Ответ на пост «А вы заметили?»
Тут был давеча опубликован замечательный комментарий #comment_252357264 об английском лорде Артуре Понсоби и его книге "Ложь во время войны". Довольно интересно и полно описано, рекомендую к прочтению и осмыслению.
Однако, хотелось бы вспомнить ещё одно имя. Одним из профессионалов своего дела, который может вызывать некоторое
уважение мог бы быть Йозеф Геббельс. Не за свои убеждения – тут он
безусловна фашистская сука и гандон, гореть этой гниде вечно в аду.
Многие помнят старое выражение «брешет как Геббельс».
Уважение вызывает тот профессионализм, с которым он управлял сознанием народа, используя лишь газеты и радио. Подавляющее большинство немцев, отнюдь неглупых людей, верили каждому его слову и шли как дети за дудочкой крысолова. Да, были коммунисты и антифашисты, был «РотФронт». Но ведомый дудочкой народ расправился с ними не особо задумываясь и веря каждому слову дикторов и газетчиков . Очень немногие могли читать между строк или критически осмысливать происходящее.
«Секрет пропаганды» Геббельс раскрыл в своём выступлении перед интендантами и директорами радиокомпаний 25 марта 1933 года: "Я не согласен с тем, что пропаганда является чем-то низкопробным, ведь мы сегодня не сидели бы в министерских креслах, если бы не были великими художниками пропаганды. И мы не проиграли бы войну, если бы немного лучше владели искусством пропаганды. Вот в чём состоит секрет пропаганды: того, кого хочешь подвергнуть пропаганде, надо насквозь пропитать идеей пропаганды так, чтобы он даже не заметил, что он ею пропитан".
Вильфрид фон Овен, один из референтов Геббельса в последние годы войны, составил следующий «декалог пропаганды» своего шефа:
1. Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от
гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе
народа речь идёт ни о чём другом, как о его бытии.
2. Пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока.
3. Пропаганда должна вестись как можно более метко и тем самым успешно,
так как — по Мольтке — в войну самым гуманным методом является тот,
который быстрее всего достигает своей цели.
4. Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции,
поэтому её уровень должен ориентироваться на способности восприятия
самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
5. Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум,
так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства
доходчивей размышлений.
6. Пропаганда должна не развлекать, а быть средством достижения
политической цели. Поэтому развлечение является смертельным врагом её
успеха.
7. Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой её успеха.
8. Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.
9. Пропаганда не имеет абсолютно ничего общего с правдой"
Отличительной чертой этой пропаганды является то, что она не просто манипулирует общественным мнением, а создаёт его, превращаясь в инструмент социального контроля.
Никоим образом не хочу преуменьшить вину Геббельса в произошедшей катастрофе или обелить его. Пускай дальше вертится на сковороде, даже не хочу выставлять в посте его фото. Но тем не менее он был одним из основоположников пропаганды как военной, так и гражданского характера, сумевшим манипулировать и создавать общественное мнение с помощью лишь радио и газет. Впрочем, многие его наработки используются с успехом до сих пор, ибо торговать ненавистью проще, чем любовью.