Ответ на пост «Исключение НЕ подтверждает правило!!1»

Исключение подтверждает правило

Эту видимо нелогичную фразу применяют совершенно неверно. Происшедшее неожиданное исключение не подтверждает правила на самом деле. «Вася никогда не опаздывает!» — «Он сегодня опоздал на целый час». — «Исключение только подтверждает правило!»

Приведенный диалог логически неверен. Факт Васиного опоздания однозначно и несомненно опровергает утверждение о том, что Вася якобы никогда не опаздывает. Однако слышим мы такой «аргумент» часто. Он неверен, так говорить нельзя, как с точки зрения логики, так и просто грамотной речи. Но откуда происходит это заблуждение?

В журнале seminaristа вчера было обсуждение этого вопроса. Сухой остаток таков.

Выражение это образовалась как парафраз из речи Цицерона в защиту Луция Корнелия Бальба старшего. Обвиняли его в том, будто бы он получил римское гражданство незаконно. Дело слушалось в 56 г. до н. э.

Л. Корнелий Бальб был уроженцем Гадеса (совр. название Кадис), служил под началом Помпея, с которым сошелся и был дружен; Помпей и был спонсором его гражданства. Подоплека обвинения была, как и в большинстве тогдашних громких дел, политической. Хоть сам Бальб был активен политически, но удар, безусловно, направлялся на триумвиров Первого триумвирата (Цезаря, Красса и Помпея).

В защиту Бальба выступали не только Цицерон, но и Помпей и Красс. Дело было выиграно. Бальб всегда старался проводить умиротворяющую политику, найти общее место между врагами. Он был первым в римской истории натурализованным (не урожденным) гражданином, ставшим консулом, в 40 г. до н. э.

В своей речи Цицерон приводит такой аргумент. В некоторых межгосударственных соглашениях о взаимном признании Рима с соседними странами был пункт, явно исключающий двойное гражданство: жители тех стран не могли стать римскими гражданами, не отказавшись сперва от своего. Гражданство Бальба было двойным; это и была формальная сторона обвинения. Цицерон говорит, что, поскольку в некоторых соглашениях такое исключение есть, то те соглашения, в которых его нет, подчиняются противоположному правилу, а именно позволяют двойное гражданство. Иными словами, если существует исключение, то должно быть и правило, из которого это исключение сделано, даже если это правило явно никогда не формулировалось. Таким образом, существование исключений подтверждает существование правила, из которого эти исключения делаются.

Не исключения подтверждают правило, а существование исключений подтверждает существование правила! В последнем утверждении нет никакого противоречия.

Итак, цитата из Cic. pro Balbo XIV, 32:

Etenim quaedam foedera exstant, ut Cenomanorum, Insubrium, Helvetiorum, Iapydum, non nullorum item ex Gallia barbarorum, quorum in foederibus exceptum est ne quis eorum a nobis civis recipiatur. Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere. Vbi est igitur in foedere Gaditano, ne quem populus Romanus Gaditanum recipiat civitate? Nusquam.

Перевод с моими пояснениями в квадратных скобках. В речи они следуют из контекста, но в этой небольшой цитате некоторые места без них были бы непонятны.

Известно, что существуют некоторые [межгосударственные взаимные] соглашения [Рима], как с кеноманами, инсубрами, гельвециями, япидами, а также с некоторыми варварскими племенами галлов, которых, согласно исключения в этих соглашениях, мы в граждане не принимаем. Поскольку такое исключение делает это [двойное гражданство] незаконным, [это значит,] где [в соглашении] такого исключения нет, там это [двойное гражданство] обязательно законно. Где написано в соглашении с гадитанами, чтобы римлянам не принимать гадитан в свои граждане? Нигде.


Источник: https://fregimus.livejournal.com/19603.html

Показать полностью

Ответ на пост «Исключение НЕ подтверждает правило!!1»

ИМХО. Логика сама по себе ничего не стоит, если не опирается на законы контекста.

А законы контекста - самодостаточны. Т.е.логика практически бесполезна.

Видал много попыток применить логику без оглядки на контекст, все выглядели тупо и ничем хорошим не заканчивались.


В индуизме практика - критерий истины.


Традиционное: Платон переоценен..

Исключение НЕ подтверждает правило!!1

Привет всем, кого подбешивает или хотя бы вызывает вопросики пошлизм

«это исключение, которое только подтверждает правило».

1. На языке элементарной логики (которую очень зря не преподают в школах — не знаю как сейчас) исключение не подтверждает, а опровергает правило. Правило «все лебеди белые» опровергается одним чёрным лебедем. End of story.

2. В оригинале, который все забывают, но иногда вспоминают, имеется в виду, что факт разговора об исключении указывает на наличие соответствующего правила, хотя бы и неписаного. Т.е., если написано «в качестве исключения позволяется Х...», то это значит, что пишущий имеет в виду наличие правила, запрещающего Х. И рассуждается это затем, чтобы установить, есть (или было ли на момент написания текста) вообще правило относительно Х.

3. Пару лет назад я открыл для себя другое значение этой штуки: исключение может (относительно) «подтверждать» правило, если оно действительно «исключение», т.е. такое происходит крайне редко. И если говорят, что Петрович сегодня в качестве исключения опоздал, то это действительно может означать (и может быть измерено по СКУД), что как правило, он не опаздывает. Но я хз, насколько это полезнее п.2))

В каментах к этому посту тоже можно подушнить, ящитаю ;)

Отличная работа, все прочитано!