Решил ответить постом, так как вопрос всплывает регулярно.
Почему хорошая продукция со временем становится говном?
Я работал аналитиком на колбасном заводе и лично видел как этот процесс происходит.
Итак, есть отдел продаж. У отдела есть планы по продажам. У коммерческого директора (КД) есть план по маржинальной прибыли (МП) перед руководством завода и собственником. Планы ВСЕГДА растут. Вот ВСЕГДА и точка. Плевать на ёмкость рынка, на экономическую ситуацию — планы не могут уменьшаться. Не знаю, кто был тот "гений", что придумал эту схему, но я бы подкинул ему дровишек под котёл.
Поэтому фактическая цель КД — продавать меньше, но прибыльнее, чтоб было откуда черпать рост для будущих планов.
А что такое маржинальная прибыль? Это разница между доходами, которые зависят от цены закупа у клиента, и расходами, которые во многом определяются производственной себестоимостью.
Казалось бы, в чём проблема? Можно же, в случае роста себестоимости товара, просто повысить отпускные цены, а ритейлер повысит свою.
Но нет! Не всё так просто! Основой объём продукции забирают торговые сети. И сети готовы зубами перегрызть тебе горло за то, что из-за повышения отпускной цены им придётся ставить на полку сосиски не по 109,99, а по 119,99. Ведь это же повлияет на их клиентопоток! Поэтому сети будут изворачиваться, но всеми силами противоборствовать повышению цены. Не наценку же свою конскую снижать, верно?
Что мы имеем в итоге?
Есть план по МП, который нужно выполнять.
Есть повысившаяся себестоимость товара.
Есть сеть, которая наотрез не хочет принимать повышение цены.
Раз нельзя повысить доходы — режутся расходы. КД приходит к пищевым технологам и с прискорбием на лице (нет) сообщает им, что вот такой-то товар надо сделать дешевле.
"Но ведь говно же получится!" — отвечают технологи.
"Ну вы там придумайте чего-нибудь, выжпрограммисты выжтехнологи" — слышат они в ответ.
И технологи придумывают. И придумывают. И снова придумывают.
И так, раз за разом, продукт всё ближе становится к говну, люди перестают его покупать, сети перестают его брать. А через какое-то время на заводе проводят ассортиментный комитет, по результатам которого куча наименований товара закрываются окончательно из-за низкого спроса, при том, что буквально за год-два до того спрос был большой. И мне, как человеку, что глубоко погрузился в вопрос, было от этого грустно.
Ну и перейду к заключению.
Хоть КД и небезгрешен (снизить себестоимость популярного товара, чтобы перевыполнить план по МП и получить прибыль? Не проблема), но, всё же, этим не увлекался.
Основные виновники накачанных водой куриц, котлет из опилок и прочего дерьма на полках это торговые сети. Когда вы берёте ваши любимые пельмени, а под упаковкой оказывается мясопродукт категории "собака вместе с будкой" — знайте, это компания вашего супермаркета неоднократно не приняла повышение цен, поэтому производителю пришлось выкручиваться, чтобы не уйти вообще в минус.
Единственная сеть, которая, по отзывам моих продажников, не страдала такой болезнью, это METRO, но наш завод поставлял туда достаточно малое количество продукции и это была, по факту, элитная сырокопчёная колбаса. Так что не могу ручаться за то, что у них со всей продукцией так.