добавлена дополнительная избыточность для будущих, всё более сложных миссий корабля, таких как перекачка топлива на орбите и возвращение на стартовую площадку. Теперь на корабле стоит более мощный бортовой компьютер и антенны, которые объединяют Starlink, навигационные системы и резервную радиосвязь. Благодаря Starlink корабль способен передавать видео высокой чёткости в реальном времени и телеметрию на скорости более 120 Мбит/с на каждой фазе своего полёта. Были также переработаны звёздные датчики и инерциальная система, установлены новые батареи и блоки питания, которые распределяют 2,7 МВт мощности по кораблю с использованием 21-го высоковольтного кабеля. Увеличено количество камер на корабле, теперь их более 30, что даёт инженерам представление о происходящем внутри и снаружи корабля во время полёта.
В рамках этого полёта Starship должна пройти первая попытка развернуть полезную нагрузку с борта корабля - 10 массогабаритных симуляторов спутников Starlink V3, по размеру и массе они схожи с настоящими спутниками следующего поколения. Симуляторы спутников Starlink будут лететь по той же суборбитальной траектории, что и Starship, который приводнится в Индийском океане. Кроме того, снова планируется повторно запустить один из двигателей Raptor в космосе.
Корабль также испытает несколько технологий, направленных на его будущее возвращение на стартовую площадку и ловлю. На нём будет удалено значительное количество плиток теплозащиты для стресс-теста уязвимых зон по всему кораблю. На корпусе будет несколько вариантов металлических плиток, в том числе одна с активным охлаждением (возможно на жидком метане?), они протестируют альтернативные способы защиты Starship во время входа в атмосферу. По бокам корпуса корабля также установлены неструктурные версии точек для захвата, которые должны проверить тепловые нагрузки во время входа в атмосферу, а также сглаженный край ряда плиток теплозащиты для устранения горячих зон, наблюдавшихся во время входа в атмосферу во время прошлого полёта. Профиль входа корабля в атмосферу разрабатывается специально таким образом, чтобы намеренно нагружать структурные элементы крыльев в точке максимальных динамических нагрузок.
В рамках этого полёта на ускорителе Super Heavy B14 впервые будет использоваться ранее летавший двигатель Raptor с пойманного ускорителя B12 из 5-го полёта системы - похоже тот самый под номером 314 и принтом куска пирога на стенке сопла.
Наконец, на руках Мехазиллы и башне обслуживания будут испытаны несколько радарных датчиков с целью повышения точности измерения расстояний между руками во время ловли. Оборудование башни было модернизировано для надёжности операций по ловле ускорителя, включая защиту датчиков на руках Мехазиллы, которые были повреждены при прошлом запуске и привели к отмене ловли ускорителя (как и повреждение антенной мачты на вершине башни). Как и прежде, перед возвратом и ловлей ускорителя должны быть соблюдены определенные критерии, требующие полностью исправных систем на ускорителе и башне, а также ручной команды на попытку ловли от директора запуска. Если эта команда не будет отправлена, или, если автоматизированные проверки покажут неприемлемые параметры систем Super Heavy или башни, ускоритель по умолчанию перейдёт на траекторию, которая приведёт его к приводнению в Мексиканском заливе. "Мы не приемлем никаких компромиссов, когда речь идёт об обеспечении безопасности полётов, и возврат состоится только при подходящих для этого условиях."
"2025 год станет для Starship переломным моментом разработки, мы стремимся к цели повторного использования всей системы Starship, выполняя всё более амбициозные миссии. В рамках итераций системы и наших операций мы приближаемся к возможности отправлять людей и грузы на орбиту Земли, Луну и Марс", — SpaceX.
Компания пока не анонсировала точное время полёта, от Илона Маска мы знаем, что он планируется 11 января по МСК. Согласно выпущенному мексиканскому NOTAM (предупреждению о закрытии воздушного пространства), полёт возможен с 1:00 по 2:38 МСК в период с 11-го по 17-е января. Из хороших примет: на ускоритель B14 уже были установлены заряды системы прекращения полёта (FTS), а со стартового стола убрали строительные леса - что обычно означает что до пуска остаётся меньше недели.
NSF: "FAA выпустило модификацию лицензии на запуски, разрешающую SpaceX запустить несколько миссий со Starship по профилю 7-го полёта с обновлённой конфигурацией корабля. FAA определило, что SpaceX выполнили все требования по безопасности, охраны окружающей среды и другие требования лицензирования для испытательного полёта.
"FAA продолжает повышать эффективность своей деятельности для удовлетворения потребностей отрасли космических коммерческих перевозок. Эта модификация лицензии, которую мы выдаём, значительно опережает дату запуска Starship Flight 7 и является ещё одним примером приверженности FAA обеспечению безопасности космических полётов!", — заявил заместитель директора FAA, Кельвин Коулман.
Профиль миссии Flight 7 включает запуск системы Starship и Super Heavy из Бока-Чика, Техас, возвращение на стартовую площадку ускорителя Super Heavy для попытки захвата башней обслуживания, а также посадку корабля Starship на воду в Индийском океане к западу от Австралии".
