Сообщество - Игровая педагогика

Игровая педагогика

4 поста 4 подписчика

Миссия игровой педагогики

Миссия игровой педагогики Детский сад, Детские игры, Развитие детей, Педагогика, Родители и дети, Воспитание детей, Длиннопост

Представления о содержании и задачах детства, как правило, тяготеют к двум полюсам. На одном полюсе детство видится беззаботной порой, на другом же, напротив, периодом, заполненным обучением. Какое из представлений кажется вам более верным для современной ситуации развития ребёнка?

Для игровой педагогики ни один из описанных полюсов представлений о детстве не является верным. Детство, согласно научным концепциям, - не этап (!) на пути к взрослости, а самоценный период жизни со своими задачами. Ребёнок – не маленький неопытный взрослый, а иначе устроенный, по-своему мыслящий и своеобразно видящий мир человек.

Как и для взрослого, для ребёнка характерны и труд, и познание мира, но этот труд и это познание осуществляются ребёнком в их возрастной специфике. Так, труд реализуется ребёнком в особых детских деятельностях: игре, поделках, опытах; а познание – в особых формах общения: ситуативно-деловом, внеситуативно-познавательном и ситуативно-личностном.

Можно утверждать, что для ребёнка нет ничего серьёзнее, чем игра, поскольку она как особая форма труда и познания с присущими им целями, организацией и продуктами проистекает из устройства детской психики. Итак, какими же представляются современной педагогике задачи детства?

Главной задачей дошкольного детства, отвечающей внутренней потребности ребёнка и устройству его психики, является максимально широкая ориентировка в окружающем мире и всевозможных деятельностях человека в нём. Задача детства – ни много ни мало познание всего мира и дел человека, но в особом срезе.

Ребёнок стремится познать мир в его образно-смысловом аспекте – через игровое моделирование и переживание. Миссия же дошкольной педагогики состоит в создании таких условий жизни ребёнка, при которых мир представлялся бы ему чрезвычайно интересным местом, в котором хочется жить и которое хочется узнать поближе.

В этом ключе и сама игровая деятельность ребёнка понимается иначе. Игра для ребёнка - это способ познания мира через воспроизведение и переживание отдельных его аспектов на материале игрушек. Моделируя различные ситуации в игре, ребёнок познаёт мир в образно-смысловых единицах.

Однако, не всякая детская игра отвечает подобной цели. Все детские игры можно разделить на игры с фиктивным и имитационным сюжетом. В играх первого типа ребёнок воспроизводит вторичную, навязанную ему мультипликационными образами и персонажами реальность. В играх второго типа ребёнок берёт сюжет из окружающей жизни, из повседневных событий и воспроизводит его на материале игрушек.

Как можно догадаться, только игры с имитационным сюжетом несут в себе познавательную нагрузку и содержат потенциал для развития личности и мировоззрения ребёнка. К таким играм, ребёнка, как правило, необходимо приучать. И именно в этом моменте фигура взрослого, его опыт игры и умение научить ребёнка навыкам игры крайне важны.

Приучать к играм с имитационным сюжетом следует "по горячим следам" недавних событий. Например, после посещения театра, зоопарка, поездки на машине и т.д. В принципе, в детстве почти любая прогулка куда-либо становится событием. Если в течение некоторого времени после прогулки предложить ребёнку разыграть то, что недавно произошло, то игра будет нести в себе познавательный и рефлексивный смысл.

Для примера сюжетных игр для детей 3-4 лет приведу конспект игры на бумажной игровой среде "Зимний парк".

Материалы: 2 листа ватмана, белая наволочка, набор цветного картона, бумажный скотч, ножницы, пластилин, 3 картонных коробки, канцелярский нож, человечки из набора «Семья», деревянный конструктор.

Заготовки:

(1) «Деревья». Сделать с помощью пластилина и картона заготовки «Ели». Всего 10 заготовок.

(2) «Снежная горка». Накрывать белой наволочкой небольшую мягкую игрушку так, чтобы получился холм.

