Ответ на пост «Создание виртуального 3d манекена»

Почему у этого поста такой маленький рейтинг, а лента лучшего загажена анекдотами из одноклассников и видео с котами? Несправедливо

Спасибо огромное за контент, навряд ли оно мне пригодится, но написано и разжевано так хорошо, что прямо руки тянутся заняться этим. Именно ради таких постов я когда-то пришла на Пикабу.

Поэтому у меня не горит с авторов, которые создают такой контент и зовут потом в свои телеги, походу все стоящее скоро будет только там. Я сама так делаю, наблюдая, что творится с аудиторией последний год. 

Создание виртуального 3d манекена

Здравствуйте. Предупреждаю сразу, ссылки не являются рекламой, и приведены в качестве примера, и источника информации. Также предвижу то, что мне будут указывать на использование не тех программ, и не тех методов. Признаюсь, я описываю тот путь, по которому шел сам, и другие методы и программы имеют место быть, возможно даже выдавать лучшие результаты. Обязательно напишите об этом в комментариях, если знаете более эффективные способы решения этих задач.

Так как этот пост создан для ответов на вопросы которые появились при обсуждении в одной ветке комментариев пользователей Пикабу, то сначала напишу информацию для тех, кто не в курсе.

3Д манекен — это инструмент для проектирования одежды в виртуальной программной среде. Он позволяет добиться идеальной посадки при пошиве, а также шить с учетом особенностей и дефектов фигуры.  Также ускоряет проектирование одежды, хранение выкроек, и открывает доступ к уже готовым моделям, позволяя быстро подгонять выкройки под себя. Стандартные методы построения изделий, таких как английский крой, или по Злачевской, и далее по списку можно забыть. Также если шить вы не умеете, то вполне можете научится создавать выкройки, распечатывать, и отдавать их в швейные мастерские, или мастерам для пошива.

Скажу больше, можно создавать вещи на любых существ просто получив их 3Д скан. Я сейчас, в рекламных целях создаю рюкзак на крысу, и жилетку на пчелу. Можно сделать скан сиденья автомобиля, и пошить крутой чехол. Так что манекеном может быть не только человек.

Итак, какие материальные средства, и программное обеспечение нам понадобится.

Программы CLO Standalone 6 или 7 версии.

Rhino 7

Компьютер. Проц Intel i5, 8-16 гиг оперативы, GeForce GTX 750 Ti видеокарта. (конфигурация приблизительна, указана для ориентира выбора компонентов). Это минимальная конфигурация для работы, но могут быть проблемы с рендером видео в CLO. Фотоаппарат любой.

Если будете строить манекен по методу с самодельным сканером, то понадобится компьютер в два раза мощнее, поворотный стол, Kinect, и программа Skanect

Итак начнем.

Алгоритм создания виртуального манекена таков: получение сетки с геометрией тела различными способами, 3Д сканерами, мобильными телефонами с лидаром, кругового фотографирования и последующей загрузкой в спецпрограммы, или просто по фотографировании тела в трех проекциях. Результатом работы станет сетка, которую надо чистить, и уменьшать количество полигонов. После этого мы уже можем создавать одежду, но для получения доступа к более навороченным функциям полученную геометрию нам надо загрузить в CLO. Делать это можно двумя методами, либо подстройкой дефолтного манекена программы под ваш, либо изготовление из вашей полученной сетки манекена, который имеет нужный формат для программы, путем добавления костей, суставов, контролем правильного вектора сетки, и других мелочей.

Методы получения сетки

Что такое сетка? Полигональная сетка (от англ. polygon mesh) — это совокупность вершин, рёбер и граней, которые определяют форму многогранного объекта в трёхмерной компьютерной графике и объёмном моделировании.

Самый простой метод получения полигональной сетки — это использование промышленного сканера. Сканируем себя и получаем сетку в определенном формате. На данное время 3д сканеры имеют цены не такие кусачие, как в 2008, когда начиналась тема с манекенами. На тот момент они стоили от 300 000 руб. Сейчас за 30 000руб можно найти приемлемый вариант. Если у вас нет доступа к таким вещам, и нет денег на покупку, то ниже описаны методы получения полигональной сетки различными методами.

