Автор: Анжелика Демина, научный редактор СМТ
Редактор: Максим Иванников, научный редактор СМТ
Совсем недавно, в 2019 году, в журнале The New York Times вышла статья, которая вызвала большой резонанс в обществе. Само название уже напоминает манифест с призывом к действию: "Smash the Wellness Industry", что можно перевести как «Разрушим велнес-индустрию», или «Разрушьте индустрию оздоровления».
Джессика Нолл, колумнистка The New York Times, написавшая статью, под словом «велнес» подразумевает индустрию оздоровления с помощью контроля питания. Диеты, похудение, телостроительство — всё это, по её мнению, превратилось в идеологию, которая портит здоровье и психику людей, играя с их самооценкой.
Сразу после публикации статья набрала большую популярность среди женщин. Её отправляли, обсуждали, репостили — в одном Facebook было более 200 000 репостов. Мы решили разобраться, какие идеи продвигаются в статье, а также отделить зёрна от плевел — то есть, здравый смысл от радикализма.
Пережитки патриархального общества
Рассуждая о дьявольском подтексте всех диет и современном «худеющем» обществе, Джессика Нолл призывает отказаться от самообмана. Прежде всего — перестать следовать диетам под видом «заботы о себе».
Велнес, по её мнению, — это всегда история про потерю веса. Как бы не выглядел оздоровительный healthy-план питания, он всё равно про желание приблизиться к «чистому и невесомому» идеалу.
Дж. Нолл: «Это опасный обман, который соблазняет умных женщин псевдонаучными заявлениями об увеличении энергии, уменьшении воспалений, снижении риска рака и лечении проблем с кожей, кишечником и фертильностью. Но по своей сути велнес — это потеря веса. Он демонизирует высококалорийную и вкусную пищу, сохраняя порочное заблуждение: худой — это здоровый, а здоровый — это худой».
Автор статьи считает, что такая болезненная установка — маркер патриархрального общества, где женщине говорят, КАК она должна выглядеть, чтобы всем нравится и всем угодить.
Дж. Нолл: «Я худая белая женщина, и стыд и насмешки, которые я испытала за то, что не удалось стать еще худее, — ничто по сравнению с тем, что терпят женщины в менее послушных телах. Велнес — это привилегированное предприятие, в основном, для белых, уже худых и трудоспособных женщин. Велнес продаёт им упражнения (ведь только у них есть на это время) и тосканскую капусту (только у них есть на это деньги)».
Некоторые утверждения Джессики сомнительны — она считает, что «хорошее самочувствие» благодаря диете связано с оскорбительным культурным подтекстом:
«Будто мы должны придерживаться какой-то «программы», иначе сойдём с рельсов. Но когда вам приходится лишать, наказывать и изолировать себя, чтобы выглядеть «хорошо», невозможно чувствовать себя хорошо. Я была самым больным и одиноким человеком, когда казалась себе самой здоровой».
Несмотря на то, что в статье случаются очевидные отступления от научности и переизбыток личного мнения, такая точка зрения существует. И заставляет задуматься, в чём её причины.
Велнес: религия или маркетинг?
Наказания, чистота, хорошая и плохая (читай — греховная) еда — всё это подводит к восприятию велнеса как верования, адепты которой систематически накладывают табу на виды пищи. А в случае непослушания нередко наказывают себя, подобно средневековым флагеллантам — только вместо кнута теперь тренировки, ретриты и новые ограничения в пище, а иногда приём слабительных и голод.
Стоит отметить, что стремление к совершенству — это естественное желание человека, который несовершенен по своей природе. А если есть спрос, будет и предложение — для всех, кто ищет идеал, найдётся тот, кто сделает из идеала продукт. Можно купить идеал в виде программы «оздоровления», нового плана питания и даже в пакетике с порошками от токсинов.
«Грязный организм! Грязное тело! Приструнить, исправить, наказать!»
Подобные фразы звучат как лозунги какой-нибудь секты. Но если приглядеться повнимательнее, то многие из нас в подкорках сознания соглашаются с этим — только шёпотом. Мотив наказания — сакральный, и «велнес» успешно использует его как инструмент маркетинга. А диеты — его продукт.