(3) «Санки». Проделать в коробах от спичечных коробков отверстия и продеть через них нити для вязания. Всего 5-6 заготовок.

(4) «Каток». Вырезать ножницами овал из листа синего картона. На овал насыпать 30-40 белых кружочков, сделанных дыроколом из белой бумаги.

(5) «Коньки» .Вырезать ножницами из картона маленькие овалы 2,5х1 см. Всего 10-12 заготовок.

(6) «Домики». Вырезать у трёх картонных коробок канцелярским ножом верх и отверстие для двери.

(7) «Белка». Слепить из пластилина обобщённый образ белки высотой 2 см.

(8) «Яблоки». Слепить из желтого пластилина 10 кружочков d=1 см.

Игровая среда:

Соединить 2 листа ватмана с помощью скотча. На ватмане расставить заготовки «Ели», «Снежная горка», «Каток», а также белый пластилин (для поделки «Снеговик»). Рядом с одним из деревьев положить заготовку «Белка». Возле ватманов поставить три «Домика», положить в них человечков из набора «Семья», маленькие игрушки собак, заготовки «Санки» и «Коньки», а также «Яблоки».

Миссия игровой педагогики Детский сад, Детские игры, Развитие детей, Педагогика, Родители и дети, Воспитание детей, Длиннопост

Порядок игры:

(1) «Перед тобой зимний парк. Это снежная горка, это лес, а это каток. С наступлением зимы парк преобразился. У детей появилось много новых развлечений – зимних забав. А какие ты знаешь зимние развлечения? Катание на санках и коньках, лепка снеговиков, прогулки по парку. Дети в нашей игре долго ждали, когда же выпадет снег. И вот, одним  прекрасным утром они выглянули в окно и увидели чудесное зрелище.» Включить мелодию «Чайковский – Январь» и разыграть, как в парке идёт снег: разбрасывать белые кружочки по листам ватмана.

(2) «Дети очень обрадовались. Они отпросились у своих родителей и отправились в парк лепить снеговиков.» Предложить детям разыграть, как маленькие человечки идут в парк. Затем предложить детям сделать из пластилина снеговиков. Дети разыгрывают, как ребятишки ходят по парку, собирают кусочки белого пластилина, слепляют из в комки и делают из комков снеговиков. «Целый день дети лепили снеговиков. Но вот, настало время обеда. Мамы позвали своих детишек по домам.»

(3) «После обеда дети снова отпросились у родителей, взяли санки и отправились в парк прямо к снежной горе.» Под музыку «Чайковский – Декабрь» дети разыгрывают, как ребятишки берут сани, идут к снежной горе и катаются с горки на санях. «Внезапно погода стала портиться. Ветер поднял снег и начал кружить его по парку. Началась метель. Дети стали замерзать и решили, что пора отправиться по домам.» Под звук «Метель» ребятишки забирают сани и идут домой. Тем временем метель усиливается, ребятишки решают переждать метель в лесу. Родители начали волноваться за детей – уж очень долго они не возвращаются. Они отправляются в парк за детьми, находят их в лесу и идут с ними домой.

(4) На следующий день ребятишки отпрашиваются у своих родителей, берут коньки и отправляются в парк, чтобы покататься на катке. Когда дети приходят к катку, то видят, что из-за метели каток занесло снегом. Он решают отправиться домой, взять метёлки (кисти) и вымести снег с катка. Когда дети очистят каток, они надевают коньки (воспитатель крепит «коньки» к человечкам с помощью нити для вязания или проволоки) и начинают кататься. Под музыку «Бах – Рондо» ребятишки катаются на катке по кругу, зигзагами и восьмёркой. После катания дети возвращаются домой на обед.

