1. Михаил Атаманов. "Защита периметра"
Кто? Геймер Роман
Куда? В игру.
Надолго? На 4 книги
Сюжет? Диванному Компьютерному флотоводцу космических кораблей предлагают заняться тем же самым, но за большие деньги в элитной игре для богатых с полным погружением. А потом оказывается, что это не игра. Или игра. Или, все-таки, нет.
Что понравилось? Автор хорошо владеет языком и не гнушается подробных описаний событий и окружающего мира, не заваливая читателя диалогами на 5 страниц без перерыва. Но при этом, нас не заваливают техническими характеристиками кораблей, все в меру дозированно. Еще, большим плюсом хочу отметить то что, несмотря на попадание в виртуальную реальность, здесь не будет уровней, сотен навыков, характеристик и прокачки. Во вкладках у героев только справки/достижения и возможность повысить или понизить репутацию кому-либо. Атаманов смог всего в 4 книги уложить интересный и динамичный сюжет со сражениями, экономикой, интригами, пришельцами блэк-джеком и шлюхами.
Что не понравилось? Неоднозначная концовка, которая плохо согласуется с последующим приплетанием этой вселенной к циклу "Искажающие реальность" того же автора. Еще герою выделили немножко гаремника. Благо хоть он не спит со всем разом, как это делают герои некоторых других серий. Ну и классическая ошибка многих авторов - герой, в своем мире был хорош в одном, а став попаданцем стал хорош во всем/во многом. В обычной жизни Роман водил в бой флот в компьютерной игре, пил пиво, и сычевал в квартире, а в том мире и дипломатом вдруг стал хорошим, и экономистом, и политиком. Ну вы поняли.
Личное мнение. Это отличный цикл отечественного «производства», который можно прочитать, а потом и перечитать.
2. Кира Измайлова. "Принцесса с револьвером"
Кто? Спящая красавица Проклятая сном принцесса
Куда? В будущее
Надолго? На 1 книгу
Сюжет? Принцесса уснула заколдованным сном в замке. За это время в мире произошел катаклизм, из-за которого планета сильно изменилась как внешне, так и технологически. Через этот новый мир героям нужно добраться из точки А в точку Б.
Что понравилось? Хорошая идея для сюжета. Интересный мир с различными авторскими задумками. Ограниченное количество персонажей не даст запутаться в сюжете, а формат “дорожного приключения” и легкий язык повествования не дадут заскучать.
Что не понравилось? Слишком много разговоров, возможно автору стоило больше времени уделить описаниям - мир-то получался необычный. В остальном же особых претензий не припомню.
Личное мнение. Эта книга не перевернет ваше представление о жанре, но позволит приятно скоротать пару вечеров. Приятный слог, легкий юмор, и не надо читать 12 книг цикла, когда уже и неинтересно и бросить жалко. На 1-2 чтения.
3. Дмитрий Распопов. "Мастер клинков"
Кто? 16-летний Максим, певец, кузнец и на дуде игрец
Куда? В другой мир
Надолго? На 4 книги
Сюжет? Паренек холодною зимою отошел от машины пописать и был зацеплен блуждающим порталом, который выкинул его в новом мире. И этот мир только и ждет чтобы его быстренько осовременили силами молодого потомственного кузнеца. И никакие бароны, графы, гномы, инквизиция и прочая мишура не в силах этому помешать.
Что понравилось? Что книги всего 4, а могло быть и 40, парень-то совсем молодой. Автор удивил тем что великая любовь случилась только к третьей книге, а до этого герой перебивается случайным сексом. Причем спят с ним или из страха, или из жажды денег, или по приказу. Удивительно. Несмотря на банальность сюжета - мне понравились два авторских хода. Первый - каким образом автор решил вопрос с гномской системой управления. До этого надо дочитать, чтобы проникнуться смелостью и внезапностью задумки. Второй - как автор высмеял путь мастера клинков. Опять же, на словах всю шутку не передать, да и спойлер это, но шутка хорошая получилась. И мое любимое - автор позволяет Максиму устроить подлянки тем, кто его предал или ему навредил ранее. Не люблю месть, но люблю возмездие.