И пока вы, как и мы, умиляетесь такому неожиданному "повышению эффективности" работы FAA, стоит сделать ряд замечаний относительно того, на сколько лицензия может опережать дату запуска миссии Starship Flight 7, и хорошо ли это.
Корабль Starship S33 накануне был перевезён с тестовой площадки Мэсси обратно на производственную площадку и помещён в ангар для предполётной подготовки. Ускоритель SH B14 уже неделю готовят к полёту в соседнем ангаре. Следующий шаг - вывоз прототипов на стартовую площадку, сборка системы и заправочный тест с генеральной репетицией запуска.
С одной стороны, довольно быстрая выдача лицензии - это долгожданная и позитивная новость, FAA пришлось не просто переложить бумаги из одной папки в другую, а даже поработать, чтобы проверить сделанные SpaceX в новой версии корабля изменения (а их было не мало). Но одновременно, в этом демонстративном "примере" скорости работы FAA, кроется и свой подвох - у псевдоэкологических групп, терроризирующих SpaceX, есть достаточно времени, чтобы подать иски против компании, самих FAA и здравого смысла.
Теперь всё будет зависеть от того, насколько быстро компания закончит подготовку прототипов к полёту, соберёт систему и представит официальную целевую дату 7-го испытательного полёта системы Starship.
Один из наиболее пугающих моментов прошлого пуска — характерная деформация фюзеляжа корабля во время входа в атмосферу под более высокими нагрузками. И по поводу этой проблемы есть важный контекст. Если коротко: про неё знают, её исправят, но она не привела к портере корабля при входе под таким углом.
Давайте разбираться:
- Деформация появилась в районе шлюза грузового отсека. Эта часть корабля одна из наиболее проблемных с точки зрения конструкции, и её усиление идёт ещё со времён прототипа S24. Поскольку там итак идут доработки, то на основе новых данных эту часть усилят.
- Также с этой части корабля сняли теплозащиту, на новом прототипе S33 эта часть пока защищена. Они попытались, собрали данные, результат не удовлетворяет. А над тепловым щитом будут работать дальше.
- Даже не смотря на повреждения, сам корабль был цел при посадке, а разрушения начались уже на воде. Учитывая, что механизм захвата будет находиться ниже этой части, то должно не сильно отразиться на будущей посадке.
По итогу, проблема действительно есть, но решаемая. И в очередной раз убедились, что несмотря на все полученные повреждения, корабль может совершить мягкую посадку. Ключевой вопрос — точность этой посадки, ведь для башни расхождение буквально в несколько десятков сантиметров.
🟢 Старт, прохождение зоны Max Q, горячее разделение ускорителя и корабля;
🟢 Запуск 6 двигателей на Starship и перезапуск 10 двигателей (3 будут работать) Super Heavy B13 для первого тормозного манёвра;
🟡 Команда «Go for catch» и перезапуск 13 двигателей Super Heavy B13 для второго тормозного манёвра и посадки;
🔴 Успешная посадка Super Heavy B13 на манипуляторы и захват ускорителя;
🔴 Super Heavy B13 проходит программу безопасности на площадке;
🟢 Выход корабля Starship S31 на плановую незамкнутую орбиту;
А вот и первый перезапуск двигателя Raptor в космосе. Важная задача этой миссии. Заодно видно оледенение на одном из клапанов внутри кормовой секции.
🟢 Тест перезапуска 1 двигателя Raptor на орбите;
🟢 Вход Starship S31 в атмосферу под большим углом и прохождение зоны максимального нагрева;
🟢 Манёвры в зоне максимальной нагрузки для теста живучести корабля;
🟢 Обрезанная теплозащита Starship S31 выдерживает вход в атмосферу, плавники не расплавляются;
🟢 Перезапуск 3 двигателей S31 с симуляцией мягкой посадки в океан в нужной точке — камеры с буя показывают посадку:
Бонусы:
🍌 1х выживший банан
Банан жив, скорее всего стал сухофруктом
🛳️ 1х ускоритель ставший непотопляемым крейсером
Вы будете смеяться, но ускоритель Super Heavy B13 после почти 1.5 часов на воде взорвался второй раз... И НЕ ЗАТОНУЛ
В целом, эту миссию можно оценить как частично успешную. Проблемы с возвратом ускорителя скорее всего вызваны повреждениями на стартовой площадке. Благо готовится новый комплекс для следующего года. Но сам ускоритель мягко сел на воду.
Заодно погнули громоотвод с системами связи
Зато корабль Starship S31 выполнил все задания, и даже с обрезанной и местами старой тепловой защитой прошёл все нужные этапы и успешно сел в нужной точке.
А ещё это был последний полёт для серии прототипов Starship V1. В следующий раз нас ждёт новый и сильно улучшенный блок V2, и возможно, разрешение для выхода на замкнутую орбиту. Впереди очень много работы.