(5) Мамы вместе с детьми выходят на прогулку в парк и берут с собой собак. Семьи некоторое время гуляют с собаками по парку. Внезапно собаки начинают вести себя тревожно и лаять. Одна из собак вырывается с поводком и бежит в лес. Семьи бегут в лес за собакой. После недолгих поисков дети обнаруживают, что собака учуяла белку и погналась за ней. Белка испугалась и забралась на дерево. «Ой, что это наши собаки наделали! – говорит одна из мам. – Они же испугали белку. Белки зимой не впадают в спячку. Поэтому им тяжело приходится.» Мамы предлагают своим детям сходить домой за яблоками, вернуться и покормить белок. Дети приносят яблоки и кормят белок. Семьи возвращаются по домам.

Показать полностью 2

Игра против игрушек

Игра против игрушек Игры, Игрушки, Детские игры, Развитие детей, Детский сад, Психология развития, Воображение, Длиннопост

Чем занимается ребёнок, когда его комната набита игрушками? Думаете, играет? Ничего подобного. Скорее всего, он просто перебирает игрушки. Увидел паровозик - прокатил его и бросил. Увидел куклу - посадил её в кресло и бросил. И т.д. Почему так происходит? Проблема в том, что игрушки могут не только побуждать к игре, но и, наоборот, мешать ей, даже разрушать её. Если вы регулярно покупаете ребёнку новые игрушки, то вместо игры поощряете у него рефлекс новизны. Ребёнок, постоянно получающий новые игрушки, подобен потребителю. Его перестаёт интересовать создание воображаемых ситуаций, а влечёт лишь желание потрогать, пощупать, подвигать новой яркой игрушкой. Вы скажете: "Но ведь нельзя же совсем без игрушек! Чем тогда будет заниматься ребёнок?" А я вам отвечу: "Он будет играть!" Вы спросите: "И чем же?" Ответ: "Что найдёт, тем и будет". Я это говорю совершенно серьезно.

Однажды в детском саду я решил провести забавный эксперимент. Я договорился с воспитателями, и они до появления детей убрали все игрушки. Когда дети пришли в сад, воспитатели сказали им: "Все игрушки обиделись на вас и ушли." Признаюсь, и я, и воспитатели были уверены, что дети будут либо плакать, либо проказничать, либо выпрашивать у нас игрушки. К нашему удивлению, ни один ребёнок в течение всего дня не прибёг ни к одному из этих вариантов поведения. Что же делали дети? Вы не поверите, но они играли! Причем все. Играли всем, что попадалось под руку. Кто-то строил забор из фломастеров, кто-то играл мишурой, как будто это змея, а кто-то поселился в коробке и заявил, что это его дом. Оказалось, что захламление помещения игрушками притупляло детскую фантазию. И как только мы устранили это "препятствие", тут же воображение вступило в свои законные права, и пустая комната стала полотном для игровых замыслов.

Теперь сформулирую свою мысль более четко: игра вместо игрушек. Почему игра? Потому что не игрушки развивают, а игра. А почему "вместо"? Потому что ребенок, умеющий играть, может вообще обходиться без игрушек. Для него любые предметы могут стать игрушками. Можно спросить: "К чему такая экономия?" Отвечу. Дело не только в экономии. Дело в том, что игрушки никогда сами по себе не развивают. Термин "развивающие игрушки" - это нонсенс. Игрушки могут развивать, только если ребёнок ими играет. Что значит же "играть игрушками"? Это значит использовать игрушку для воплощения игрового сюжета сюжета. И чем более развёрнутым является сюжет, тем меньше значения придаётся самой игрушке, её облику, эргономике, функциональным возможностям.

Несколько заданий для родителей и педагогов, которые хотят стимулировать игровую деятельность и воображение ребёнка-дошкольника 3-5 лет. Цель подобных занятий: стимуляция игровой мотивации и акцентирование внимания на игре вместо игрушек. Основными провокаторами игровой деятельности являются не игрушки, а (1) игровая среда, (2) игровая ситуация и (3) открытость игрового замысла. Среда, ситуация и скрытый замысел все вместе образуют магическую формулу детской игровой мотивации.

