Ответ на пост «Почему хороший еврейский мальчик обязательно играет на скрипочке?»
Для евреев существовали разные легальные способы жить вне черты оседлости. Например, стать купцом первой гильдии (то есть быть очень богатым человеком) или долгие годы оттарабанить в армии. А еще вне черты оседлости позволялось жить людям с высшим образованием.
Самый общий легальный способ для еврея жить вне черты оседлости был простой: сменить религию.
В консерваториях учились очень немногочисленные студенты, десятки единицы в год, со скрипочкой они не ходили, а неплохо жили в Питере, иногда переезжали в особняки в других городах, гастролировали по Европе и Америке. Из России многие из них уехали уже в XX веке, создав в США так называемую "русскую скрипичную школу", например Хейфец переселился в США в 1917 году, Ауэр - в 1918, Цимбалист - в 1911. Мальчик со скрипкой на американской картине 1870-х годов никак не мог быть следствием того, что русским евреям разрешали нарушать черту оседлости для занятий в консерватории. Консерваторий в Российской империи было всего две, и обе, кстати, основаны евреями-выкрестами Рубинштейнами (братьями). Оба пианисты и оба жили в столицах без официального музыкального или иного образования.
Сначала эту льготу ввели для врачей с ученой степенью — их всегда не хватало. Потом просто для врачей. Затем для дантистов, фельдшеров, повитух, аптекарей и всех других медицинских специальностей, даже без высшего образования.
Мелкая деталь: повитухи в России были запрещены. Фактически они оставались, но никто бы ради них исключения в законах не делал. Вы путаете повитух с повивальными бабками, то есть лицензированными акушерками. Повитуха - родовспомогаюшая "народная целительница". Разделение понятий произошло еще в XVIII веке, когда для бабок ввели лицензирование. С тех пор слово "повитуха" использовалось либо как пренебрежительное название акушерки, либо для тех, кто практиковал без разрешения.