Ответ на пост «...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС»

В посте интересовались как делают детали для таких гигантских двигателей. Вот изготовление коленвала.

Заготовка

Обработка

@packman.exe теперь ты знаешь как это делают)

Показать полностью 1

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС

Пардон, но подобрать иное слово о том, о чём я буду вам рассказывать, я в русском языке не смог. Написать "самые мощные" - это не то, потому что двигатели, о которых я буду писать в этой серии постов не всегда самые мощные - они именно "ебанутые".

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

Тут, на Пикабе, уже писали что у него 14 цилиндров, что он весит 2300 тонн и что его мощность почти 109 тысяч лошадиных сил (если быть точным - 108 920 л.с.), но почему-то умудрялись кидать фотку с двигателем в 5 раз меньшим, чем есть на самом деле.

Здесь для вас - только правда и ничего кроме правды: можете сосчитать количество цилиндров на фото по топливным трубопроводам, расположенным сверху, их - 14. И никаким краном это двигатель никогда не поднимают - его собирают прямо внутри судна, и суда эти - контейнеровозы вместимостью до 10 000 двадцатифутовых контейнеров.

Вся эта давно известная всем инфа про мощность - от тех, и для таких же, кто думает, что мощность является главным показателем всего, что тащит и разгоняет ваше транспортное средство. Огорчу - нет. Инженеров и инженеров-моторостроителей данный показатель интересовал всегда совсем не как главная цель, а лишь - как средство достижения главной цели. Об этом - позже.

Ну, а для начала напомню.
Самым мощным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в мире на сегодняшний день является Wärtsilä-Sulzer RTA96C/RT-flex96C (по-русски звучит как Вартсилё-Зульцер). Ну, "Силё" - это уже о многом говорит, а остальное не важно.

Это двухтактный дизель с модульной конструкцией, что означает, что вы можете заказать его себе в исполнении от 6 до 14 цилиндров, ну, то есть вам к 6-цилиндровому базовому прилепят ещё несколько цилиндров, удлинив блок, коленвал и трубу системы "common rail" ("flex" в названии означает, что дизель оснащён именно ею в отличие от старых версий с индивидуальным ТНВД на цилиндр). Все остальные системы индивидуальны для каждого цилиндра кроме системы смазки и охлаждения.

Базовая комплектация для плавающих "рисовозок":

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

Диаметр его цилиндров 96 сантиметров, а поршень движется от верхней точки до нижней - 2,5 метра. Объём всех 14-ти цилиндров - 25,5 тысяч литров. Холостые обороты - 22 в минуту, при "тапке в пол" - 102. Слышу смех в зале?... Хо-хо! Это до поры, до времени.


Как и ваша "рисовозка" типа Мерседес или БМВ :) он имеет интеркулер и турбокомпрессор. Но, в отличие от них, чтобы не терять лишнюю тепловую энергию, к турбокомпрессору присобачили генератор, который "при тапке в пол" снимает с "турбины" остатки ценной мощности в виде 9860 киловатт, что при переводе в ваши любимые "лошади" составляет 13,4 тысяч л.с. И это только с турбокомпрессора! Драгстеры TOP FUEL курят в сторонке.

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

Коленчатый вал для 14-ти цилиндров, массой 300 тонн:

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

Итого суммарно, с мощностью турбо-генератора, двигатель выдаёт на самом деле 122 320 лошадиных сил.

Конечно же это ещё не всё. Я только начал.


КПД этого двигателя, в отличие от этих ваших автомобилей (и их 30% КПД), составляет более 50%, что считается наивысшим среди всех ДВС.

Помимо современных технологий впрыска, работы по 2-тактному циклу и наличии турбогенератора, в двигателе используется известная древняя система, которая называется "крейцкопф".

Что происходит в вашем двигателе, когда вы разгоняетесь? В нём происходит трение. Трение поршня о стенку цилиндра при взрыве топливовоздушной смеси над поршнем и изменении положения шейки коленвала на угол более нуля от вертикальной линии:

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

Сила, которая не даёт нашим двигателям увеличить КПД выше 30% - это сила "N". Но, зато её мы используем для эффекта торможения двигателем.

А так как наш с вами поршень хуже всего смазывается - только тонкой плёночкой масла для смазки колец - то и трение его о цилиндр очень высокое, хоть он на это и рассчитан. И эта схема, к вашему сведению, называется "тронк".

(Можете подойти в следующий раз к своему мотористу и спросить его - что он знает о "тронковых" двигателях. Конечно, он ничерта о них не знает, зная о них всё.)  ;)))

А в крейцкопфных эти силы трения сильно снижены, потому что там всё по другому.

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

Здесь поршень можно смазывать в том же, нужном ему небольшом количестве масла, однако все боковые силы, которые возникают при работе коленчатого вала и шатуна, возлагаются на специальный направляющий механизм, который мажется маслом намного обильнее, чем поршень в тронковом механизме, никак не рискуя попасть в цилинр. Поэтому во многих судовых двигателях КПД выше.

Возвращаемся к нашим сотням тысяч лошадей
109 000 л.с. не главное в нашем Вартсилё. В нашем Вартсилё, как и в любом другом ДВС, важен крутящий момент, которым этот двигатель, сжигая топлива на много-много лошадей, вращает винт нашего транспортного средства. Или колёса... Короче, момент важен такому двигателю, который приводит в движение некоторый вал, в отличие от реактивных и турбореактивных двигателей.

И в нашем с вами 14-цилиндровом Вартсилё этот момент составляет... 7 603 850 Нм (при 102 об/мин).
Ещё раз - семь миллионов, шестьсот тысяч ньютонов на метр.

А теперь - доступно
В любом автомобильном бензиновом ДВС цифра (я подчёркиваю - ЦИФРА) соотношения максимальной мощности и максимального крутящего момента чаще всего равна цифре лошадиных сил или превышает его не более, чем в 1,5 раза. Ну, например, если у вас 300 лошадей, то момент будет чаще всего не выше 600 Нм.
В грузовых дизелях, даже сильно форсированных момент не превышает цифры мощности, умноженной на 5 (при 1000 л.с. момент будет до 5000 Нм).

У некоторых гоночных двигателей на топливе типа "спирт" или "нитрометан", цифра мощности может быть равна цифре крутящего момента, например при мощности в 1500 л.с. момент может быть 1500-2000 Нм, а на нитрометане при 10 000 л.с. момент достигает 10 000 Нм.

Но не в нашем случае.

В двухтактном судовом дизеле с крейцкопфным механизмом момент достигает в 70 раз больше единиц, чем сама мощность.

Чтобы вы совсем поняли, это то же самое, если в вашем авто мощностью 109 лошадиных сил, момент был бы 7600 Нм. Не плохо, да?

Именно ради всего того праздника этот двигатель и был создан, чтобы благодаря сжиганию топлива на 109 тысяч лошадей и потерях в тепло на столько же, получился именно момент в 7,6 лямов Нм, которым эти адские танкеры доставляЛИ вам ваши Айфончики, пока в мире не началось...

Спасибо за внимание.

P.S.: Поршни:

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост

И у больших дизелей бывают гидроудары:

...банутые двигатели. Часть - 1: Всё, что вы не знали о самом мощном в мире ДВС Техника, Двигатель, Дизельный двигатель, Дизель, Мат, Длиннопост
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!