Что не понравилось? Автор совершенно забил на язык. Максим с первой же книги использует слова: акция, реклама, прибыль, гешефт - и никто в другом мире не спрашивает у него что значат эти слова. Оправдать можно было бы тем что он говорит на родном языке того мира и подбирает похожее по смыслу слово, просто нам об этом не рассказывают. Но, далее 15-летняя маркиза говорит "закатай губу", глава Тайной Канцелярии называет штамповки для чеканки монет "матрицами", бандиты говорят "беспредел" и многое другое.
Теперь навыки. Упоминалось что в семье Максима все - потомственные кузнецы. Примем как данность что он шарит в этой теме. НО! Ни разу за всю книгу нам не объяснят, как 16-18 лет парень, не особо-то увлеченный учебой, разбирается в психологии, экономике, сельском хозяйстве, металлургии, промышленности, менеджменте и многом другом. Серьезно. Это можно было бы объяснить тем что при переносе через портал маг ему кучу знаний в голову уронил, но автор даже это поленился сделать. Причем автор пытается это оправдать совсем тупой ерундой. Типа: "Я постарался вспомнить все, чему нас учили на уроках природоведения" и хоп - открываем производство бумаги и веревки из конопли. "Я вспомнил как нас на одном уроков возили на ферму, и вытащил из памяти все что рассказывал немолодой фермер" - вжух, и начинаем пахать землю, выращивать урожай и все такое. Понятно, что кто-то в 16 лет по гаражам лазает, а кто-то в 16 университеты заканчивает, но не до такой же степени.
Вишенка на торте: 16-17 лет подростку хватает сил на протяжении долгого времени руководить большим поселением, учиться мастерству в кузне и тренироваться с воином-учителем, и так каждый день. А вам слабо?
Личное мнение. Стандартный мир с людьми, магами и гномами (и у них есть хирд). На другом континенте и эльфы есть (и говорят на квенья и называют титан мифрилом). Это уже не отсылки, это уже плагиат и банальная лень придумать что-то свое. Стандартное прогрессорство на ровном месте безо всякого объяснения причин. Стандартные рояли в кустах. Но автору хватило духу дать своему герою пострадать хотя бы немного. Да и было несколько интересных идей. Прочитать можно, но только если совсем уж нечем заняться. Хотя я бы не советовал.
4. Егор Чекрыгин. "Хроники Дебила"
Кто? Вася, стиляга из Москвы Петя, студент из Москвы
Куда? В другой мир (развитие на стыке каменного и бронзового веков, это важно)
Надолго? На 6 книг
Сюжет? Герой попадает в древние времена и его подбирает первобытное кочевое племя, в котором даже домашний скот приносит больше пользы чем наш попаданец. В принципе, так и всю жизнь прожить можно, но только если племя выживет. А если нет?
Что понравилось? Чекрыгин умудрился написать серию, реально выбивающуюся из общего ряда современной волны книг про попаданцев. При этом она не то чтобы широко известна. Насколько я понял, даже не издавали ее на "физических носителях". Возможно виной тому название. Автор активно высмеивает попаданческие клише, при этому умудряется обойтись без большинства из них. Это вам не "стеб над сёненом который сам стал банальным сёненом". Конечно, в более поздних книгах писатель использует парочку, но это простительно на общем фоне. В первой же главе Чекрыгин указал что герой по приколу раньше изучал гончарное дело, и я такой, "ну, сейчас начнется", но следующими же двумя абзацами автор объяснить почему герою это нифига не поможет :)
Итак, чего у нас нет, что набило уже оскомину в других книгах:
Нет избранности - Дебил не перевернет этот мир с ног на голову. Разве что жизнь своего племени, да и то, не сразу, а по чуть-чуть. И не станет великим кузнецом/воином/политиком к которому через семь морей цари за советом поедут.
Нет привязки к месту/нет причины попаданчества - Петя не появился в новом мире возле замка опального герцога, который его усыновит, или у ворот магической школы, куда его возьмут учеником, его не призвали в этот мир для помощи принцессе или для службы королевству. Просто уснул, а проснулся в степи.
Нет прогрессортсва - потому что ничего нет такого, что средний житель 21 века смог бы предложить кочевникам из каменного века. Им не нужны основы сельского хозяйства, математика, алфавит и приемы карате. А посуду лепить из глины - бабское дело. Лучше, вон, навоза для костра натаскай, да хвороста принеси. Да, кое-что, Петя реализует из своих современных идей, но для этого придется с боем продираться через традиции и менталитет.