Есть два варианта построение манекена. Простой и сложный.

Простой метод требует освоение CLO Standalone (далее клошка). Недавно вышла 7 версия, 6 вполне юзабельна. На торрентах присутствует. Можно скачать с оффсайта на месяц работы. Информации по обучению тонны.

По поводу обучения работы в программе писать не буду, если потребуется сделаю отдельный пост, но в интернете материалов достаточно много. Как пример ютуб канал https://www.youtube.com/@dresslab14/videos  

Самый лучший метод обучения в клошке, это наблюдение за тем, как работают профессионалы. Именно я так учился. Вот пример мужик делает сумку, там показаны основные приемы работы с тканью, но нет работы с маникеном.  https://www.youtube.com/watch?v=TKXYGookZUw

Программа не сложная, принцип работы заключается в окружении аватара плоскими выкройками, который после симуляции сшиваются между собой, обхватывая аватара.

В самой программе есть манекены по умолчанию, и метод построения манекена по своим размерам заключается в подгонке размеров аватара к вашим фоткам. Ссылка на урок https://www.youtube.com/watch?v=PM-O4OHruBg

Такой метод позволит быстро построить свой анатомический манекен, если у вас стандартная фигура, либо физические особенности имеют зеркальный характер. Например, у вас обе длинные руки, или обе короткие ноги. Если ваш дефект несимметричен, одно плечо опущено, или сильный горб, или три руки, то потребуется освоить сложный метод. Для освоения сложного метода придется научится работать во всех описанных выше программах.

Сложный вариант делится на три метода. Первый метод — это создание по фотографиям (самый замороченный метод), второй использование самодельного 3Дсканера (не пугайтесь, все не так сложно), и третий это использования мобильного телефона и спец программ.

Первый метод я не буду описывать, но чтобы вы понимали в общих чертах как это работает вот ссылка. https://www.youtube.com/watch?v=fjwyn9g1dOw

История этого метода занимательна. В далеком 2008 году участники форума объединились в коллективный разум, и начали штурмовать эту тему. Как результат работы получился метод построения манекена по фотографиям, без дорогих сканеров. Я очень много информации и вдохновения получил именно оттуда. Спасибо им за это. Вот ссылка на эту ветку https://club.season.ru/topic/15151-rabota-v-rino-rhinoceros/

Для тех, кто пойдет по этому пути сделаю заметки. Плагин Squish был недоступен в тех версиях рино, сейчас в 7 версии он уже встроен. (плагин позволяет форму расплющить на плоскость, то есть создать выкройку). Т сплайны вещь хорошая, но в том виде как описаны на форуме уже недоступны. На их смену в 7 версии подвезли сабдивы. Очень годная вещь. (ниче не понятно, но очень интересно, понимаю)

Второй метод заслуживает внимания, и именно по этому пути пошел я.  Для этого метода нужно изготовить поворотный столик, для осевого вращения модели. (то есть себя любимых). С двигателем можно не заморачиваться, крутить его можно веревочкой. Чертежи поворотного столика прилагаю, я разработал дешевую и крепкую модель, так как цены на них неадекватны (от 60 000 руб). Сделан был из того что было под рукой. Низ фанера, верх дсп.

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)
Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Если нет возможности изготовить, пишите договоримся, могу сделать.  Вот чертежи.

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Сканер изготавливается из Kinect. Kinect — это устаревший продукт, первоначально выпущенный для Xbox 360, а затем для серии Xbox One с адаптером Kinect. Kinect содержит встроенную камеру и лидар, позволяющую играть в интерактивные игры, делать фотографии и многое другое. На авито полно бу по сносным ценам. От 1500 рублей и выше. От них избавляются, потому что уже наигрались.  Потребуется докупить переходник, для подключения к пк. Также нужен достаточно мощный комп. И программа под названием Skanect Pro

Вот ссылка на ветку форума по изготовлению, и нюансах. https://club.season.ru/topic/34590-3d-sensory-dlya-sozdaniya-trehmernoy-modeli-v-domashnih-usloviyah/

Когда все сделаете, то конечным продуктом будет сеть. Ее надо чистить и ретопить (уменьшать количество треугольников). На фото ниже результат после киннекта.  

