Начал писать комментарий про запахи и "суперспособности" автора поста, предложили оформить как отдельный пост. Начал писать пост, пришлось добавить про остальные свои "суперспособности". Прочитал, убрал в долгий ящик, начал заново с начала истории.
Итак, пост о суперспособностях, психиатрии и нейрофизиологии. При чем тех самых суперспособностях из мема "придумай самую бесполезную суперсилу", типа "путешествие вперед во времени на секунду" или "возможность общаться с апельсинами".
Для начала перечень моих "суперсил", точнее, проявлений, потому что корень этих проблем один и он где-то в мозгу, а вот глаза и уши у меня, вероятно, точно такие же, как и у других людей.
Обоняние. Я сильнее чувствую запахи и могу различить те, которые люди не замечают (или не воспринимают или не осознают). Мир для меня воняет, по всей видимости, раз в пять хуже чем для остальных. Нет ничего приятного в осознании того, что у незнакомой девушки в лифте сегодня первый день месячных, что в подсобке этого магазина лежит снятая с продажи гнилая капуста. И даже приятные для других людей запахи несут для меня вред - слишком густой запах освежителя воздуха в туалете или духов на собравшейся на свидание мадемуазели вызывает у меня тошноту, головокружение и потерю ориентации. Однажды на улице проходил мимо двух курящих девиц, попал в густое облако вишневого аромата Капитана Блэка (а может Дьябло Россо, не помню уже) и вошел лбом в дерево. В 20 лет сломаный нос и искривленная перегородка подарили мне насморк и частичное избавление от этой суперсилы, но ковид добавил к ней перца, хотя это совсем другая история.
Слух. Я тот самый человек, который всегда подслушивает. О чем шепчутся люди на другом конце полного автобуса, что отвечает Машеньке, разговаривающей в пяти метрах от меня по телефону, ее бабушка. Я даже был какое-то время тем самым сисадмином-эникеем, который в кабинете на 15 менеджеров, постоянно разговаривающих по телефону, внезапно спрашивал "так! что шумит?" и начинал искать среди 15 компов засвистевший кулер. И находил. Это самая изученная моя сверхспособность и про нее я точно знаю, что слух у меня приблизительно нормальный - чуть острее чем у большинства, но не выпадающий из медицинской статистики. И она тоже приносит больше страданий, чем пользы. Я пытаюсь почитать в автобусе книжку, я не хочу знать, что пенсии всего на 200 рублей подняли, Сережа теперь с Юлей, а маленькая девочка очень хочет черепашку. И да, Маша, не ври бабушке, у тебя на лице написано, что экзамен ты завалила. И вообще, каким я был дегенератом с утра, что умудрился не взять с собой наушники. Если хотите понять как это - попробуйте посмотреть любимый сериальчик, вставив в одно ухо наушник с ток шоу с Соловьевым.
Зрение. Пожалуй единственная моя суперспособность, от которой есть хоть какая-то практическая польза, хотя проблем не меньше чем с остальными. Я вижу в темноте. Не как прибор ночного видения, разумеется, но света звезд в лесу для меня достаточно, чтобы собирать ягоды. А еще я нихрена не вижу на ярком свету. Для меня нормально выйти из дома днем и пять минут стоять с закрытыми глазами у двери и ждать, пока пройдет резь в глазах. И даже темные очки полностью не выручают, потому что засветка по периферийному зрению не дает глазу адаптироваться к темному стеклу. А носить очки на пол лица (или какие-нибудь стимпанковские гогглы) мне не позволяет чувство прекрасного. Еще есть небольшой бонус в возможности лучше складывать и вычитать цвета - со мной удобно ходить подбирать ткани или краски. Я понимаю, как вот этот бордовый из магазина с тусклыми лампочками цвета 2700К будет выглядеть на солнце или под лампочкой на 4000К.
Осязание. Вообще смех. Возможность опознать зернистость шкурки с одного прикосновения и различать шрифт Брайля ни разу в жизни не пригодилась. Да и список букв выучить руки не доходят. Зато мне щекотно прикосновение к любой части тела. Прикиньте, у вас секс, страсть, хватаете партнера за талию, а он начинает подергиваться и хрюкать. 0 из 100, худшая суперспособность, не рекомендую.
Детектор лжи. А вот теперь мы подходим уже ближе к корню проблемы и, вероятно, требуется более подробный рассказ. Я пытался сократить, но пропадают причинно-следственные связи и получается чепуха. Поэтому дальше будет простыня.
