Продолжение поста «Российские школьники выиграли Международную химическую олимпиаду»
Ответ @AlexTotus
Странно. Химия и биология в Штатах преподается только один год? Вы уверены? Я не вдавался в подробности, мне оно не очень интересно было, но, судя по моим племянницам, и химия, и биология, и физика у них преподается совсем не один год и не прям только после 9 класса. Вроде как даже в довольно малолетнем возрасте у них и лабораторные работы были, и возили их куда-то что-то там изучать. Я, наоборот, обратил внимание, что оснащение у них гораздо лучше, чем было в школах моего времени, и, как я понял, в Штатах так всегда было.
До 9 класса в большинстве школ есть только Science. Это природоведение. От российского отличается ориентацией на проектную систему и отсутствием программы. Вернее, программа есть, описана в стандарте (принятом сравнительно недавно и только частью штатов) NGSS, но стандарт очень размытый. Нет, пожалуй, ни одного факта из естествознания, которое наверняка пройдет американец к концу школы среднего звена.
Вероятно, ученик знает, что животные делятся на виды. Но не обязательно (не говоря уже о классах, семействах и пр. - вероятнее всего не знает). И маловероятно, что он знает, что такое вид. Организмы состоят из клеток? Вероятно, это упоминалось. Но может и нет. Что кинетическая энергия переходит в потенциальную? Много шансов, что это проходили. А как переходит и что такое вообще энергия - скорее всего нет. Тепло - движение молекул - вероятно. Но не более того. Что такое атом, молекула? Разве что в грубых чертах. И так далее.
Физика, химия и биология считаются предметами цикла естествознания (science) старшешкольного уровня (high school courses), то есть почти всегда их проходят в 9-12 классах. Причем они могут быть не обязательными, например физику проходит 40% американских школьников.
В некоторых школах опережающие ученики могут приступить к этим курсам на год раньше. Чтобы в среднем звене (6-8 классы) массово, а не в порядке исключения проходили такие предметы, бывает в некоторых частных школах. И вовсе не факт, что там это будет изучаться серьезнее, чем в публичных. Одна хорошая частная школа европейского образца (финансируется посольством) гордится необычной системностью в изучении естествознания. Но по российским меркам это больше напоминает ранний постсоветский учебник природоведения за 4 класс: на этой неделе пройдем вулканы, на следующей - строение листа. В принципе, в обычных американских школах так же, только еще сумбурнее и с произвольным выбором тем.
Суть проектного подхода на примере истории показана тут: Ответ на пост «История» , а на примере естествознания - тут: Продолжение поста «Про математику в школах США и РФ»
При этом уже в начальной школе могут давать и интересные проекты, и замечательные эксперименты, которые вам так понравились. Выращивать бабочек из яиц, изучить стадии развития живых организмов вообще и насекомых в частности, пройти на примере бабочек-монархов миграцию животных, времена года и географию обеих Америк. Придумать конструкцию из разных пружин, магнитов, резинок и так далее и тоже что-то изучить. Могу подробнее описать некоторые проекты, которые меня восхитили. К сожалению, они даются в ущерб как систематическому усвоению знаний, так и их объему.
Перейдем к старшей школе. Там уже появляются отдельные предметы. Обычно учебники неплохие, но проектный подход применяется и там, что, на мой взгляд, в итоге сильно портит образование.
Биология и химия часто обязательны для школьного аттестата, физика обычно не обязательна. Кроме этих предметов, в цикле science часто есть курсы биологии океана (marine biology) и физиологии-анатомии (в отличие от России, в обычные курсы биологии физиология/анатомия человека не входит). Бывают слабые объединённые курсы физики и химии или что-то типа "концепций естествознания", а также другие курсы, например в нашей школе есть предмет "мозг и наркомания".
Каждый курс рассчитан на год. Это не так мало, ведь занятия каждый день - по часовой нагрузке примерно трехгодичный российский курс. Только знания не успевают утрястись в голове.
Курсы есть обычные (в разных школах разные, отличаются в зависимости от выбранной программы, от вкусов конкретного учителя и от учеников, но обычно это слабые курсы) и AP (в редких школах есть иные продвинутые курсы, например IB или читаемые местным вузом). Они гораздо серьезнее.
Есть по одному AP-курсу по химии и биологии. Первая по нашим представлениям скорее похожа на физхимию, вторая ограничивается общей биологией (физиологию с анатомией пока в AP не включили, хотя планируют, а зоологию с ботаникой в школах США вообще почти нигде не проходят). Выбор AP-курсов по физике большой.
Как правило, AP-химия и AP-биология изучается после обычной химии (для обеих AP-курсов) и биологии (для AP-биологии). Обычный школьник, который захотел изучить сильные химию и биологию, будет учить эти предметы четыре года, причем два из них будут малополезны на фоне двух других. Времени на другие естественнонаучные предметы, например физику, у них не останется, разве что из пула факультативов. Факультативные часы должны быть потрачены на искусство, ремесло, языки, но обычно остается возможность взять еще пару естественнонаучных курсов за все четыре года старшей школы.
Курсов физики несколько. Есть двухгодичный AP-курс общей физики, он попроще, зато освещает много тем, примерно как в России, только слабее. Примерно то же в двухгодичном IB-курсе. Есть два продвинутых AP-курса физики: только механика и только электричество-магнетизм. Второй доступен мало в каких городах, даже в тех, откуда ребята часто ездят на межнар по физике, его может не быть. Эти курсы где-то читаются по семестру, где-то по году. Там физика на уровне российских физмат-школ, но только, повторяю, один раздел.
Чтобы усвоить физику на лучшем доступном в американских школах уровне, понадобится два или три года: AP Physics C Mech, AP Physics C El&M, AP Physics 2 (более слабый, зато пробегает по пропущенном в первых двух курсах разделам). Плюс простые химия и биология - вот уже и потратили все доступные для естествознания учебные часы, на AP-курсы химии и биологии времени уже не хватит.
Чэнь Юйфэй (Yufei Chen), Федя Евтушенко (Feodor Yevtushenko), типичные американцы, кста.
Да, типичные американцы. Это страна иммигрантов, так-то. И это большое преимущество Штатов.
Как минимум второй родился в США, да. Родители его переехали в США задолго до его рождения, в молодости, их самих перевезли в США их родители.