Привет всем! С вами снова buhgalteriya, Тема поста - ошибки в мелком предпринимательстве с точки зрения экономиста.
Наверное, вы не раз сталкивались с людьми, которых лучше бы не допускать до финансов из-за их скудного умишка и странных управленческих решений, но они почему-то работают и по несколько нет и при этом выглядят успешными. Почему? Спойлер: ответ в самом конце.
Итак, поехали.
Когда я была глупой, зеленой и мир виделся радужным, ошибочно думала, что все мои директора/главбухи- очень умные, аки боги в своем деле, ведь каждый шаг финансового лавирования казалось, идеально продуман. Но, нет.
1. Здание. У него тут главная роль. Жил-был дяденька, скопивший достаточный капитал и построивший помещение в 2 этажа больше 1к.кв.м. Без особой цели, просто захотелось построить нежилое помещение возле небольшого коттеджного поселка. И тут, он думает, что строение пустует и его надо чем-то заполнить. Не зря же оно стоит и не окупается. ДА и родственница любимая без работы. А пусть она будет директором "универмага" в этом помещении. Сказано- сделано. Открыли фирму, нашли персонал, закупили товар, поставили все нужные программы, начали работать. Пока только начало и нужны дополнительные вливания - так ничего страшного, вот-вот огромный магазин начнет приносить прибыль и все окупит. Только время это не настало. От универмага одни убытки и персонал в 10 человек, которые работают не на %+оклад, а на чистом окладе выше средней. Умная родственница прочухала, где какие затраты снизить, правда "папа дела" сверху сказал ничего не менять, че уж там мелочиться по ерунде. Пусть идет как идет. День за днем, месяц за месяцем, вдруг перестал он давать ей деньги (500 т.р в мес) на зарплату сотрудникам, которую сам же со своей щедрой души назначил и некоторые товары, на которых выручки не хватало. И она, не имея желания вкладывать деньги в магазин, в который разве что за хлебом ходят - предложила закрыться. А он поддержал. Почему же так произошло? Желание заполнить собственное помещение удаленное города, при анашанах/лент/перекрестах с большим ассортиментом в центре -1. Желание платить аренду за магазин в любом дворе-колодце домов и иметь ежедневную выручку в 200 т.р -0. Ведь цель- не получать выручку и богатеть, а заполнить помещение. Срок жизни -1,5 года. Убыток - 6 млн, включая просрочку.
2. Здание 2. Стоит. Пустует. Надо чем-то заполнить. А давайте сделаем склад косметики и будем толкать ее типа орифлеймов всяких по каталогу. Персонал сократим. Менеджер будет собирать заявку, выезжать-поставлять. Трех человек в штате хватит. Вот только рынка сбыта нет. Мелкие розничные магазины - это заявка раз в месяц на 10 т.р. да и конкуренция с оптовиками других городов большая и невыгодная. Оптом продавать- тоже искать нужно. Не образовался рынок сбыта вокруг косметики. Он же сам должен появиться. Закрыли. Здание стоит. Пустует..
3. Крупная столичная фирма, нацелившаяся на региональные тендеры. Покупаем старые фирмы, делаем небольшие движения, участвуем в торгах. Все на мази, все хорошо. Да, тут есть какой-то левый местный участник, но у нас же договоренность. Мы выиграем. Ура, заказ наш, можно пилить бюджет. Подождите, как это уведомление с УФАС о комиссии? Как это все фирмы подставные? Вот же, одна участвовала местная и проиграла. Так это от них прилетело? А почему?
А потому что не надо оформлять все фирмы для участия в тендерах на аффилированные лица. Потрачено: 1 год на процедуры, 200+ тр. Получено: плохая репутация и запрет на участие на основную в тендерах на год.
4. Моя любимая категория. Калымщики. Есть основная работа, несколько кредитов и хочется иметь дополнительный доход. Открываем фирму! Ой, поступил заказ на дневное время, а я на работе.. О, основные заказы в рабочее время и от юриков, но не буду же я увольняться с постоянного оклада, вдруг завтра не будет заказов. Надо расширяться! Наймем персонал, пусть он все делает, а я буду получать только прибыль.
А через полгода заказов не стало совсем, так как единственных два сотрудника делали ВСЕ, кроме отчетов и решили заняться своим делом. Потрачен 1 сезон работ равный году.
5. Работа в долг. Что-то нет заказов на мои услуги... Почему бы мне не заключить мутный договор на 20 листах с единственным заказчиков на выгодных для него условиях? Ведь другой работы все равно нет. Подписали. Работаем. Бухгалтер говорит, что они нам должны уже полмиллиона, но они же платят. Да, по копеейке в недельку, но погашают же... Хм, вот я уже и ндс с продаж оплатил, а прибыли то нет, выручка на счет не поступает. И правда должны, уже почти миллион. Надо что-то делать.. А я им позвоню! Уточню время следующей услуги и скажу что оплатили. ХМ.. оплатили всего 50, и то хлеб.