(1) Игра "Что это?" Простейшей игровой средой является замкнутая фигура. Это может быть простой обруч, лежащий в центре игровой комнаты, цветная ленточка в форме круга, либо выложенный из деревянного конструктора прямоугольник. Именно отсюда начинается магия игры - с очерченного пространства. Ближайшей аналогией игровой среде являются границы между обычным и волшебным миром в сказке: мост, развилка, опушка леса. Сделайте нечто подобное в игровой комнате, пока ребёнка нет рядом. Не акцентируйте его внимание на игровой среде, когда он вернётся. Просто молча понаблюдайте за его поведением. Если он заинтересовался игровой средой, не отвечайте на его вопросы, а предложите самому придумать, чем это может быть. "Как ты думаешь, что это? Может быть, это волшебный забор, который скрывает дом? Или это цирковая арена для представлений? А может, это волшебное озеро?" Не предлагайте ребёнку свои замыслы напрямую, старайтесь следовать за его фантазиями, помогите реализовать их.

(2) Игра "Что происходит?" Побудителем свободной игры является игровая среда, в которой уже спрятан игровой замысел. В идеале замысел игровой среды должен быть понятен ребёнку сразу же без объяснений. При этом взрослый может участвовать в таком формате игры косвенно: создавать ажиотаж, задавать вопросы, отвечать от различных персонажей. В предлагаемой игре нужно расставить машинки в полосу, как на шоссе, затем по обе стороны машинок выложить ряд из деревянных кубиков границы. Далее, необходимо перевернуть некоторые машинки и кубики, словно произошла авария или иное событие. У ребёнка, который обратит внимание на игровую среду, можно спросить: "Как ты думаешь, что здесь произошло?", и предложить разрешить игровую ситуацию вместе.

(3) "Игра "Почему мышка спряталась?" Наиболее сильное воздействие на фантазию оказывают две эмоции: страх и интерес. Носителями обоих этих эмоций в игре могут быть сказочное предисловие, музыкальный фон и дополнительные звуки. В игровой комнате расставьте детские стульчики в шахматном порядке. Вырежьте из цветной бумаги силуэты звериных следов и положите их рядом со стульчиками. Насыпьте возле одного из стульчиков зёрнышки. Под один из стульчиков положите мышку. Неподалеку от стульчиков положите несколько мягких игрушек животных. Предложите ребёнку послушать сказку и в ходе повествования выключите свет, включите мелодию "Танец феи Драже" П.И. Чайковского и дополните её звуками шагов по снегу. По сюжету, у мышки закончилась еда, поэтому она вышла из своей норки, чтобы поискать какие-нибудь зернышки. Но в ходе поисков она услышала чьи-то шаги и спряталась. Спросите у ребёнка: "Что же было дальше?" Предложите вместе разыграть игровую ситуацию.

Показать полностью 1

Игра и воображение ребёнка

Игра и воображение ребёнка Детский сад, Развитие детей, Воображение, Творчество, Психология развития, Игры, Детские игры, Ролевые игры, Длиннопост

Говорят, детское воображение не знает границ. Это неправда. Воображение ребёнка на порядок слабее воображения взрослого. И чем младше ребёнок, тем слабее его воображение. В раннем возрасте воображения ещё нет. Дошкольник лишь учится воображать. И только школьник впервые может соперничать в своём воображении со взрослым.

Но как ребёнок за такой короткий период, с 3 до 7 лет, овладевает столь сложным процессом? Через игру. Игра и есть ключ к развитию воображения. Есть и другие пути, например, рисование, но игра - главный путь. Забегая вперед, отмечу, что игра - путеводная звезда развития. В ней развиваются все психические функции и личность ребёнка. Но об этом позже.

Возникает мысль: "Отлично! Раз игра - ключ к развитию, то пусть ребёнок играет. Нужно только купить ему побольше игрушек." И это неверная мысль. Ребёнок хочет играть, но поначалу сам он играть не умеет. Потому что игра - это очень сложная вещь! И если вы, родители и педагоги, ребёнку не поможете научиться играть, то сам он вряд ли научится.