Нет гаремника - кому ту нужен возрастной неумеха, который даже тигра не одолеет или дичь не догонит на охоте, когда тут ходят двухметровые качки?
Кроме того, Чекрыгин (Царствие ему Небесное) не забыл о сюжете, он тут хоть и нетороплив, но интересен, и немало внимания автор уделил окружающему миру и качественным описаниям.
Что не понравилось? Да, цикл мне зашел, но и претензий, хоть и субъективных, у меня тоже хватает.
Во-первых, повествование ведется от лица персонажа склонного к самокопанию - огромные части текста посвящены разговору Дебила с самим собой (но со второй книги и далее будет больше динамики). Кроме того, в качестве смехуёчков постоянно проводятся какие-то приколы, анекдоты или шуточки из нашего мира. Вначале забавно, потом надоедает. Подозреваю что, если бы автор сократил эти побасенки хотя бы наполовину, книг было бы не 6, а 5. Или даже 4.
Вот еще пример:
Даже сам Царь Царей Улота удостаивает меня личной беседы… — Набрав подобными уговорами достаточный уровень наглости и зачем-то потрогав пришитые к моему воинскому поясу скальпы, я глянул в глаза сидящему на троне и, нагло цыкнув зубом, спросил: «И че?».
— Какие, блин, проблемы-то, гражданин начальник? Имя вам мое не нравится? Происхождение неясно? Цвет волос отталкивает? Познания смущают? В миссию не верите? Так это все ваши проблемы! Если есть че конкретно предъявить — дымящийся ствол, отпечатки пальцев, показания свидетелей, зовите прокурора, судью и палача. А ежели нет… то, как говорится, и суда нет. Презумпцию невиновности, которую вы небось еще даже и не выдумали, пока никто не отменял! — говорили мои глаза. (…Как мне хотелось бы думать.).
Понимаете, да? Этого даже не происходило в реальности, это герой просто так подумал. И таких абзацев полно. Не мой стиль.
Во-вторых, то ли писателю делать было нечего, то ли это тлетворное влияние самиздата, но по хочу текста Чекрыгин оставляет свои писательские комментарии:
Или опять старый добрый «Один дома» с падением на голову роялей, вздергивающими веревочками, и колесиками под ногами? Ну будь это кино, возможно бы, все и получилось. А так…
(Увы, Аффтырь так и не удосужился посмотреть этот фильм, так что имеет представление о нем исключительно из рекламных роликов.)
Аффтырь, блеать. Выпей йаду, упей сибя ап стену. К счастью, такая хрень только в первой книге.
Личное мнение. В первом посте буквально через каждый пятый комментарий советовали этот цикл. Что ж, в принципе, эту книгу можно читать любому, но лучше всего она раскроется тем, кто уже "начитал" в жанре попаданцев определенный стаж чтобы оценить по достоинству авторский стеб и яркое отличие всей серии от стандартной попаданческой книги. При всех минусах - медленная динамика сюжета, авторские комментарии, перенасыщенность юморком - это действительно отличный цикл, с которым я рекомендую обязательно ознакомиться. Хотя, очевидно, зайдет книга не всем. Специфично.
5. Вадим Денисов. "Стратегия"
Кто? Крутые специалисты узкого профиля
Куда? На другую планету
Надолго? На 8 книг
Сюжет? Волею судеб таинственных экспериментаторов, о которых мы больше ничего никогда не узнаем (и слава богу) множество людей, разделенных по национально-территориальным признакам были закинуты на планету. Теперь им предстоит построить цивилизацию почти с нуля и понять, зачем они здесь.
Что понравилось? Достаточно необычная, на фоне основного массива книг про попаданцев, идея. Прямым текстом с первых же страниц рассказывается кто попал и почему. Никаких роялей вида "в детстве я увлекался Римом, как же удачно что я попал в Рим" - герои были выбраны для "попадания" именно потому что они хороши в своем деле. Хирурги, инженеры, управленцы, бойцы, ученые, каждый на своем месте. Кроме того, автор не заставляет их скатываться в средневековье, сидя в котором они за пару книг из говна и говна сделают вертолет. "Пришельцы", загадочные Смотрящие, которые устроили весь этот эксперимент, любезно оставили каждой группе попаданцев "канал", по которому они раз в день могут заказать до 300кг практически чего угодно - хоть муки, хоть фрезерных станков, хоть трактор по запчастям собери. А еще раскидали по окрестностям "локалки" - точки с ништяками. Кроме того, у автора хороший, легкий слог, грамотно дозированы шутеечки и очень колоритно выписаны ключевые персонажи. Некоторые диалоги - просто песня, можно почерпнуть несколько интересных философских размышлений.
