ПРИНЦЕССА НЕВЕСТА (Пьеса) Акт 8 F I N
Акт 8. Откроешь ли глаза ты до восхода солнца?
Александр стоит у ворот города. Перед воротами фигуры одетые в черные рясы с накинутыми капюшонами, на лицах позолоченный маски имитирующие обычные лица.
АЛЕКСАНДР
Теперь пред градом я.
Фигуры открывают ворота и провожают его поворачивая головы. Александр оказывается перед ветхой уличной торговой лавкой, за прилавком сидит Самангелоф.
САМАНГЕЛОФ
И вот ты здесь смельчак.
Меня пришел убить
И сделать город вновь свободным?
АЛЕКСАНДР
Мне город этот чужд,
Принцессу вызволить я должен.
САМАНГЕЛОФ
Принцессу? Я слышу стуки любящего сердца,
Все кто был до тебя не знали искренней любви,
А потому мне проиграли в поединке.
Поверь я мучаюсь давно,
Не ведаю я смерти, а там ведь за чертой
Меня ждет долгожданный суд отца,
И встреча ждет с любовью незабвенной.
Я в поддавки, смельчак, играть не буду,
Хочу я умереть, но бой как должно проведу.
Светило вскоре вспыхнет над землей,
Задай вопрос себе: «Открою ли глаза я до восхода солнца».
АЛЕКСАНДР
Слова излишни демон ночи.
Решим же наши судьбы.
САМАНГЕЛОФ
О, как не терпелив. Все вы похожи, рветесь в бой
Ведомые ретивой спесью.
Все ваши начинанья проворны, грациозны.
Сперва идете к цели победно голову задрав,
Пройдя до середины путь,
Ваш взгляд уже следит за горизонтом.
Ну а когда уж до предмета обожанья
Осталось только руку протянуть тут многие сдают.
Опустят голову да сетуют на трудную дорогу,
Что все забрала силы.
Им проще в норку умыкнуть
Чем ухватить победы кубок,
Ведь часто он горяч до красного железа раскален.
И так во всем за что бы вы не брались,
Будь то поэзия, искусство фехтованья,
Вы начинаете орлом в полете превращаясь в попугая.
Не станешь ли молить ты о пощаде после первого удара?
АЛЕКСАНДР
Не стану ни за что.
САМАНГЕЛОФ
Тогда начнем.
В ходе короткого боя ранит Александра, тот припадает на колено
САМАНГЕЛОФ
Похоже все. Недолго бился рыцарь.
Пора просить о снисхождении.
АЛЕКСАНДР
Такого не увидишь нечистого ты порожденье.
САМАНГЕЛОФ
Отец мой – Бог. Его нечистым ты зовешь?
АЛЕКСАНДР
А мой бог есть испытанье,
Меня оно крошит и собирает снова
И это есть побед моих основа.
Поединок продолжается. Александр вновь получает удар и падает на оба колена.
САМАНГЕЛОФ
Ну а теперь то рыцарь?
Ты признаешь, что проиграл?
Откроешь ли глаза ты до восхода солнца?
АЛЕКСАНДР
Ты ловок демон, но во мне два сердца,
И если человечье мёртво,
То сердце волка будет направлять мои атаки.
Поединок продолжается. Александр получает два удара, падает, затем приподнимается на локтях и облокачивается о торговую лавку.
САМАНГЕЛОФ
Боюсь, убит ты рыцарь.
АЛЕКСАНДР
Клянусь, я буду биться пока при мне есть руки и кинжал.
САМАНГЕЛОФ
Кинжал? Откуда же кинжал?
АЛЕКСАНДР
Тебе удар нанес я незаметно,
Приему этому меня учил отцовский друг,
Что слыл как первый воин государства,
Был стар, но толк в дуэлях знал.
САМАНГЕЛОФ
О! Вижу, и прямо в сердце поразил.
Признаться, впечатлил.
Но что в глазах темно так
И вкус соленный на губах.
Роняет меч. Опускается рядом с Александром.
