7 октября 1885 года родился датский физик-теоретик Нильс Бор, создатель первой квантовой теории атома, лауреат Нобелевской премии по физике за 1922 год и общественный деятель
«Нильс Бор и вместе с ним А. Эйнштейн — это, несомненно, два величайших физика XX века. Бор был не только основателем квантовой теории, которая открыла человечеству путь к познанию нового мира, мира атомов и элементарных частиц, и тем самым открыла путь в атомный век и позволила овладеть атомной энергией. Более того, именно труды Бора и Эйнштейна оказали решающее влияние не только на физику нашего века, но и вообще на современное научное мировоззрение в целом.
Ведь именно торжество теории относительности и теории квантов, основателями которых были Эйнштейн и Бор, на блестящих примерах продемонстрировало общие закономерности развития научного познания. Так как наши знания не априорны, а вытекают из анализа и обобщения всего человеческого опыта, всякое проникновение человека в новую, ранее неизведанную область явлений с неизбежностью влечет за собой необходимость коренного пересмотра и обобщения самых основных наших понятий и представлений, даже таких, как время, пространство, как само понятие физической закономерности.
Это, конечно, отнюдь не означает, что каждый новый этап развития науки отметает все прежнее; это означает только, что с каждым новым шагом выявляются границы применимости тех понятий и тех законов, которые ранее считались универсальными, и вскрываются закономерности более общего характера.
Поэтому требования к новой теории с каждым шагом становятся все более жесткими — ведь она не только должна объяснять вновь открытые факты, но и включать в себя в качестве частного случая все ранее открытые закономерности, указывая точные границы их применимости.
Так, все основы классической физики содержатся в более общих законах теории относительности и теории квантов, из которых они вытекают в условиях, когда скорости тел малы по сравнению со скоростью света, а пространственно-временные масштабы явлений и массы тел таковы, что так называемое «действие» велико по сравнению с квантовой постоянной h.
Но вспомните, что еще в начале нашего века были широко распространены воззрения, что незыблемые и нерушимые основы науки уже созданы.
Такой крупный физик, как лорд Кельвин (В. Томсон), в речи, произнесенной по случаю наступления нового, двадцатого века, сожалел о последующих поколениях физиков, которым остались лишь сравнительно мелкие доделки в воздвигнутом уже и в основном завершенном здании науки. [2]
Некоторые факты биографии
... «когда Бор был в последний раз в Советском Союзе в мае 1961 г., после его доклада на семинаре у П. Л. Капицы Л. Д. Ландау задал ему вопрос: „Каким секретом вы обладали, который позволил Вам в такой степени концентрировать вокруг себя творческую теоретическую молодежь?“ На это Бор ответил: „Никакого особого секрета не было, разве только то, что мы не боялись показаться глупыми перед молодежью“.
Это очень характерное высказывание Бора, остро ненавидевшего всяческое чванство, зазнайство, высокомерие и отличавшегося поразительной скромностью. Вместе с тем, действительно, никакая дискуссия не может быть плодотворной, если ее участники боятся задавать вопросы, которые могут обнаружить пробелы в их осведомленности и показаться „глупыми“». [2]
Еще один характерный случай, когда «...ученикам Н. Бора запомнилась история о его совместных с сотрудниками посещениях «гангстерских» фильмов, после которых ставились эксперименты с целью проверки достоверности тех или иных эпизодов просмотренных лент. [3]
Как выглядела бы кошка, если ее побрить
«Бор славился привлечением самых различных, подчас невероятных аналогий, и никто не мог предугадать, какие сопоставления возникали у него в голове. Для него было характерно чрезвычайно оригинальное, «боровское» мышление.
В этой связи мне вспоминается один забавный случай.
Уже после смерти Бора мне довелось встретиться с немецким профессором Вайцзеккером. Мы разговорились, и Вайцзеккер вспомнил студенческие годы, когда он вместе с Нильсом Бором ходил на лыжах в Альпах.
— Как-то, — рассказывал Вайцзеккер, — мы с Бором отправились на лыжах и долго ходили, удалившись от шале, в котором находилось наше пристанище. Когда же через несколько дней мы возвратились, то не только порядком устали, но и сильно обросли. Бриться было негде, за дни лыжного похода подбородок и щеки у нас покрылись густой щетиной. Когда мы вернулись в шале, Бор поставил на столик зеркало, разложил бритвенные принадлежности, намылил лицо, задумчиво провел по щеке бритвой и остановился, внимательно глядя на свое отражение. Помолчав, он произнес:
— Интересно, а как выглядела бы кошка, если ее побрить?
К помощи аналогии Бор прибегал и при рассмотрении сложных ядерных процессов.
Вспомним, например, как он объяснял участникам коллоквиума структуру ядра и природу ядерных реакций.
«Представим себе, что ядро — это небольшое углубление, или чаша. — И он нарисовал на доске вогнутую линию. — Если чаша пуста, бильярдный шар, вкатившийся в нее, выкатится с другой стороны, не изменив своей траектории. Но предположим, что чаша наполнена другими шарами. Тогда, если в нее вкатился шар, ему уже не так легко выкатиться с другой стороны. Он ударится о первый попавшийся ему на пути шар, разделит с ним энергию движения и заставит этот шар удариться о соседние шары. (Бор мелом прочертил путь шара.) Сдвинутые с места шары ударят по другим шарам и так далее, пока все шары не придут в движение и вторгнувшийся шар не станет одним из них» (стр. 246).
Это объяснение взаимодействия ядерных частиц и передачи энергии от одной частицы к другой, проиллюстрированное примером с бильярдными шарами, широко используется ныне в курсах физики во всех уголках мира. Оно стало классическим«.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Сам Нильс Бор, по словам его сына Ханса, находясь в Японии, образно объяснил суть принципа дополнительности: талантливый японский художник Хокусай создал свои „Сто картин Фудзиямы“, и именно совокупность разных впечатлений, сложившихся при различном освещении, в разные времена года и под разными углами зрения, оказалась способной воссоздать богатство изменчивой, удивительной, очаровательной, всегда разной, но, тем не менее, единственно сущей в реальности Фудзиямы. Гора всё время являет наблюдателю иной облик, иной поворот своей сущности, но она всегда — одна... Примерно так, весьма наглядно для японцев, высказался великий физик»...
Этот и еще 63 материала VIKENT.RU по теме Построение научных теорий
2) Видео: ТЕОРИИ ОБНАРУЖЕНИЯ и МОДЕЛИРОВАНИЯ НОВЫХ ЯВЛЕНИЙ..
3) нлайн-лекция № 291: НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ II
Источники
Нильс Бор на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/460/
И. Έ. Тамм НИЛЬС БОР — ВЕЛИКИЙ ФИЗИК XX ВЕКА https://ufn.ru/ru/articles/1963/6/b/
Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). — М., РАО, 2003 г., с.48 http://www.methodolog.ru/books/sc_shool.pdf
Рут Мур. Нильс Бор — человек и ученый. Перевод с английского
И. Г. Почиталина под редакцией канд. физ.-мат. наук В. Ф. Кулешова, Издательство «МИР» Москва, 1969, с.11-12