В 90-е годы я заканчивал технический ВУЗ. Специальность не важна, а квалификация - "ниженер-механик". Перед дипломом были Госэкзамены, на которые выносили все важные предметы для специальности. В билете 3 вопроса.
Является наш "выживший" за время обучения поток на госы и обнаруживает, что оказывается очередная реформа программы обучения, пару месяцев назад утвержденная, ввела в номер нашей специальности дополнительный предмет, необходимый механикам. Назывался он "Диагностика" (или "какая-то" диагностика). И этот предмет теперь обязателен на госэекзамене. То есть примерно с десяток билетов будут содержать вопросы из этого курса. Сам курс короткий, рассчитан на семестр, но нам не легче, потому что мы за час до экзамена получили на 30 человек буквально 5 свежеотпечатанных методичек, листов на 100.
Понятно, что многие вещи механикам понятны из смежных дисциплин, но ни систематизации знаний, ни формулировок ни у кого нет. Поэтому все судорожно читали вводную часть, где описана суть предмета и базовые понятия. А дальше будем выкручиваться, благо про всякие деструктивные/недеструктивные методы, ренгеноскопию, ультразвуковые исследования что-то знали.
Но я решил полистать методичку хотя бы по разделам. Наткнулся на незнакомые мне - "Корреляционные методы диагностики". Прочитал эти полторы странички, понял принципы и отправился сдавать.
Заседает комиссия из пяти солидных дядек. Декан, завкафедрой, пара профессоров со смежных кафедр и представитель прозводства в виде главного инженера или технолога очень оборонного завода.
Тяну билет и.... помимо двух вопросов по профилю третим оказывается - "Корреляционные методы диагностики".
Очень удивленные лица были у профессоров, когда я, включив фантазию и некий опыт из получаемого в тот момент второго высшего по IT специальности, начал рассказывать ответ на третий вопрос. Они совсем не ожидали услышать что-то внятное по такому вопросу. Я же рассказывал, как можно снимать различные виброаккустические характеристики с узлов и агрегатов, составлять цифровые библиотеки и затем на ранних стадиях возникновения проблем сопоставлять получаемые данные с образцами, максимально точно прогнозируя проблему и её развитие. У "производственника", это всё вызвало неподдельный интерес и он назадавал мне штук пять-шесть вопросов по диагностике на которые я выдвинул инженерные теории.
В целом за госы я получил честное "отлично".