Что не понравилось? Тут была длинная субъективная претензия, которую я не стал писать потому что жена сказала, что я придираюсь: D В итоге, из минусов я могу отметить проседание повествования книге к третьей. События, фактически, повторяются, при этом резких сюжетных поворотов автор не делает, трагедий на горизонте тоже не предвидится. Но, несмотря на это, грубых ошибок или роялей в кусах автор не демонстрирует, поэтому и помусолить в голове тупое сюжетное решение тоже не получается. Все это приводит к тому что на 5 книге чтение стало похоже на кисель. Вроде и читаешь что-то, а что – тут же забываешь.
Личное мнение. Вообще, автор довольно верно выбрал название. Цикл, особенно первые две книги, реально читаются так будто кто-то в стратегию играет. Вот тебе стартовая точка, вот вокруг есть леса, а есть логова зверей, а есть места с добычей, надо только отправить разведчиков карту изучать. И написано действительно интересно. Почитать рекомендую, но с оговоркой.
P.S. Еще у автора есть циклы "Путь на Кристу" и "Генетический шторм" - они пересекаются со "Стратегией" но их я уже не читал.
6. Айтбаев Т. А. "Вы призвали не того"
Кто? Один из множества людей, обычный парень.
Куда? В ЛитРПГ В множество миров
Надолго? На 19 книг, а ведь цикл еще не окончен. Это только "первый сезон", как окрестил его автор. (А второй я еще не читал и не факт что буду)
Сюжет? Дело было вечером, делать было нечего. Открылся у Андрея портал в квартире - он посмотрел на него, и вошел. Ачётакова? Все равно скучно. А вдруг по ту сторону портала есть большие и мягкие сиськи?
Личное мнение. Тут не получилось у меня разделить "что понравилось" и "что не понравилось". Поэтому все будет в одной мешанине. Это, в некотором роде, поклон автору, потому что его цикл - это тоже мешанина. Мешанина жанров, историй, плохого, смешного, отвратительного, хорошего, увлекательного и откровенно тупого всего.
Первоочередное предупреждение - если большое количество пошлостей, мата, секса практически во всех его вариациях, расчлененки, кровищи, а также унизительного отношения к женщинам и зашкаливающего количества слов "дойки" и "сиськи" для вас неприемлемо - то смело проходите мимо и даже не начинайте. Ну или попробуйте перетерпеть первые книги. Дальше лучше.
Для не читавших, что у нас тут имеется?
Мир:
@Pinkbyte, советовавший этот цикл, написал что
"Вы призвали не того" надо читать с пониманием что это будет стеб над самим попаданством и штампами(при этом когда дело будет серьезно эти обстебанные штампы будут тут же применены, не всегда красиво правда, но достойно)
И это, в целом, действительно так. Айтбаев откровенно насмехается над листами прокачки персонажей, которые так любят пихать в конце каждой главы авторы ЛитРПГ, но при этом сам вас заебет этими листами на три страницы даже не в конце каждой главы, а гораздо раньше. Однако через некоторое время, когда вы запомните основные фишки Андрея, эти листы исчезнут вовсе. Другие “законы жанра” и попаданчества и ЛитРПГ также будут в той или иной степени обшучены.
Касательно окружающего мира, автор постепенно увеличивает масштаб, начиная с классического небольшого фентезийного королевства, а заканчивает скачками по нескольким параллельным мирам в компании космических кораблей, богов, богинь и совсем уж невероятных хтонических сущностей размером с галактику. Причем, и тут автору большой плюс, делает он это качественно, вплетая в мир и свои собственные идеи, некоторые из которых довольно оригинальны.
Вокруг Андрея постоянно крутится сонм других героев, сущностей, мест и все они предлагают поучаствовать в очередном безумном приключении, даже если предыдущее еще не окончено.