Дж. Нолл: « Я больше не определяю еду как цельную, чистую, греховную или обманчивую. Она не имеет никакой моральной ценности. И мой вес тоже, хотя я всё ещё пытаюсь отделить свою ценность от своей внешности. <…> Мои переедания прекратились, как только я перестала осуждать себя за то, что хочу есть ругаемую велнесом пищу — пусть даже по причинам, не связанным с физическим голодом».
Велнес vs. Интуитивное питание
Вообще, волна «свержения диет» появилась ещё до выхода данной статьи. Такие идеи транслировали приверженцы концепции HAES (здоровье любого размера) и интуитивного питания. Но сейчас, по мнению Нолл, происходит особый подъём «не-диетического» подхода к жизни:
«Возможно, это потому что женщины, наконец, начинают сомневаться в системе, которая причиняет вред и эксплуатирует тело. Возможно, это потому что мы [женщины] целеустремленные и амбициозные, и нам нужна энергия. Не легкомысленная энергия капустного салата, а настоящая энергия — та энергия, которая приходит от потребления сытной пищи, которую едят мужчины».
И аппетит, оказывается, можно считать подарком!
Что касается интуитивное подхода — это психотерапевтическая практика, а не новая диетическая мода. Изначально подход ориентирован, прежде всего, на людей с расстройствами пищевого поведения, или РПП (булимия, анорексия, переедание и пр.). Его цель — восстановить у человека механизмы голода и насыщения, вернуть здоровое отношение к пище и убрать фиксацию с темы еды и фигуры.
То есть, жить не ради образа тела, а жить В своём теле и получать от этого удовольствие. Со временем эта заманчивая концепция перекочевала из психотерапии в широкие массы. В статье в New York Times концепция интуитивного питания ставится в противовес велнесу.
И не обязательно даже любить своё тело, чтобы получать радости жизни и заботиться о себе. Джессика Нолл считает, что пытаться полюбить своё тело — лишняя трата сил:
«Основную часть времени я чувствую себя хорошо в своём теле. Тем не менее, я, вероятно, никогда не полюблю своё тело, и это нормально. Я думаю, что любить своё тело — это не только нереалистичная цель в нашем одержимом внешностью обществе, но и ограничивающая. Никто не говорит мужчинам, что им нужно любить свое тело, чтобы жить полной жизнью. Нам не нужно любить свое тело, чтобы уважать его».
Подведём итоги
Можно вывести главные тезисы, что продвигает автор рассмотренной статьи:
Велнес — это всегда про похудение под видом «оздоровления»;
Велнес — это маркетинговая машина, которая управляет чувством вины потребителя;
Идея стройного стандарта красоты — это пережиток патриархрального общества;
На самом деле, не обязательно худеть, чтобы быть здоровым;
И не обязательно любить свое тело, чтобы уважать его.
Джессика Нолл достаточно радикально отзывается о велнесе — как о злой машине, перерабатывающей тела людей в угоду моде. Но в реальности расписание приёмов пищи — это не обязательно «патриархальная» история, кому-то действительно необходим режим. Например, если речь идёт о людях с РПП — то же интуитивное питание предусматривает жёсткие графики приёмов пищи на первых этапах реабилитации.
А еда, продвигаемая велнесом, — это не только капуста, но ещё высококалорийные авокадо, орехи, масла, большое количество белка и вкусные натуральные сладости (веганские десерты на деле оказываются очень вкусными).
Если человек (не важно, мужчина или женщина) хочет выстроить себе устойчивый план питания, то это можно сделать адекватным образом. Не в ущерб своему физическому и психическому здоровью и не с целью очиститься от грязи неугодной велнесу пище.
Так что полностью согласиться с её идеями нельзя. Вообще, вся эта история отлично вписывается в матрицу современности, со всем её бодипозитивом и лозунгами о принятии себя. Кого-то из вас это раздражает — имеете право.
НО! Возможно, идея принятия своего тела в питании и жизни — это необходимый шаг в современном мире, наполненном глянцем, образами и гастрономическим перепроизводством.
Нормальное телосложение — оно именно что нормальное. Достижимое. Погоня за отсутствием растяжек, целлюлита, складок — это не телостроительство, а бессмысленная гонка с ретушью в фотошопе.
Главное — не вдаваться в крайности и честно отвечать на вопрос: какой у меня мотив? зачем я следую этому плану питания?
Ваше тело не может быть «неправильным». Ведь стандарты «правильной» красоты — это такая же эфемерная вещь, как пенка на верхушке волны. Вот она есть, а через секунду — растворилась в бескрайнем океане.