У меня, вероятно, несколько аномальное строение мозга. Насколько аномальное выяснить не удалось, так как ни одному ученому, пишущему диссертацию на эту тему я в руки не попался, а врачам это не интересно, так как не болезнь и лечить не надо. Да и проблема где-то на стыке психиатрии и нейрофизиологии, что требует специалиста по обеим дисциплинам. Косвенным анализом получилась цифра порядка пары десятков таких как я на миллион, что на самом деле очень редко, но анализ тот вилами по воде писан и это просто попытка не чувствовать себя одиноко.
Итак, все началось с детства. Я был очень замкнутым ребенком, плохо понимал шутки, намеки и настроение собеседников. При этом отставаний в развитии не было, говорил хорошо, читал и писал в том возрасте, когда других еще не учили. Родился бы я лет на 15 позже, меня бы наверно с придыханием называли "ребенок Индиго" и завоспитывали бы до полной несамостоятельности. Но там были 90-е, "маши крыльями или сдохнешь", "эволюционируй или сожрут". Когда к нам в садик пришли тетеньки с интересными задачами (проводили срез средних знаний и одновременно отбор детей в экспериментальный садик с изучением русского, английского и математики), я насел на них и требовал больше задачек и чтобы меня взяли в тот садик. И даже заявку на прием заполнил, хотя вряд ли ее приняли - почерк у меня был ужасный и квадратный, да и данных паспорта родителей я не знал, скорее всего мама потом ездила переписывать, когда отошла от удивления после заявления "мама, я в другой садик буду ходить, там тетеньки добрые и задачи интересные".
Итак, в пять лет я попал в "питательную среду" к другим детям, которым задачки интереснее игры в дочки матери (хотя и игры были, разумеется). На два года моя замкнутость и необщительность заткнулась и не проявляла себя - нас таких было пол группы, мы научились понимать друг друга с полуслова и играть практически молча. Зато этот садик дал мне понимание числовой прямой, операций сложения и умножения, дробные числа, разбор предложений и слов по составу и разговорный английский с двумя временами - present и past simple. Это был хороший аэродром, с которого я смог взлететь, полететь в сторону языкового лицея… И разбиться там нахрен об жесткую действительность.
То, что со мной что-то не так, мы с школьным психологом поняли одновременно. Ребенок в первом классе отказывается учиться считать яблоки, бегло читает, неплохо пишет, говорит по английски, но при этом совершенно не приспособлен к жизни в коллективе. На контакт не идет, беготне в коридоре предпочитает книжку (мне тогда подсунули Урсулу Ле Гуин и я не мог оторваться). Ребенку можно было бы поставить аутизм, но при прямом контакте и постановке интересных задач ребенок оживает и начинает общаться. Только вот методы борьбы с замкнутостью у нее выходили странные - например, я с удовольствием ходил в кружок рукоделия, но там, где нужно было работать в коллективе, я брал на себя роль ментора и делал все сам, объясняя и показывая другим детям как правильно. Интересная ситуация - когда ребенку нужно что то объяснить другим - он умный и адекватный, хорошо доносит свою мысль. Даже слишком хорошо - мое объяснение действий на числовой прямой дети восприняли с энтузиазмом и сложение яблок пришлось забросить раньше положенного, что вроде как даже сбило программу и заставило попотеть нашего учителя. И при этом простое общение - как об стенку.
Это поставило ее в тупик, но меня это из тупика вывело. Я понял, что проблема во мне. Что это не другие дети глупые и говорят какую-то чепуху, это я их не понимаю, а друг с другом они говорят так же и вполне довольны общением. Я начал пытаться понять. Я завел блокнотик и записывал туда все проблемные моменты и несостыковки. (Как раз в этот момент я дочитал детскую детективную книжку и взял у деда какой-то взрослый детектив, где герой выписывал улики в блокнотик, а потом смотрел на них и пытался сопоставить). И картинка для меня сложилась - иногда люди говорят одно, а имеют в виду другое. И чтобы дать понять, что они имеют в виду другое, они изменяют голос или выражение лица! И я придумал себе игру. Я актер в театре (или шпион на задании), который должен притворяться, что он такой же как все и вести себя как они. И вот, в восемь лет я стал продираться через тонкости человеческой психологии, которые нормальный человек практически буквально впитывает с молоком матери. Дальше можно было бы писать про трудную борьбу и превозмогания, но, внезапно, я практически ничего не помню о себе во втором-третьем классе. Помню новогоднюю ёлку в театре, помню уроки в школе, помню некоторые прочитанные книги, но при этом совершенно не помню свои мысли, переживания и прочее. Хотя переживания по поводу своей неполноценности из первого класса помню отлично.