Вы сели играть с ребёнком. И кажется, что игра есть. Но вот вы оставили его наедине с собой. А он не играет. Он просто сидит и перебирает игрушки. Но это не игра! Вот если бы он отправил свой корабль за сокровищами, тогда другое дело. Проблема в том, что вы должны не просто играть. Вы должны помочь ребёнку научиться играть самому!

Настала пора задать самому себе вопрос: "А сам-то я умею играть?" Каким бы смешным ни показался этот вопрос, он вполне правомерен. Опытные педагоги знают, что играть с ребёнком очень трудно. Любой хороший педагог расскажет, что сам он учился играть долго, год или больше. А профессиональный педагог скажет, что учится играть до сих пор.

Я начал эту беседу с вопроса о развитии воображения. Этим вопросом я хочу и закончить. Существует определённый период, в течение которого воображение может развиваться. Это период от 3 до 7 лет. За пределами этого периода воображение развиваться не может. Как можно догадаться, этот период совпадает со временем развития детской сюжетной игры.

Опишу несколько приёмов развития воображения в игровой деятельности. Если воображение взрослого - это способность совершать различные операции с образами во внутреннем плане, то в дошкольном возрасте преобразование образов возможно только при опоре на реальный предмет или условное действие.

Основной принцип развития воображения в дошкольном возрасте - игра с предметами-заместителями. Собственно, предмет-заместитель - это главный тренажёр развития воображения в дошкольном возрасте. Сюжетная игра становится по-настоящему развивающей как раз в тот момент, когда ребёнок начинает играть заместителями игрушек.

В течение дошкольного возраста воображение проходит следующий путь:

(1) действие с реальными предметами в воображаемой ситуации;

(2) действие с предметами-заместителями в воображаемой ситуации;

(3) условное действие в словесно обозначенной воображаемой ситуации;

(4) операции с воображаемым образом с помощью операций со словами.

Предмет-заместитель - это, как правило, любой предмет, отличный от игрушки, с которым можно совершать те же игровые операции, что и с игрушкой. Кроме того, заместитель никак не должен напоминать игрушку: ни формой, ни цветом, ни иконкой с рисунком предмета.

На своих занятиях основные предметы, которые я использую для игр с заместителями - это детали деревянного конструктора. Вообще, конструктор - универсальный материал для развивающих сюжетных игр. Тем не менее, одним только конструктором никогда не стоит ограничиваться.

Подлинно развивающим воображение фактором является возможность осуществить игровое действие на материале любых неигровых предметов. Пусть ребёнок играет пуговицами, ракушками, карандашами, чем угодно. Важно, чтобы он мог оторвать функцию предмета от реальной игрушки, перестать опираться на диктующий предметную функцию игрушки образ.

Варианты игр с предметами-заместителями по развитию воображения для детей 3-4 лет.

1. "Авария". Разыграйте с ребёнком простой сюжет. Для игры понадобятся: 3 домика-коробки, 4 человечка, 4 машины. Перед игрой необходимо построить игровую среду и описать её ребёнку. После этого можно начать играть с малышом. Человечек выходит из дома, садится в машину, едет по дороге на работу и попадает в аварию - две машины сталкиваются. Приезжает скорая и забирает двух людей в больницу, затем приезжает эвакуатор и забирает две обе машины в автомастерскую. После игры заберите все игрушки и замените их деталями деревянного конструктора. Предложите ребёнку самому выбрать предметы-заместители для каждого игрового предмета: людей, машин, домиков. После этого предложите разыграть ту же игру, но уже на материале деревянного конструктора.

2. "Магазин". В следующей игре ребёнок должен сам присвоить заместителю его воображаемую функцию, диктуемую сюжетом игры. Для игры понадобится деревянный конструктор и разноцветные бусины. Игровая среда включает 3 домика из конструктора, 4 человечка и 1 машину. В один из домиков нужно положить дополнительные детали конструктора в функции мебели, в другой - бусины в функции продуктов. Перед игрой рассказываем ребёнку об игровой среде, показываем, где магазин продуктов, где магазин мебели, но не говорим, какой из предметов чем является (например, какая из бусинок - яблоко, какая из деталей конструктора - стул). Кроме того, объясняем ребёнку, что он будет играть за продавцов в обоих магазинах. Приступаем к сюжетной игре в магазин. Жена просит мужа отправиться в магазин продуктов и купить яблоко, помидор и банан; затем поехать в магазин мебели и купить двуспальную кровать. Человечек выходит из дома, садится в машину, едет в магазин, разговаривает с продавцом. В магазине продуктов он просит дать ему яблоко, помидор и банан; в магазине мебели - двуспальную кровать.