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Если присмотреться, можно увидеть дефект плечевого пояса, одно плече опущено. Палка в руках нужна чтобы уменьшить шатания фигуры, это плохо влияет на размеры.

Если кто будет использовать этот метод, пишите, освещу подробно эту тему, у меня свой алгоритм, ну и рино 7 подвезла интересные инструменты по этой теме. После ретопа и чистки, получаем вот такой вот манекен.

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Он без ног, но работящий. С ногами я не утруждался, так как моя специализация — это рюкзаки и сумки, и мне нужен был только верх. В клошке на то время я не работал. На данный момент мне нужны ноги, так как в клошку надо загружать полноростовой манекен, и я жалею что тогда не заморочился.

3Дсканер из кинекта имеет небольшой диапазон сканирования, поэтому помещается только одна часть туловища, но это не страшно, при ретопологии их можно свести вместе.  Конечно, есть методы более жесткие, по ссылке выше, ребята в конце делали связку из двух или трех киннектов. Но это требует больше денег, времени и мощности компьютера.

Третий метод — это использование мобильного телефона и программ сканеров. Из всех мне понравилась MagiSkan, более-менее адекватно сканирует, нужно просто побольше фоток, и хорошее освещение. Программа платная, она под андроид, дает сделать бесплатно три модели. Если надо больше, цены адекватны, вроде два доллара 10 сканирований.  Далее по накатанной, закидываем сеть в рино, ретопим, чистим, и получаем вожделенный манекен. Чистить и ретопить можно не только в Rhino, есть специализированные программы для этого, более простые. Но рино даст вам больше возможностей по редактированию, хранению, и печати выкроек. Есть программы для компьютера, которые создают 3Дмодель по фотографиям. Я сделаю отдельный пост по этой теме, так как когда я тестировал программы в 2008 году, результат меня не устроил. Сейчас в 2023 программное обеспечение шагнуло вперед, и я думаю на эту тему следует обратить внимание еще раз.

Ретопология и очистка сети

Основную работу по очистке и ретопологии я провожу в Rhino. На данный момент актуальна 7 версия. На торрентах присутствует.

Rhino не является швейным САПРом, это программа по работе с нурбс поверхностями, они более точные чем обычные сетки, и поэтому Rhino это программа технического моделирования. Ее очень сильно обожают ювелиры.

Именно поэтому при открытии программы не пугайтесь обилию инструментов, из всего этого вы будите использовать не больше двадцати. Как проводить ретопологию и очистку быстро и без проблем я напишу отдельным постом.

Рино не типичная программа для этих задач. Так почему я выбрал именно ее? Во-первых, из-за нурбс полигонов, они более точные, поэтому можно создать манекена который не изменит своего размера в лоуполи. (луополи это 3Д модель с небольшим количеством полигонов.) Во вторых все выкройки я храню в формате рино, так как их можно оперативно менять во время изготовления изделия, они меньше весят, можно наносить метки, заметки и прочую информацию, а также там очень удобная печать больших выкроек. Их можно разбивать на маленькую плитку размером а4, и печатать большие выкройки путем склеивания. Также в рино есть плагин грасхоппер который позволяет запрограммировать рутинные операции. Например, у меня есть скрипт по созданию автоматической выкройки чехла на термос. Я ввожу размеры, на выходе получаю готовую выкройку с припусками.

В целом уже на этом этапе можно создавать одежду. Но создание одежды в рино несет ограничения. Нет возможности визуализации такой, какая есть в клошке, и наблюдения как ведет себя ткань в реале. Нет возможности оперативно примерять на себя готовые выкройки. Нет возможности примерять на других людей, и увидеть физическое поведение ткани при движении.  На этом этапе можно только создавать самому. Но если честно уже можно делать изделия, которые будут иметь идеальную посадку.  Я долгое время так и работал, но освоение клошки дало больше возможностей.