А потом случился пятый класс, переход в другую школу и новый этап приспособления к коллективу. Вот его я помню хорошо. Испытав в самом начале те же самые проблемы, я довольно быстро смог втиснуться в коллектив, который уже три года срастался в единый организм без меня. У меня не получилось завести хороших друзей, но я выезжал на своем вновь созданном амплуа доброго всезнайки. Не того, который гордится и хвастается, а того, который знает кучу всего интересного и хочет поделиться этим со всеми. Ну и помощь с математикой (и особенно геометрией), конечно же шла в зачет. Иметь в компании ботаника, который странный, зато много читал и способен превратить обычное беганье по школьному двору с паками в организованную осаду Орлеана, оказалось весьма престижно и мои одноклассники этим пользовались. А я их изучал. И вроде даже делал успехи.
Все сломалось, когда девочки стали взрослеть. И у меня начала болеть голова. Вполне буквально. Моя модель анализа человеческого поведения трещала по швам и сыпалась от любой женской игры в намёки. Вычислительных мощностей не хватало и из ушей шел дым с запахом разбитых надежд и горящего машинного масла. Надо ли говорить, что моя популярность сразу вышла мне боком и среди девочек игра "застопорь ботаника" сразу стала хитом продаж? Я натурально бегал и прятался от них пять лет и даже с выпускного сбежал с еще одним фриком, пришедшим к нам десятом классе, сидеть на набережной и распивать джин с грейпфрутовым соком.
Зато в этот же период я осознал корни своей проблемы. В руки мне, наконец-то попали книги по психологии и нейрофизиологии. Я осознал как должен работать мозг и как он работает у меня. У меня напрочь отсутствует эмпатия и вообще у меня достаточно много симптомов шизофрении. Книжки разных лет и авторов рисовали мне разные диагнозы от безобидных "шизоидной акцентуации" и "шизоидного строения личности", через более обидное "шизотипическое расстройство", до немного страшной "шизофрении". И, кстати, в это же время я осознал ненормальность своих слуха, зрения и обоняния, которые тоже хорошо ложатся на объяснение шизотипических симптомов нейробиологическими особенностями. Картинка сложилась и мои детские наработки стали уже прицельно допиливаться напильником.
Ну и тем самым маслом, в котором закаляется сталь, стала моя первая девушка. Типичный психопат-манипулятор. Она требовала к себе постоянного внимания, болела половиной списка МКБ-9 и врала постоянно, потому что для нее это было так же естественно как пить или дышать. Я был влюблен в нее месяца три, а затем это превратилось в спорт. Викторина "угадай какой пиздец произойдет сегодня и сможешь ли ты свести его к постели". Сердечно благодарен ей за два года нескончаемой школы жизни в траншеях психологической войны под шквальным пулеметным огнем подозрений и артиллерийским обстрелом лжи. Именно благодаря ей большинство моих новых знакомых считают меня "немного странным", а не полным психом.
Наконец-то закончился этот рассказ и можно вернуться к брошенному пятому пункту. Итак:
5. Я умею распознавать ложь. Это пришло само, пока я учился распознавать эмоции, намеки и прочую естественную для понимания с точки зрения нормального человека невербальную составляющую общения. Большинство людей не умеют врать - они смущаются, испытывают вину, переступают через себя, чтобы соврать. И все это отражается у них на лице. Все те признаки, которые учатся читать следователи, операторы полиграфа и эффективные менеджеры мне пришлось научиться читать раньше них, чтобы в принципе хоть как-то понимать людей.
Какой вывод можно сделать из моей простыни? Среди вас, нормальных людей, живет достаточно много фриков. Некоторые из них ходят по улице в плаще на босу пипу и орут частушки, другие притворяются нормальными, третьи тихо социопатят в одиночестве и не отсвечивают. И в истории человека, который различает больше запахов чем другие и решил пойти по стопам Парфюмера из фильма нет АБСОЛЮТНО ничего необычного. С моей точки зрения он гораздо более нормален, чем я. Или он все это придумал, но и в этом случае он не описал ничего необычного и котолампового. Такие люди действительно есть среди нас.