Ответ на пост «Почему хороший еврейский мальчик обязательно играет на скрипочке?»

Для евреев существовали разные легальные способы жить вне черты оседлости. Например, стать купцом первой гильдии (то есть быть очень богатым человеком) или долгие годы оттарабанить в армии. А еще вне черты оседлости позволялось жить людям с высшим образованием.

Самый общий легальный способ для еврея жить вне черты оседлости был простой: сменить религию.

В консерваториях учились очень немногочисленные студенты, десятки единицы в год, со скрипочкой они не ходили, а неплохо жили в Питере, иногда переезжали в особняки в других городах, гастролировали по Европе и Америке. Из России многие из них уехали уже в XX веке, создав в США так называемую "русскую скрипичную школу", например Хейфец переселился в США в 1917 году, Ауэр - в 1918, Цимбалист - в 1911. Мальчик со скрипкой на американской картине 1870-х годов никак не мог быть следствием того, что русским евреям разрешали нарушать черту оседлости для занятий в консерватории. Консерваторий в Российской империи было всего две, и обе, кстати, основаны евреями-выкрестами Рубинштейнами (братьями). Оба пианисты и оба жили в столицах без официального музыкального или иного образования.

Сначала эту льготу ввели для врачей с ученой степенью — их всегда не хватало. Потом просто для врачей. Затем для дантистов, фельдшеров, повитух, аптекарей и всех других медицинских специальностей, даже без высшего образования.

Мелкая деталь: повитухи в России были запрещены. Фактически они оставались, но никто бы ради них исключения в законах не делал. Вы путаете повитух с повивальными бабками, то есть лицензированными акушерками. Повитуха - родовспомогаюшая "народная целительница". Разделение понятий произошло еще в XVIII веке, когда для бабок ввели лицензирование. С тех пор слово "повитуха" использовалось либо как пренебрежительное название акушерки, либо для тех, кто практиковал без разрешения.

Почему хороший еврейский мальчик обязательно играет на скрипочке?

Рассказываю об истории возникновения этого стереотипа.

Почему хороший еврейский мальчик обязательно играет на скрипочке? История (наука), История России, Скрипка, Антисемитизм, Евреи

Джон Джордж Браун «Мальчик-скрипач» (фрагмент), 1874. Бруклинский музей.

История еврейского народа очень длинная и неразрывно связана с музыкой. Я не буду вспоминать ее всю.

Речь пойдет про конкретный стереотип, который возник в Российской Империи, на чьей территории в начале XX века проживало самое большое еврейское сообщество в Европе. И откуда евреи массово эмигрировали в Америку и другие страны, привозя свой уклад, культуру и привычки.

Да, так вот, РИ была крайне антисемитским государством и держалась за эту скрепу с яростью, достойной лучшего применения.

Евреи имели право жить только на определенной территории в специально отведенных поселениях — местечках. Они располагались на территориях Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Украины и Бессарабии (Молдовы).

Граница, за которой евреям нельзя было проживать, называлась чертой оседлости. Запрет на свободное расселение сочетался с рядом других экономических ограничений. А во второй половине XIX века еврейское население стремительно росло. Рабочих мест не хватало. В результате многие евреи были очень-очень бедными.

Очевидный выход — прорываться в большие города, где есть работа и больше шансов выбиться в люди. Для евреев существовали разные легальные способы жить вне черты оседлости. Например, стать купцом первой гильдии (то есть быть очень богатым человеком) или долгие годы оттарабанить в армии. А еще вне черты оседлости позволялось жить людям с высшим образованием.

Сначала эту льготу ввели для врачей с ученой степенью — их всегда не хватало. Потом просто для врачей. Затем для дантистов, фельдшеров, аптекарей и всех других медицинских специальностей, даже без высшего образования. Затем ее расширили на инженеров с высшим образованием, а впоследствии и на всех других обладателей университетского диплома.

Но, как водится, был маленький нюанс — университеты империи, и без того немногочисленные, принимали евреев только по квоте. Чтобы поступить сначала требовалось безупречно окончить гимназию, за которую тоже нужно платить и быть если не гением, то очень талантливым юношей. Консерватории тоже относились к высшим учебным заведениям, но принимали туда без всяких квот. То есть вакантных мест было чуть больше.

Вывод — «Сёма, не делай маме нервы. Ну-ка быстро возьми скрипочку и пиликай, человеком станешь!».

В свою очередь скрипка — инструмент небольшой, легкий. В случае погрома или другой беды, переезжать с ней значительно удобнее, чем с роялем или тубой. Хотя, это отчасти стереотип. Евреи благополучно осваивали и другие музыкальные инструменты.

А о том, что такое Вампука, как Шанель работала на Абвер, а кукурузные хлопья применяли для борьбы с мастурбацией, читайте в моём Telegram-канале.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!