Привет, пикабушники!
Начиталась постов по тегу "Горный Алтай" и срочно захотелось написать свой - с фотографиями, описанием и всем тем, чем хочется поделиться. За качество фото не ручаюсь: моя камера похерена работой аудитором и сотнями снимков полок и стеллажей ежедневно, а часть фотографий утащена с телефонов тех, кто был со мной.
Не знаю, как будет удобнее, но давайте так: сначала описание, потом фото.
Сразу оговорюсь, что пишу со стороны пассажира легкового авто с не самой мягкой подвеской, поэтому если говорю, что дороги нет или она плохая - это не истина в последней инстанции, и если у вас полноприводный внедорожник, вы можете увидеть куда больше интересных мест.
Для тех, кто не знаком с местностью, как я до этого июня, чуть вводных данных. Горный - это Республика Алтай, там где интересные топонимы типа Чуй-Оозы и Усть-Коксы, и, очевидно, горы. Белокуриха и Яровое - это Алтайский край, совсем другой регион России, хоть и находится, в прямом смысле, через дорогу.
У Алтая 2 пути... 2 основные дороги - Чемальский и Чуйский тракты. Они расходятся в селе Усть-Сема́, что в 62 км от Горно-Алтайска, столицы республики. Чемальский тракт небольшой, около 80 км, тупиковый, упирается в Ороктойский мост (по нему можно проехать и дальше, по проселочной дороге).
В этом месте находятся сложные Тельдекпенские пороги (они же Пни). Собственно, на фото Ороктойский мост в сентябре 2022. Здесь её самое узкое и глубокое место - глубина превышает ширину почти в 2 раза (70 м вглубь против 40 м вширь).
А вот Катунь в начале июня - полноводная, мутная. Эта фотография честно утащена у друга, и здесь, как мне кажется, лучше видно мощь хозяйки Алтая.
С Чемальского тракта по Ороктойскому перевалу можно выбраться на Чуйский, но доступно это только:
1) на полноприводном авто;
2) в хорошую погоду;
3) если знать, куда ехать;
4) с разрешения духов (в последний пункт верят многие, как путешественники, так и коренные алтайцы. Я - нет, но упомянуть надо).
Поэтому, чтобы доехать до Чуйского тракта, разворачиваемся и едем обратно.
Чуйский тракт, он же автомобильная дорога Р256 протянулся на 962 км - от Новосибирска до Монголии (последний населенный пункт - Ташанта́). Отличный асфальт (там, где идет ремонт, покрытие меняют с хорошего на очень хорошее) и интересная дорога, на которой много спусков-подъемов-поворотов и... коров. Вот например, уютно расположившиеся рогатые около домика, где мы жили.
Пока мы ехали к границе (на самом деле просто для галочки, мол, были), увидели в интернетах, что для посещения приграничной зоны требуются пропуска, оформленные заранее. Однако ни пропусков, на даже паспортов у компании из 4 человек не было, и мы на свой страх и риск поехали разглядывать в бинокль Монголию.
Увы, верблюдов мы не увидели, зато увидели рекламный щит, запрещающий охоту на сурков а так хотелось! с суровым предупреждением: "Вы въезжаете в природный очаг чумы". А потом вообще выяснили, что пропускную систему убрали несколько лет назад, и теперь документы нужны только для пересечения границы. Пешком, кстати, не пускают - между приграничными поселками около 30 км, - а вот на машине или велосипеде уже можно. Наверное, можно и на самокате чтоб эти самокатчики туда уехали и больше не возвращались.
На фото как раз Ташанта́, но по незнанию несколько дней мы называли её Таша́нта. Подозреваю что самые левые горы уже на территории Монголии, кажущаяся близость обманчива.
Перед Ташантой есть большое (аж 11 тысяч человек!) село Кош-Агач (кстати, Горно-Алтайск - единственный город в Республике Алтай, больше городов там нет). И в Кош-Агаче больше 300 солнечных дней в году (этакая российская Калифорния), поэтому там за полмиллиарда соорудили солнечную электростанцию. Но когда я там была...
-1 и снег. И это 2 июня. Сейчас, 10 ноября, там -16. Бывают заморозки и летом, а виной всему резко-континентальный климат и отсутствие деревьев. Когда-то здесь была вода, и на Чуйской и Курайской степях видно эту рябь, оставшуюся от дна когда-то огромного моря. Вообще удивительно, как резко меняется пейзаж за каких-то 30 километров.
Также быстро меняется и погода - через час нам предстала вот такая красота. Если мне не изменяет память, это Южно-Чуйский Хребет.
Просто остановились, а там вот так. Несмотря на то, что это лето, степной пейзаж нарисован вот такими красками - минимум зелени, но желто-серый и коричневый во всех оттенках.
В июне от начала и до конца был проехан Чуйский тракт, и я поняла, что он не просто так занесен в 10 самых красивых дорог мира по версии NatGeo. А осенью мы смотрели на бирюзовую Катунь в Чемале, но снова вернулись на Чуйский и поехали к горам. А так как одни и те же места были захвачены 2 раза, то для сравнения попыталась сфотографировать с похожих ракурсов.
Перевал Чике-Таман, 1 июня 2022 года.
И он же 20 сентября 2022:
Кажется, уже и так получилось слишком много, но ещё есть, о чем рассказать и что показать, так что скоро созрею на вторую часть, где будет побольше "до-после", так сказать.
Это первый длинный пост здесь, за орфографию ругайте (я за грамотную речь, а описки могла и не заметить), за оформление тоже можно пожурить, если что не так.