3. "Ветклиника". В третьем варианте игры задача ребёнка состоит в том, чтобы не только присвоить игровую функцию предметам-заместителям, но и использовать их по назначению. Для игры используем набор случайных предметов (конструктор, линейка, ракушка, лента) и мягкую игрушку собаки, у которой открывается пасть. В качестве игровой среды выступает обычный стол, на который кладутся предметы-заместители. Перед игрой сообщаем ребёнку, что будем играть в доктора, показываем картинки с инструментами врача (ларингоскоп, ушная воронка, стетоскоп) и рассказываем о них. Объясняем ребёнку, что он будет играть доктора, который лечит животных. После этого приступаем к сюжетной игре. К доктору приходит посетитель с собакой. Он рассказывает, что собака во время прогулки подралась с другой собакой и теперь себя плохо чувствует. Посетитель просит доктора осмотреть собаку и вылечить её. Во время игры родитель от лица посетителя ставит перед ребёнком двойную игровую задачу. Например, он просит посмотреть пасть, для чего необходимо присвоить одному из предметов-заместителей функцию ларингоскопа, а затем провести с помощью него осмотр.

Показать полностью

Шарите в мировой мифологии?

Проверьте себя, пройдя испытание мудрости. Самые достойные получат приз — награду в профиль на Пикабу.

А где же игра?

А где же игра? Детские игры, Детский сад, Развитие детей, Воспитание детей, Длиннопост

Сразу после окончания психфака в 2010 году я устроился в ближайший детский сад психологом. На тот момент все мои мысли были заняты подготовкой к аспирантуре и самореализацией в науке. Поэтому первые месяцы работы меня мало интересовала сложившаяся в дошкольном образовании обстановка. Однако, постепенно, в ходе занятий с детьми, родительских консультаций и общения с воспитателями общий паззл сложился у меня в голове как бы сам собой. Поначалу подозрение, пришедшее на ум, показалось мне маловероятным. "Такого в принципе быть не может, - думал я. - Ведь об этом чуть ли не воробьи кричат с крыш!" И чтобы развеять свои сомнения, я решил посетить занятия во всех возрастных группах. Итоговый вопрос, назревший после всех этих посещений, я решил задать заведующей. Звучал он так: "Простите, а где у вас игровые занятия?" Вопрос этот искренне удивил заведующую и ещё больше расстроил меня. Она ответила вопросом: "Какие ещё игровые занятия?"

Итак, я узнал, что в детском саду, где я работал на тот момент, отсутствует не только игровая деятельность как отдельное направление занятий, но и игровые технологии обучения. Забегая вперёд, скажу, что такая ситуация не является особенностью данного сада, она типична для большинства детских садов, как государственных, так и частных. И это при том, что, во-первых, игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника и главным инструментом в психическом, личностном и социальном развитии; во-вторых, она прописана как обязательная технология обучения в государственных программах дошкольного образования, таких, как "Развитие", "Истоки", "Детство" и, конечно же, "Золотой ключик"; и в-третьих, ребёнок без игры - социальный инвалид на всю жизнь, как в один голос кричат психологи и педагоги, начиная с Выготского и Макаренко.

Пытаясь разрешить этот когнитивный диссонанс, я решил действовать несколькими путями. Прежде всего, я предпринял попытку внедрить игровые технологии в детский сад. Поначалу ситуация складывалась, как мне казалось, весьма благоприятно. Руководство сада пошло мне навстречу, выделив часы для лекций, тренингов с воспитателями и проверок занятий. Однако, очень скоро обнаружилось, что все мои попытки что-то изменить в сложившемся коллективе и системе образования наталкиваются на жесткое сопротивление и стену непонимания. Лекции по игре неожиданно прерывались обсуждением бытовых вопросов, на тренинги воспитатели под разными предлогами не являлись, а во время проверок вместо сюжетно-ролевых игр я видел показные игры с правилами типа "Гуси-Гуси".