Герои:
Их тут дофига и больше. Не меньше 20. И это те только, кого вы регулярно будете встречать или слышать их имена. Со второстепенными если - то под сотню, думаю, наберется. Поименно я их перечислять, конечно, не буду. Отмечу только два больших плюса:
Первый - автор уделяет внимание ВСЕМ своим персонажам, сколько бы их ни было. Даже если они пропадут из вида на главу, на две, на целую книгу - потом они обязательно объявятся, причем не в качестве рояля, а со своей историей, которая логично нам расскажет, где были и что делали все это время. Или же их сюжет будет просто идти параллельно основному.
Второй - автор оказался хорош в части побочных сюжетов, сумев и в драму, и в юмор, и в тоску и в безудержные хиханьки.
Сюжетка Доси или Жанны заставляет грустить, сюжетка Хомяка - смеяться. Сюжетка Фив - поднимает вопросы о том, что курил автор, когда это писал, а сюжетка Антуанетты - моя любимая и интересна мне даже больше истории основного героя. Я про нее бы с удовольствием прочитал бы книг 7. И в то же время, Айтбаев неплохо развил историю Андрея и, постепенно, из простого парня, любящего сиськи, он превращается в парня, любящего сиськи, но со сложной судьбой и неоднозначным прошлым. Андрей практически ежеминутно ходит по грани сумасшествия, а в астральном плане его души постоянно трутся какие-то типы которым от него что-то надо.
Сюжет:
Оговорюсь, я не знаю что в голове у автора, поэтому все что ниже - только мои домыслы. Но у меня есть стойкое ощущение что первые книги автор писал, как какой-то хентай-комикс, только без картинок, а текстом, без намека на какое-то глобальное развитие серии. Все стандартные элементы фентезийного хентая на месте - тентакли, грудастые эльфийки, лоли, и прочие тентакли. И пещера с гоблинами есть. И только книге к третьей автор понял, что долго такое порево читать никто не будет - проще на хенчан сходить, и взялся за развитие персонажей. И хорошо взялся.
Хочу обратить внимание так же на то что сюжет в первых книгах подается очень сжато, без долгого рассусоливания. На первой странице Андрей шагает в портал. На седьмой трахается со служанкой и получает первое очко навыков. На двадцатой качается в пещере гоблинов, на сто тридцатой получает просто в очко. Хехе. И за это я тоже поставлю автору плюс, потому что он прекрасно понимает, что у попаданцев, да еще и с приставкой "ЛитРПГ" всегда (за оооооооочень редким исключением), одно и то же начало - герой слаб, он качается, становится сильнее, заводит знакомства в этом мире и пошло-поехало. Айтбаев сознательно сжимает это все буквально в первые полкниги, понимая что эти все стандартные начала уже никого не интересуют, и автор тащит нас дальше, к самому интересному.
Спорные моменты:
А если все так хорошо, если я захвалил автора по самые гланды, то в чем проблема-то?
Во-первых, в том, что женщинам в первых книгах откровенно не везет. Женские персонажи, достойные внимания, появятся не сразу, а до этого они все - либо безропотные крестьянки, либо помощницы крутых, самодовольных «героев», которые используют их в качестве живого щита или как секс-игрушки. Потому что у них там рабские ошейники есть, магические, которые заставляют раба исполнить любой приказ. Да и не только. Я не ханжа, но сексуальная беззащитность местами напрягает в этом произведении.
Во-вторых, автор, прям перенасыщает книги сексуальной тематикой, а она надоедает, особенно когда сюжет становится интересным, и все эти постельно-сексуальные дела хочется просто пролистывать. Почему-то в этой вселенной трахаться хотят все – боги и богини, герои и героини, вампиры, оборотни, монахини, и прочие паучихи-тян и осьминоги-тян. Единственное что радует, автор идет по грани, но не сваливается в нее, поэтому педофилии, настоящих изнасилований и всякого гуро не будет (ну, где-то там в мире оно и есть, но "наши" герои такого не вытворяют.
В-третьих, авторы самиздата имеют неприятную (для меня) привычку через своего героя знакомить читателей со своими музвкальными предпочтениями. В случае Айтбаева, когда Андрей Буревестник включает "Берсерка" Бог Ярости ему в голове включает всякий музончик из русского рока с прямым цитированием песен. Я такое не люблю ( в смысле, не русский рок, а такой сюжетный ход).
В общем, я повторю свой стартовый дисклеймер - этот цикл значительно отличается от многих попаданческих серий и я рекомендую его к чтению. Но он очень специфичный и зайдет далеко не всем.