Бухгалтер говорит, что фирма в стадии ликвидации. Как так?! Что делать? Я же все время работал и у них сейчас долг в 800 т.р. Оказывается. Как с учредителей вытрясти долг? В какую очередь куда записываться?. Потери - 800 т.р. и чуть-чуть на судебные издержки и юристов.
6.Неумение вовремя остановиться. Я свой бизнес веду с 90 годов. Я крут и афигенен. Чем я только не занимался! И вон сколько заработал за 30 лет, что аж таунхаус вырастил, у меня все самое лучшее. Я все могу - любое направление - как чайник вскипятить. Подумаешь, сейчас в моих двух магазинах мужской и верхней одежды не идут продажи.. Это потому что один костюм стоит 30, а пуховик не меньше 100. Значит цены чуть-чуть снизим и товар модный надо - закупим. Придется снова кредит брать, а то сейчас выручка только зарплату сотрудников покрывает. Одобрили, продаем.. Снова придется заказывать, ходовые размеры ушли, а такой никто не берет и ассортимент нужен свежий. Почему бухгалтер говорит, что неликвида много? все же продается... аааа, складские остатки. Ерунда! продадим. Это же товар, ну да, на 2 миллиона, купят. А если и нет, то он же мой, оплаченный, никто не забирает ) Хм, и правда, много остатков, уже и моль устал отгонять. Может новое направление откроем? А почему бы гостиничным сервисом на курорте не заняться, это же выгодно, россияне любят наше Черное) Хм, предложили арендовать гостиницу и в ней работать. Неплохо! Даже покупать здание не нужно. Просто плати аренду хозяевам и все. А рядом я буду дальше одежду продавать, ну и что "шубы и пуховики"? Купят! Эх, неурожайный год. Туристов мало, хозяева всю выручку из кассы в счет аренды забирают.. А я тут их персонал бесплатно содержи. Ой! С основной точки продажи одежды за неуплату аренды выгоняют. Надо миллион погасить. А продавцы одежды навариваются на скидках, которые не делают.. А иногда товар вообще не пробивают! Надо поставить камеры, надо делать инвентаризации хотя бы раз в полгода! Надо еще кредит взять.. И снова работать! Развиваться! Мне всего 60 и все впереди! Потрачено: несколько лет на накопление неликвидного товара общей себестоимостью 3 млн, 10 месячная аренда гостиницы - 2 млн.
Предполагаю, что на бизнес все-таки нужно тратить 100% своего времени. Не распыляться на всякие стабильные работы с окладом, не делиться секретами с собственным персоналом и не учить их всему, что сам умеешь. Должны быть хорошие территориальные условия и рынок сбыта. И не нужно считать себя самым умным и активным. Не соваться туда, куда не знаешь. Ни один из моих клиентов не получал прибыль и не развивал фирму не работая 24/7.
А ответ на вопрос как же эти люди хоть немного разбогатели или просто держатся на плаву- простой. Когда-то давно, когда люди жили по понятиям в 90-х и позже. Было проще вести бизнес так как конкуренция отсутствовала, как и новые технологии. Тогда никто "не смел дерзать". Кто то оказался более смелым, открылся, наварился, закрылся или продолжил дальше. Вот только сейчас Япредпринимателей каждый второй и удержаться на рынке все сложнее - у конкурентов товар всегда дешевле, сервис для всех как для VIP. Он сам не понимает как и не может в это. А если учесть и ограниченность человеческих ресурсов в виде разума и обычной логики...
Возьмем к примеру меня. У меня достаточно свободного времени чтобы найти "стабильную" работу за оклад, а выходные тратить на свой аутсорсинг. Или же есть средства и время рекламироваться, расширяться, открыть офис, нанять сотрудников. Только есть пределы. Я понимаю, что в какой-то момент времени не вытяну контроль всего, что не хочу нести ответственность за сотрудников или обучать их. С моим потенциалом, трудоголизмом я могу иметь в несколько десятков раз больше текущего дохода, иметь также и расходы, вот только в один прекрасный момент перегорю. И захочу быть овощем. Так что, зачем уставать и тратить время на развитие дела, когда оно уже очень хорошо обеспечивает?
Не хочу никого учить вести дела. Открывайте линованный лист, считайте примерные доходы расходы по максимуму и минимуму, пытайтесь "обмануть" сами себя как клиент или как сотрудник, страхуйте уязвимости и риски, а потом решайте, нужно это дело или нет.