Басни Эзопа
Мне хочется познакомить читателей с несколькими избранными (жаль, конечно, что в переводе на русский язык, а не на древнегреческом) шедеврами великого баснописца, можно сказать, основоположника этого жанра, Эзопа. Жанра весьма своеобразного, в котором в сжатой форме присутствует великая мудрость веков. Возможно, многие читателей их никогда не читали.
Гравюра "Эзоп в окружении персонажей своих басен"
При этом многие из нас знают, что Эзопа открыл для мира француз Лафонтен, переведший, слегка изменив, многие басни Эзопа на французский язык. А у Лафонтена их позаимствовал, опять слегка изменив и придав им особую стихотворную форму, И.А. Крылов. Сразу хочу подчеркнуть, что далеко не все басни И.А. Крылова являются переложениями басен Эзопа. Многие его басни (например, знаменитая «Волк на псарне») - оригинальные произведения великого баснописца.
Когда вы будете читать басни, то некоторые из них наверняка вызовут у вас ассоциации с теми, которые все мы ещё в школе читали у И.А. Крылова.
Иллюстрация к басне "Лиса и виноград"
Практически все басни Эзопа сопровождают резюме, которые И.А. Крылов называл моралью. При этом резюме Эзопа мне лично иногда кажутся странными, не всегда точно выражающими суть того, о чём шла речь в басне. У И.А. Крылова этого нет.
Эзоп на корабельной верфи
Баснописец Эзоп однажды забрёл на корабельную верфь. Кораблестроители начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ Эзоп сказал: «Вначале на свете были только хаос и вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия – земля. И он приказал земле выпить море в три глотка́. И земля начала: с первым глотком показались горы, со вторым глотком открылись равнины, а когда она соберётся хлебнуть в третий раз, ваше мастерство окажется никому не нужным».
Басня показывает, что когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе худшие неприятности.
Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, Да не смогла. Уходя прочь, она сказала сама себе: «Они ещё зелёные!».
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Кошка и петух
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том. что он беспокоит людей, когда кричит по ночам и не даёт им спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: «Но ты ещё и нечестивец, наперекор природе покрываешь и мать и сестёр». Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев – старается, чтобы у них было побольше яиц.
Тогда вскричала кошка в замешательстве: «Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на всё есть отговорки, я тебя не съем?!».
Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему – не под благовидным предлогом, так в открытую.
Просьба Зевсу от лягушек
Лягушки страдали от того, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя.
Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и спрятались в самую глубь болота. Но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нём.
Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.
Борей и Солнце
Борей и Солнце поспорили, кто сильней. Решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей дуть ещё сильнее, а человек, замерзая, всё плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил место Солнцу. Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу стал снимать с себя всё лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее. Кончилось тем, что человек, не в силах вынести жару, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.
Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем грубая сила.
Ла́ска и Афродита
Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила её в женщину. Богиня сжалилась над её страданиями и преобразила в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в неё влюбился, что тут же привёл её к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она, и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы её сожрать. Рассердилась на неё богиня и вернула ей прежний облик.
Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава своего изменить не могут.
Путники и медведица
Два приятеля шли по дороге, как вдруг им повстречалась медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался в листве. А другому бежать было поздно, он бросился наземь и притворился мёртвым. Когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, он затаил дыхание, потому что, говорят, мертвецов медведи не трогают.
Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему нашептала медведица на ухо? А тот в ответ: "Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!".
Басня показывает, что настоящие друзья познаются в опасности.
Ворон и лисица
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве, чтобы его съесть. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него и голос. Выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове. - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".
Басня уместна против человека неразумного.