P.S. обычно я готов сказать что обложки не отражают происходящего в книге и нарисованы шаблонно, на "отцепись". Но в этом случае обложки как раз-таки все верно показывают :D
7. Михаил Баковец. "Резервация"
Кто? Дед Максим, да и хуй с ним множество других людей. А также кошки, собаки, хомячки и зенитное орудие.
Куда? В другой мир
Надолго? На 2 книги (цикл не окончен!)
Сюжет? Неизвестным явлением множество людей оказались закинуты в очень негостеприимный мир, в котором им теперь предстоит выживать, убивать все что шевелится, а что не шевелится - расшевеливать и убивать. В целях безопасности и выживания, конечно же. А еще здесь есть магия.
Что понравилось? Что автор накидал интересных идей и сумел завернуть это все в достаточно динамичную историю. Никакого сюсюканья со многими персонажами не предвидится. Героев поджидают и увечья, и пытки, и много чего еще. Также плюсом идет что большая часть героев, даже только несколько раз упомянутых, не исчезают бесследно - автор обязательно вспомнит про них и расскажет, как они поживают, даже если последний раз вы слышали их имена полкниги назад. Баковец неплохо пишет, постепенно расширяет географию, и этот мир имел неплохие шансы стать довольно большим и интересным в голове у читателя, если бы не одно но...
Что не понравилось? ...и это “но” заключается в том, что цикл, блин, не дописан! Это, конечно, главная претензия. Вторая книга не то что с открытым концом - она просто обрывается. Да, можно считать сюжет частично закрытым, ведь угроза со стороны пигмеев и недоегиптян, фактически, закрыта. Поселения развиваются. Сила глав.героя растет как на дрожжах. Но все-таки, было еще куда писать. Еще мне не понравилось то что автор вплел в книгу несколько интересных задумок, на которые потом откровенно забил, хотя у них был потенциал. И в целом, автор отмахивается от возможных проблем своих героев, хотя их можно было бы тоже удачно вплести в сюжет. К примеру, не объясняется почему некоторые попали целиком, так сказать, а кто-то перенесся в чужие тела? Нет конфликтов сознаний, психоза на фоне восприятия чужих воспоминаний и так далее. хотя это хорошая тема для побочных веток. Остались туманные намеки на то что наши попаданцы - не первые в этом мире и так далее. Множество путей развития сюжета, как основного, так и побочных, просто оборвались. А жаль. Еще пару книг из цикла я бы прочел.
Личное мнение. Странно было бы советовать к прочтению недописанный цикл, брошенный, фактически, в самом интересном месте развития. Но если вам совсем нечем заняться - можно и почитать. На 3-4 дня хватит.
8. Ерофей Трофимов. "Старатель"
Кто? 40-летний мужик
Куда? 19 век. В тело юноши, 14 лет от роду.
Надолго? На 3 книги.
Сюжет? Тайга, узловая станция, где-то под Екатеринбургом. Мальчика контузило, а когда он очнулся - это был уже не он. В его теле теперь обитает наш современник, на все руки месте, прошедший войну и познавший жизнь. А воспоминания от мальчика, конечно, остались, куда ж без этого. И как 40-летнему мужику смириться с тем что он обычный крестьянский сын в далекой глухомани? Правильный ответ - никак. Не будем смиряться.
Что понравилось? В целом - ничего. Единственный зацепивший персонаж - графиня Наталья Шувалова-Шуйская. И хант Торгат еще. В остальном же не могу сказать ничего хорошего.
Что не понравилось? Классические грабли - "я охотник, значит знаю все про патроны и оружие", "я автослесарь - значит могу собрать машину из говна и палок" - а ведь это далеко не так.