К концу года неудачи по внедрению игры в детский сад очень резко ударили по моему здоровью. Из-за тяжелой болезни мне пришлось уволиться, оставив гештальт открытым. К своему замыслу я вернулся только спустя четыре года, когда меня пригласили управлять образовательным процессом в частном детском саду, который только что открылся. Тогда я смог продолжить своё исследование причин отсутствия игровых технологий в детских садах и в ходе работы узнал множество новых подробностей этой проблемы. Мне удалось выяснить, что проблема носит системный характер: она связана и с руководством детским садом, и с профессиональным обучением, и с парадоксальным делегированием игры, и с методической литературой, и, наконец, с отношением многих родителей к феномену игры в детском саду. При этом, ни одна из этих проблем не является главной - они все завязаны друг на друге.

Начну, пожалуй, с руководителей детских садов. Отмечу, что начиная с 2015 года мне удалось сотрудничать, по крайней мере, с пятью заведующими разных частных детских садов, которые только-только открывались в Москве. Все заведующие поначалу очень тепло встретили идею построить образовательно-воспитательный процесс на основе игровых технологий. Но буквально спустя 1-2 месяца совместной работы (тренинги, конспекты, сопровождение) по разным обстоятельствам 3 из 5 заведующих отказались от внедрения игры в образовательную программу. При этом указывались самые различные причины отказа: отсутствие профессионального опыта игры у воспитателей, отсутствие готовых конспектов занятий и единой игровой программы, негативная реакция родителей на игровой формат занятий ("Мой ребёнок пришёл в детский сад учиться, а поиграть он и дома может"). Была, кроме прочего, и общая формулировка: "Игру родителям не продать". Про оставшихся двух заведующих могу сказать: они пошли за идеей, поверили в значение игры для развития ребёнка. Однако, за 8 лет сотрудничества я увидел, что они взвалили на себя непосильный груз.

Теперь несколько слов о профессиональной подготовке воспитателей. Помимо того, что на должность воспитателя нередко берут людей без педагогического диплома, само профессиональное педагогическое образование страдает крайним академизмом. Будущие воспитатели слышат о теориях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, но на практике эти теории применить не могут и после выпуска не могут сами научиться проводить игровые занятия. Да и сама игровая практика, будь то обучающие тренинги или организация занятий с детьми, как таковая в педвузах отсутствует. Поэтому на собеседованиях, которые я проводил кандидатам на должность воспитателя, никто не мог ответить на вопрос: "Как провести сюжетно-ролевую игру с ребёнком?". Далее, 8 из 10 принятых на работу воспитателей увольнялись в течение месяца, не смотря на регулярно проводимые с ними тренинги и консультации. Одним из самых частых аргументов при увольнении была жалоба на неумение играть и сложность проведения тематической сюжетной игры с детьми.

В связи с отбором кандидатов на должность воспитателя важно также осветить тему о профессиональном делегировании игры. Речь идёт о сложившемся в последние десятилетия ложном убеждении о разделении методов работы с детьми. "Кесарю кесарево, а Богу Богово": педагоги обучают, а психологи играют. Повторюсь, хотя убеждение ложное, но оно почему-то закрепилось. И педагоги вследствие этого убеждения смотрят на игру свысока, дескать не царское это дело - играть. Однако, у этого убеждения обнаружились и свои плюсы. В самом деле, специалисты с дипломами, в которых указано "Психолог", гораздо легче и быстрее адаптируются к альтернативной реальности взаимодействия с ребёнком, в которой на первый план выходит игра. Обычно такие специалисты на должности воспитателя дают другую обратную связь о своей работе: "Играть значительно тяжелее, чем проводить предметное занятие, но зато эмоциональная отдача от детей гораздо больше."