Импорт полученной сетки в клошку

В кло манекены достаточно сложно устроены, там есть кости и суставы, поэтому если вам не нужна анимация, и изменения поз, то можно засунуть как есть, главное, чтобы у манекена не было разрывов сетки, и косяков с количеством полигонов. В целом, когда будете пихать его в кло, она сама скажет, что ее не нравится, а она дама достаточно капризная. Ну а если вам нужен манекен со всеми плюшками, то придется подстраивать дефолтный манекен под ваш. Ссылка на метод https://www.youtube.com/watch?v=4AYPDJhQLc8

Но обратите внимание, если у вас несимметричная особенность фигуры, придется работать в кло без анимации и поз, так как клошные манекены симметричны. Можно анимировать и его, но нужно создать суставы и кости, а это уже придется осваивать ригинг (создание и привязывание скелета к модели) а эти задачи выполняет Blender. (одна из программ которая может решить эту проблему). Если будите копать так глубоко, то можно заморочится. И это будет достаточно круто, так как вы поместите несимметричный манекен в программу, в которой они не предусмотрены.

Как вы успели заметить метод создания манекена по фоткам, и с помощью киннекта одинаков. В итоге один и тот же подгон дефолтного аватара. И вы разумно спросите «зачем платить больше?» Отвечаю: фотографии при сьемке дают погрешность перспективы, из-за этого точность страдает. Киннект имеет меньшую погрешность, так как перспектива ему не нужна, и все проблемы при создании аватара это разрешение сканера, и шатания фигуры при сканировании. (пьяные при сканировании будут толще)

Для доступа к готовым моделям кло нужно перейти по ссылке и создать аккаунт. https://connect.clo-set.com/  После создания ака вам откроется доступ к компонентам клошки. Можно качать одежду, ткани, аватары, элементы лука и фурнитуру. Как платно, так и бесплатно. Многие модели выложены без возможности скачивания, так сказать для демонстрации концепта, и создания вдохновения. На самом деле сайт очень крутой, так как они являются ведущими в мире по 3Д моделированию одежды. Встроенный в сайт 3Д просмотр чего только стоит.  Вот инфа как регистрироваться, и качать файлы. https://www.youtube.com/watch?v=8596xcQnEFo

Я так понял, что можно публиковать свои работы, и получать за это деньгу. Примечание; если заморочитесь с позами манекена, то  покупать их не надо, позу можно получить абсолютно любую после подключения анимации, один из кадров анимации можно использовать как позу, и даже редактировать ее, перемещая суставы в рабочих диапазонах. Интерес будет представлять только ткани, и готовые модели в основном. Готовые модели можно потрошить на предмет ресурсов. Например, для бесплатного скачивания очень мало вариантов ткани кожи и камуфляжа. В готовых моделях все это есть, смело качаем и потрошим. Также следует качать в образовательных целях, например постановка света в рендере, или работа с фурнитурой и стропами. Я таким образом научился делать имитацию пропуска стропы через трехщелевку, и работу с контрсветом.  Также на pinterest если в поиске ввести «Clo3d», будут вот такие вот скрины из клошки, которые методом обвода можно переносить в программу.

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Метод муторный, но на pinterest попадаются иногда достойные модели.  (pinterest сайт, в котором собираются идеи со всего мира https://ru.pinterest.com)

Если вы работали в Рино вам потребуется метод переноса выкроек в кло. Вот он https://www.youtube.com/watch?v=ILLR31gezos

Также если хотите, чтобы ваш манекен танцевал, бегал и прыгал то понадобится вот эта информация. https://www.youtube.com/watch?v=r078NPgbZGY

Лично мне все эти пляски нужны были для разработок рюкзаков. Я экспериментировал по конструированию этих изделий как одежды, с учетом анатомии человека. Отдельно выпущу пост по этому поводу, раз эта тема вам интересна, и у меня образовалось достаточно много подписчиков. И как пример ниже, визуализация в рино, визуализация в клошке, и готовое, отшитое изделие по выкройкам, полученным из этих программ.

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)
Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Работа в рино

Создание виртуального 3d манекена Обучение, Урок, Учеба, Длиннопост, YouTube (ссылка)

Работа в клошке

В целом я закончил, в общих чертах описав тему. Возможно слишком сумбурно, местами непонятно, но начало положено, дальше все зависит от ваших правильных вопросов. За ошибки не ругайте (русский в школе прогулял). Следующий пост будет посвящён подробному созданию скана ног с помощью кинекта.  Что для этого надо, как обрабатывать сеть в рино, что покупать, и какие проги устанавливать.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!