Вообще же, главная фишка трилогии заключается в том что автор противоречит сам себе. Практически во всем. Я уж не знаю, как это у него получилось, но это так. Смотрите сами:
- С первых же страниц герой понимает что если он сейчас заговорит на каком-нибудь английском или проявит знания которых до контузии у мальчика не было - за него возьмутся всерьез, поэтому надо вести себя привычно, тихо, и потихоньку реализовываться. А мальчик до контузии – был тихим, молчаливым, неконфликтным, пропадал в тайге или тусил в депо. Но при этом герой встревает во ВСЕ что происходит. Кроме того, см. ниже, герой начинает стремительно прогрессорствовать, использовать в разговоре слова "снобизм", "общественное устройство", "пулемет", "обменный курс", и прочее, разглагольствует о политическом устройстве мира и совершенно не парится по этому поводу. Но каждый раз, когда говорит какую-нибудь поговорку из современности, типа "патронов может быть или мало, или мало - но больше уже не унести" или "опыт не пропьешь", то весь аж боится, что вот сейчас его раскроют, сейчас заподозрят неладное. Ты серьезно? Вспомни что ты нес до этого!
- Практически сразу же Мишка начинает поражать окружающих своими придумками - делает новые патроны, инструменты, пистолеты, аэросани (!), миномет (!!), автомобиль (!!!). При этом на все вопросы, откуда он знает такое и как да этого дошел, всегда ответы: " в книжке прочел", "так среди людей живу", "в журнале про механику видел такое". Нормально? Я б еще процитировал большой кусок его разговора с инженером про аэросани, но места в посте уже нет. Там настолько тупо, что просто мрак. И это говорит 14-16 лет мальчишка, в глухом городке, с половинкой образования. Причем, он сделал пистолет, у которого на 100 выстрелов ни одной осечки. А вот у господина Маузера, говорят там же, в книге, при всех его деньгах, инженерах, мануфактурах и рабочих - не меньше 2 осечек на 50 выстрелов. Какая база у подобного таланта? Никакой. Просто автор захотел.
- Трофимов, в угоду глав.герою, гробит персонажей, которые могли бы себя достойно проявить в книге. Например, и урядника поселения, и контрразведчика Белецкого, и атамана станицы сам же автор описывает как умных, наблюдательных людей, не по блату занявших свои места, и в целом людей достойных. Но все это улетучивается, как только рядом оказывается наш Мишка. Кто перебил половину банды, напавшей на станцию? Мишка. Кто все три книги подсказывает опытному контрразведчику что и как сделать? Мишка. Кто с одного взгляда вычисляет всех подозрительных и разоблачает их как шпионов? Мишка. К кому бежит на помощь все (!) кочевое (!!) племя (!!!) хантов (!!!!) когда в лесу расплодилось слишком много волков? К Мишке. Да чтоб мы без тебя делали. При этом, все эти его познания никак не объясняются.
- Автор кладет огромный болт на социальную составляющую. Мишка с ноги открывает двери в кабинет начальства. За любой косой взгляд или обидное слово бьет, вплоть до выбитых зубов и переломов, солдат, прислугу, купцов. В наглую хамит полиции, офицерам армии. В штабе, при толпе народа, угрожает оружием майору. Все это, напомню, проделывает 14-16 летний "крестьянский сын" и все это ему сходит с рук, а кое-что, даже находит поддержку. И это в городке, по которому этапируют ссыльных, где власть должна держать порядок железной рукой, а не потворствовать подобному беспределу. Да еще и от малолетки какой-то. А еще, всякие офицеры к нему обращаются на "Вы, Михаил". С какого фига-то?
- В отзывах на одном сайте видел пассаж о том, этот герой будет интересен подросткам, они захотят на него равняться. Да не дай бог мне ходить там, где будут подростки, взявшие Мишку за образец. См. абзац выше, кроме того, он быстро получает в поселении репутацию бешеного, поубивал кучу народу, а половина диалогов от его лица щедро присыпана такими словами как "хищно усмехнулся", "рыкнул", "зашипел", "прорычал". У нас точно герой, а не бешеный волк какой-то?
- Сюда же можно добавить кучу крючков, которых автор накидал в текст, но они так и не выстрелили. Просьбы сидельцев; приехавшая с дочерью Дарьей обедневшая дворянка; Анна, дочь полковника; спасенный из капкана медведь; географические нестыковки; выпавший их сюжета инженер - все это оставляло закладку в мозгу, на предмет последующего появления в книгах ииииииии... снова нифига. Копирование диалогов и ситуаций - "мама Глаша, не голоси" заебало меня уже к середине второй книги, а ведь это будет еще полторы повторяться.
Личное мнение. Воспоминания еще свежи и горят огнем. Как и моя жепь. Искать в этом цикле нечего, и читать не советую. Исключение – если вы поклонник “роялньго попаданчества”. Тогда смело вперед :)