Одно из самых больших препятствий на пути внедрения игровых технологий в дошкольное образование - отсутствие доступных и современных игровых программ с развернутыми конспектами игровых занятий. Все источники, которые существуют на данный момент по теме "Конспекты игровых занятий", можно разделить на три типа: открытые, полузакрытые и закрытые. К открытым, то есть находящимся в открытом доступе, источникам могу отнести всего три методички: (1) Галигузова Л.Н. - Игры-занятия с детьми раннего возраста; (2) Губанова Н.Ф. - Развитие игровой деятельности детей от 2 до 4 лет; (3) Виноградова Н.А. - Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Всего 3 книги по развитию игровой деятельности, которые вы никогда не найдете на полках книжных магазинов. При этом что касается самих этих книг: если игры для детей раннего возраста Галигузовой ещё вполне годятся для организации занятий в детском саду и дома, то игры Губановой и Виноградовой, к сожалению, безнадёжно устарели как по содержанию, так и по формату организации.

Следующий источник методической литературы по детским играм - полузакрытые, то есть методички, к которым нет прямого доступа. К полузакрытым относятся методические пособия к некоторым образовательным программам, например, по программе "Детство" или "Развитие". Полузакрытые они потому, что выпускались в крайне ограниченном объеме, поэтому купить их практически невозможно. Чтобы их найти, мне пришлось регистрироваться в библиотеках университетов, которые их выпустили. При этом как таковых конспектов игровых занятий в них не найти. Вместо этого в них указаны лишь критерии игрового развития ребёнка, форматы сюжетных игр и годовой тематический план. Кроме того, представленная в них информация по играм может быть должным образом усвоена лишь специалистом в области игровой деятельности. А для того, чтобы найти методичку по программе "Золотой ключик", мне пришлось ехать на конференцию в РГГУ и просить лично у автора программы Е.Е. Кравцовой продать мне экземпляр. В итоге она продала мне книжку, в которой была программа игровых занятий только на первые полгода из 5 лет. Кстати, "Золотой ключик" - единственная программа, в которой весь образовательный процесс встроен в формат сюжетно-событийной игры.

Третий источник методической литературы по детским играм - закрытые методички. Речь идёт о таких пособиях, которые номинально, то есть в печатном формате, отсутствуют. Существует образовательная программа, её можно скачать из общего доступа и ознакомиться с ней. В этой программе подробно описаны методические рекомендации по проведению игровых занятий с детьми каждой возрастной группы. Если какой-либо детский сад решает работать по этой программе, то руководители нанимают методиста-разработчика, который специально для данного сада или франшизы пишет конспекты занятий. И пособие, которое он пишет, функционирует только внутри данного детского сада или франшизы. Здравый смысл в таком решении есть безусловно, но вся эта закрытость, на мой взгляд, попахивает каким-то сектантством. Как бы там ни было, любому специалисту, будь то руководитель детского сада или специалист по дошкольному развитию, или воспитатель, который желает проводить занятия с детьми в игровом ключе, придётся пройти несколько кругов ада прежде чем найти хотя бы какое-то вразумительное пособие по данной теме. Однако, правда в том, что скорее всего, они это пособие не найдут.

Смирившись с этим клубком проблем в 2015 году, я сначала вместе с одним руководителем детского сада, а затем в 2019 году с другим вступил на тернистый путь создания игрового детского сада с собственной программой. В настоящее время я завершил работу над игровой образовательной программой от 2 до 7 лет с развёрнутыми конспектами занятий. Сейчас я потихоньку (в тайне от руководителя, который, конечно же, хочет сделать программу закрытой) готовлю программу к публикации. Параллельно с этим я разрабатываю свою программу обучения английскому языку детей от 3 до 7 лет также в игровом подходе. В этом сообществе я расскажу о сущности детской игры, о форматах сюжетных игр, об игровом взаимодействии с детьми, об использовании игры в психотерапии, а также буду делиться конспектами игровых занятий.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!