САМАНГЕЛОФ
Есть дева-муза в белом одеянье,
С покрытой головою, лицо ее есть воплощенье скорби матерей.
Никто не знает ничего о ней,
Но с сотворения времен есть правило единое для падших,
Когда с вершины муза заиграет в горный рог
То может умереть изгнанник божий.
Теперь я слышу знак столь долгожданный.
И вижу набережную, по ней идет моя любовь,
Ко мне протягивая руки.
Иду и я к тебе душа, предстанем оба мы пред богом,
И если он простит меня, то в рай откроется тропа.
Ты, рыцарь, подарил свободу мне,
Замолвлю за тебя я слово,
Чтоб были прощены твои грехи,
И мы войдем в Эдем оставив горе позади.
Самангелоф умирает
АЛЕКСАНДР
Вот и моя грядет пора.
Похоже путь мой завершен,
Но умереть и с ней не попрощаться…
Появляется парень с матушкой.
ПАРЕНЬ
Он город наш освободил!
Теперь мы можем мирно жить.
Скорее все сюда! Герою помощь оказать
Наш долг, изранен он смертельно.
АЛЕКСАНДР
О добрые вы люди, взгляните на меня,
Я обречен, но вас прошу к невесте проводите.
К принцессе, что в башню ангел заточил.
МАТУШКА
Живу я много лет в сим граде и есть одна у нас принцесса.
Она как верно вы заметили запрятана в темнице башенной,
Что к небу возвышается на старой ратуше.
Иди же сын, исполни храбреца желанье
И проводи его к покоям дорогим.
Парень помогает рыцарю подняться по лестнице к покоям принцессы.
АЛЕКСАНДР
Благодарю, но в комнату войду я сам.
ПАРЕНЬ
Прощайте рыцарь,
Прощайте наш спаситель.
АЛЕКСАНДР
Опять спаситель, опять молва придумала героя.
Но к черту все! Принцесса я иду.
Открывает дверь и видит в середине комнаты древнею статую изображающую Принцессу в полный рост.
АЛЕКСАНДР
Как холодна моя принцесса,
Черства и нету сердца в ней,
Не знаю имя я твое,
Но для меня была как пламень.
И если же она всего лишь камень,
То почему же я люблю ее?
Рыцарь садится рядом, облокачивается и умирает.
Акт 9. Последняя глава.
Похороны рыцаря. Секвенция и Караваджо следуют за гробом.
СЕКВЕНЦИЯ
Когда впервые я увидела ее портрет,
То ангелочком назвала.
Но нет, она не ангелок,
Она надгробный ангел,
Что высек злой комедиант
Из твердого отчаянья куска.
КАРАВАДЖО
Ваш брат мог править государством,
Любую в жены взять он мог,
Пред ним возможности открыли двери,
Но он погнался за виденьем,
За призрачной мечтой,
Красивой может, но незримой.
СЕКВЕНЦИЯ
При жизни совестью терзался,
Надеюсь, что теперь обрел покой.
Пускай никто не знает о его грехах,
Пускай слагаются легенды о безупречном рыцаре в веках,
О том как дал стране свободу,
О том как демона сразил.
КАРАВАДЖО
И жизнь его в пример мы ставить будем
Потомков небылицей удивив.
СЕКВЕНЦИЯ
И так родился миф.
КАРАВАДЖО
Родился миф.
ЭПИЛОГ
Где-то в Красном море на волнах качается Лилит. Ей не ведома история об Александре и Принцессе и Самангелоф давно не беспокоит ее мысли. Лилит пребывает в безмятежной дреме, она вновь обрела прекрасный облик и закрыв глаза мурлыкает детскую песенку лелея свое последнее чадо, что носит в себе. Это мальчик, который родится красивым, сильным, отважным и будет вершить свою историю. Его деяния изменят цвет звезд и повернут Луну иной стороной к Земле. Но все это потом, а пока Лилит нежиться в лучах солнца и легенда о рыцаре и принцессе заботит ее не более чем древняя раковина на дне соленого Красного моря.
F I N